РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Имя существительное. Обобщение.

Имя существительное. Обобщение.

Автор: Якуб Ольга Александровна

Цель: обобщить знания об имени существительном.

Ход урока

Организационный момент

Здравствуйте, уважаемые гости. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в страну Морфологию. И говорить мы сегодня будем о Имени существительном.

Глашатай. (Объявление о путешествии в страну Морфологию)

Имя существительное (1)

Имя существительное (2)

Королева:
- Стоп- стоп, не торопитесь. Погулять по нашему городу, познакомиться с ним смогут только люди, знающие всё об имени существительном. Поэтому сначала прочитайте «Справочник туриста», а потом я покажу вам наш город.

Рассказчик:
- Ну что ж, мы согласны.

Королева:
- Ну что ж, вот сейчас и проверю их. Центр города, его замок, символизирует основное значение существительного, его смысл. Вот он, но мы пока ещё не дошли до него. Дайте же определение нашей части речи.

(Отвечают команды. За правильный ответ ставится балл.)

Королева:
- Ну вот, добрались мы и до замка. От него уходят группы улиц. Первая группа улиц соединена с переулком, это Собственная и Нарицательная улицы. Что вы можете рассказать о жителях этих улиц?

(Отвечают команды. За правильный ответ ставится балл)

Рассказчик:
- В одном королевстве жили имена существительные.

Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи, что сама королева их путала.

И вот однажды она издала указ: «Кто придумает для моих слуг – существительных знаки различия, тот будет награждён».

Рассказчик (Сценка)
- А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала.

Пришла королева и сказала:
«Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода (туда попали слова: муж, папа, дядя, стул и т.д.). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода (туда попали слова: жена, бабушка, весна и т.д.). А те слова, что остались неопределёнными, пусть будут среднего рода (туда попали слова: солнце, небо и т. д.).
Вот так и появился род имён существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имён существительных.

Представление команд (Название команды, девиз). Визитные карточки (Стихи, сценки).

Задание № 1

Разминка: Загадки – шутки. Для ответов подбирать только существительные.

  1. Что можно видеть с закрытыми глазами? (сон)
  2. Ты за ней, она от тебя, ты от неё, она за тобой? (тень)
  3. Чем больше из ней берёшь, тем больше она становится? (яма)
  4. Какой весенний месяц короче всех? (март)
  5. Сидит кошка на окошке, голова и хвост как у кошки, но всё же не кошка. Что это за зверь? (кот)
  6. В каком месяце люди меньше всего разговаривают? (февраль)
  7. Что принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (имя)
  8. Может быть в слове сто одинаковых букв? (сто-г, сто-к, сто-л)

Задание № 2

Конкурс капитанов. Составление синквейна на тему «Имя существительное».

Синквейн – приём, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определённую тему.

Правила составления синквейна:

  1. В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).
  2. Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)
  3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)
  4. Четвёртая строка – фраза из четырёх слов, выражающее отношение к теме (разные части речи)
  5. Пятая строка – одно слово, синоним темы.

Пример:

  1. Пустыня.
  2. Знойная, песчаная.
  3. Укрывается, изнывает, печёт.
  4. В пустыне мало воды.
  5. Жара.

Задание № 3

Музыкальная пауза.

Услышать в произведении Чайковского «Времена года. Весна». Написать все существительные связанные с весной. (Правильный ответ – балл)

Задание № 4

Работа с сигнальными карточками.

Определить, где Е в окончании существительного, где И.
Объявление об экскурсиИ, лекция в планетариИ, на уроке историИ, в брошюрЕ, о спортЕ, назвать по фамилиИ, состязаться в плаваниИ, изменяться при склоненииИ.

Задание № 5

Склонение существительных (на скорость, у доски)

  • 1 команда – весна
  • 2 команда – поле
  • 3 команда – спорт

Задание № 6

Распределить существительные в 3 колонки:

  1. Только ед.ч.
  2. Только мн.ч.
  3. Две формы.

Сахар, сани, мышцы, ножницы, молодёжь, чернила, молоко, шорох, растение, дрожжи, хворост, темнота, праздники, погода, прятки, грабли, бензин, цифры.

Подсчет выставленных баллов за задание и предыдущие конкурсы.

Выявление победившей команды.

Итог внеклассного мероприятия.

Якуб Ольга Александровна28.01.2016 7430 Я иду на урок...
Всего комментариев: 0
avatar