РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Профессия учитель

Профессия учитель

Мартьянова Людмила Ивановна 
учитель технологии 
ГБОУ СОШ пос. Кинельский

Мы учимся не для школы, а для жизни.
Латинская пословица.

Какова миссия учителя?

Вечный вопрос педагога. Непросто ответить на него.

Меняются времена, меняются и требования к выпускнику. Политические и социально-экономические изменения, произошедшие в обществе за последние годы, обусловили изменения современной образовательной политики.

Каждый учитель считает свой предмет главным. Вот и я, не исключение. Но мой предмет «технология» действительно главный и не только в школе, а и в дальнейшей жизни.

Несерьезный предмет, думают многие, не «царица наук», как математика, не философский предмет, как литература. Но они глубоко ошибаются. За последние годы содержание данного учебного предмета качественно обновилось. Сегодня учитель технологии, как никто другой в школе, обладает счастливой возможностью, с одной стороны, объяснить и продемонстрировать учащимся, как научно-технические знания материализуются в конструкторско-технологических процессах, а с другой, практически познакомить их с основными способами и приемами обработки конструкционных материалов, дать представление о дизайне и прикладной экономике.

В школе я работаю 23 года и могу сравнить преподавание предмета технологии раньше и сейчас.

С 1991 по 2005 год в нашей школе были созданы все условия, для того, чтобы предмет технология (а до этого трудовое обучение) был самым интересным, нужным. (Мастерская для мальчиков и кабинет труда для девочек.)

Учебный кабинет, светлый и теплый, был оборудован всем необходимым: швейные машины, гладильная доска, утюг, рабочее место для кроя. Девочки учились кроить и шить, вязать спицами и крючком, плести, вышивать и многое другое.

Но самое главное была лаборантская – кухня. Это место завораживало и притягивало, не только девочек, но и мальчиков. Всем хотелось заглянуть и посмотреть, а правда ли там также как «на кухне у мамы». Во время практических занятий по всей школе разносился запах блинов и пельменей, котлет и сырников. Счастливые ходили мальчишки тех классов, у кого была технология в этот день, они знали - их обязательно угостят девочки чем-то вкусным.

А, как приятно мне как учителю, через много лет услышать, что «до сих пор пеку пироги по рецепту Людмилы Ивановны», что «связала шапку сыну по конспекту урока 7 класса», что «вышивка крестом стало моим хобби», что «тетрадь с кулинарными рецептами веду ещё с 5 класса». На каждом вечере встреч выпускников, слышу слова благодарности от уже взрослых людей, имеющих своих детей школьников, за те знания и умения, что получены на моих уроках.

В 90-е годы учителя технологи были первыми, кто использовал такую педагогическую технологию как проектный метод работы. Мной он был освоен достаточно хорошо. Результат моей работы четвертое поощрительное место на областной олимпиаде по технологии с проектом «Цветы из овощей» выполненный ученицей 8 класса, и 3- место на областной научно технической конференции с проектом «Батик». Кроме этого, многочисленные победы на олимпиадах и научно – практических конференциях окружного уровня.

А, что сейчас? Ведутся уроки в совмещённых классах (мальчики и девочки). Предмет технология превращается в ещё один - устный предмет. От 70% практики осталось 30%, все остальное время приходится работать с информацией. Один кабинет для технологии и информатики. И, скажу вам – это не самый худший вариант. На сегодняшний день сложность в моей работе заключается в том, что нет возможности изучения в полном объёме курса предмета технология для девочек, так как рабочая программа составлена для совмещённых классов. Это теория… А практика швейная, материаловедение, машинные швы и многое другое? А чем занять в этот момент мальчиков? Как сделать так, чтобы это учебное время для них тоже было полезным и познавательным? Проблема эта не только нашей школы.

Отдельно хотелось бы сказать, о трудовом воспитании, которое получают наши дети, и получают ли, если на это не дадут согласия их родители. Как чувствует себя ребенок среди своих сверстников? Как изгой или как герой? Сможет ли такой человек в будущем быть уважительным к труду окружающих его людей. Сможет ли ценить дружбу и быть благодарным? А ведь таким делаем его мы взрослые.

Урок технологии необходим современным школьникам, чтобы воспитать трудолюбивых, самостоятельных, независимых и самодостаточных людей, с четкими принципами и верной линией жизни.
Сегодня, как никогда, актуальны слова А.С. Макаренко: «Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых все удается, и спориться, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах».

Мартьянова Людмила Ивановна12.12.2014 9310 Вне урока
Всего комментариев: 0
avatar