РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие цветового восприятия у школьников в декоративно – прикладном творчестве в рамках внеурочной деятельности.

Развитие цветового восприятия у школьников в декоративно – прикладном творчестве в рамках внеурочной деятельности.

Первые шаги ребёнка в мире искусства – шаги на пути к себе, к своим творческим возможностям, это первые опыты в овладении духовным наследием человечества.

Практическое раскрытие творческого потенциала детей осуществляется, прежде всего, в игре и творчестве.
Внеурочная деятельность – один из видов творческой деятельности школьников, направленный на социализацию, развитие творческих способностей обучающихся.

Обучение детей художественному творчеству проходит через восприятия и изучения цвета.
Одной из самых замечательных особенностей зрения человека является способность различать цвета предметов, их оттенки и сочетания. Любой предмет имеет свой цвет. Некоторые объекты мы узнаём только благодаря цвету. Цвет помогает нам узнать, поспели ли ягоды, или о том, что уже наступила осень, потому что зелёные листья пожелтели или покраснели.

Цвет является средством, которым можно непосредственно влиять на душу. Цвет – это клавиша, глаз – молоточек, душа – многострунный рояль.

Развитие цветового восприятия окружающего мира на занятиях внеурочной деятельности является средством формирования художественно-образного мышления.

Одна из задач учителя заключается в том, чтобы развивать в каждом ребёнке стремление к красоте, заложенной самой природой. Давая учащимся возможность почувствовать всю цветовую прелесть мира через своё личное восприятие, занятия помогают им становиться духовно богаче, щедрее душой, развивают художественный вкус, творческое воображение.

Развивать восприятие цвета можно с помощью наблюдений красоты цветовых отношений в природе, окружая детей произведениями живописи, народного и декоративно-прикладного искусства.

На занятия внеурочной деятельности приходят разные дети, и каждый – с индивидуальным чувством восприятия. Наблюдая за творчеством учащихся, целесообразно проводить цветодиагностику, которая помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении. Для этого учителю нужно наблюдать за тем, какие цвета предпочитает использовать ребёнок в своих работах. Часто сообщать и показывать детям гармоничные цветовые сочетания, чтобы развивать правильное восприятие цвета.

Развитие чувства цвета у детей – интереснейший аспект современной художественной педагогики. Французские педагоги любят рисовать вместе со своими воспитанниками крупными мазками сочной сине-голубой, сиренево-серой, бордовой гуашью и пастелью. Японские педагоги вместе с детьми рисуют серо-чёрной краской ажурные иероглифы. А можно развивать чувства цвета у детей через разные виды аппликации.

Слово «аппликация» произошло от латинского «прикладывать» - это вид декоративно-прикладного искусства, в котором на основе, принятой за фон, закрепляются детали изображения будущей композиции. Предметы быта в технике аппликации создавались уже 2,5 тысячи лет назад!

К настоящему времени сложились основные виды аппликации: предметная аппликация, сюжетная, декоративная. По способу изображения выделяются плоскостная и объёмная; по способам выполнения – мозаика и отрывание; по цветовому - монохромные и полихромные работы. Используемые в аппликации материалы (бумага, ткань, нитки, верёвки, кружева, тесьма, природный материал и нетрадиционный (бросовый) материал). Крепятся предметы к фону с помощью клея, путём пришивания, сцепления, посадки на пластилин.

При работе с детьми аппликация является самым распространённым видом деятельности. Она помогает им познакомиться с основными понятиями цветоведения и законам композиции. Приступая к выполнению аппликации, необходимо вспомнить о композиции, цвете и колорите.

У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание должно уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс декоративно-прикладного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность.

Следует помнить, что задача занятия — освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной учителем. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты, как упрощения, так и усложнения задания.

  1. Дети могут самостоятельно выбирать не только вариант работы, но и способ её выполнения: путём эксперимента, по схеме или по выкройке.
  2. Дети учатся самостоятельно оценивать свои действия по различным показателям: чувства, которые вызывает работа, количество изделий, новые идеи (творчество), аккуратность, способ действия, сложность, композиция. Занимаясь самоанализом, дети глубже осознают процесс учения.
  3. Все виды работ можно выполнять как индивидуально, в парах так и коллективно.
  4. Выполнение заданий направлено на отработку основных операционных навыков – вырезание, складывание, гофрирование, надрезание, склеивание и проч. Развивается мелкая моторика руки, и, как следствие, улучшается письмо, чтение и речь.

Дети должны начать свой творческий путь естественно и непринуждённо. Развитие воображения, фантазии, творческой интуиции и в целом художественного сознания ребёнка можно и нужно начинать с освоения художественных настроений и эмоций, общих для всех видов искусств, с формирования уважения к народным традициям, национальному богатству, с формирования способности получать удовольствие от общения с природой.

Список литературы.

  1. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. Основы объёмного конструирования/ Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. – 144с.
  2. Румянцева Е. Аппликации Простые поделки. М.,: АЙРИС ПРЕСС, 2011.
  3. Митителло К. Аппликация: техника и искусство. – М.,: Издательство ЭКСМО Пресс, 2002. – 192 с.
  4. Копцева, Т.А. Изобразительное искусство и мир интересов человека : 1-4 классы / Т.А. Копцева. – М..: Московский центр художественной культуры и образования, 1994.
Литвиненко Елена Викторовна22.10.2014 11260 Вне урока
Всего комментариев: 0
avatar