РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Системно - деятельностный подход в организации современного урока информатики.

Системно - деятельностный подход в организации современного урока информатики.

Системно - деятельностный подход в организации современного урока информатики.

Методологической основой ФГОС является  системно-деятельностный подход, согласно которому "развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования". Итак, говоря в школе о деятельности, мы в первую очередь имеем в виду учебную деятельность (только теперь в это понятие мы вкладываем несколько иной смысл, нежели раньше), подразумеваем развитие, саморазвитие, самовоспитание личности, формирование УУД и, в том числе, приобретение определённых предметных ЗУН. Рядом с учебной деятельностью всегда будет стоять познавательная деятельность.

Как же организовать деятельность учащихся на уроке так, чтобы они не получали знания в готовом виде, а добыли их самостоятельно. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Если рассматривать традиционную форму обучения, то
 мы должны в первую очередь вложить в ученика знания, а  целевой установкой новых образовательных стандартов является: «Развить умение учиться».

Приведу для сравнения структуру традиционного урока и урока на основе системно-деятельностного подхода на примере урока информатики по теме «Графические возможности текстового редактора».

Этап урока

Традиционный урок

Деятельностный урок

«Урок открытия нового знания»

1 Организационный момент.

Учитель сообщает тему урока, план урока.

 

Перед классом ставится практическая задача, например: для изготовления буклета, необходимо вставить в тестовой документ графические объекты, чертежи, схемы и т.д. Таким образом, буклет  становится не только более наглядным, но и профессионально законченным. Обучающимся демонстрируются  примеры буклетов.

Формулируется тема урока «Графические возможности текстового редактора»

 

2 Актуализация опорных знаний

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, тестирование  и т.д.

 

Обучающихся  вводят в тему урока путем решения определенных задач, путем их личных рассуждений, с помощью наводящих вопросов.

3 Объяснение нового материала

Обычно используем объяснительно-иллюстративный метод

Учитель подталкивает обучающихся к правильному решению только путем наводящих вопросов. Учащиеся предлагают, с помощью каких инструментов текстового редактора можно выполнить данное задание, намечают план реализации. Обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант.  Происходит самостоятельное открытие нового знания.

 

4 Закрепление нового материала

Преобладают репродуктивные методы

В основном фронтальная работа.

1) Выполняется пробное учебное действие (индивидуально или в малых группах).

2) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы

 

5 Рефлексия

Учитель или обучающиеся говорят, что нового узнали на уроке, чему научились.

Возможны следующие варианты рефлексии

 1) Словестная (Синквейн) – раскрыть само понятие, выразить отношение к этой теме.

2  Графическая рефлексия. Рука успеха. 

(Подпишите пальчики, что нового вы сегодня узнали на уроке, в середине руки поставьте оценку уроку, отношение к уроку.)

3. Цветовая рефлексия: красный – все понравилось, зеленый – похуже, синий – все плохо.

5 Постановка домашнего задания.

Традиционное домашнее задание (параграф учебника и практическое задание)

Творческое проектное задание

Организовать урок подобным образом можно, если новый материал тесно связан с раннее изученным.

В остальных случаях 3 этап  нужно выстроить несколько иначе:

1 вариант. Учитель сам показывает самые важные этапы выполнения учебной задачи (время объяснения 5 мин)

2 вариант.  Групповая форма работы:  каждая группа видит карточку перед собой с определенным рядом действий (перейти туда-то,  посмотреть то-то, открыть то-то). Каждой группе даем свое задание, а сдают они общее, таким образом обучающиеся  будут слушать друг друга.

3 вариант Изучение нового материала организуется с помощью ЭОР различно типа.

При таких формах организации урока учитель выступает в роли тьютера. Позиция педагогической поддержки должна быть таковой: «Не делать за ученика, а помогать преодолевать его проблему, оказывать  только  адресную помощь ребенку»

Несмотря на принципиально другую ориентацию обучения,  системно-деятельностный  подход удачно вписался в мою методическую систему,  потому что он использовался мною в организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся, которую я организую вот уже 7 лет на уроках информатики и в рамках работа школьного НОУ «Эрудит», руководителем которого я являюсь.     

Литература.

1 Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов/ А.Г. Асмолов // Практика образования.-2008.- №2.
 2. Петерсон Л.Г. Что значит «уметь учиться». Москва, 2006.
 3. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения, — М. 1986.
 4 Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. — М.: Просвещение, 1986.
 5. Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.
 6 Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13-27.
7 Дмитриев С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. — 2003.- N 6. — С. 30-39.

Провоторова Алла Борисовна20.03.2015 21590 Я иду на урок...
Всего комментариев: 0
avatar