РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Моя педагогическая философия "Слагается учительское счастье…"

Ракитина Эльвира Альбертовна

…И сколько бы ни миновало лет,
Слагается учительское счастье
Из наших ученических побед…
А. Деменьтьев

Математика…. Казалось бы, «сухая» и очень сложная наука, а для меня она всегда была чем-то вроде музыки. Спасибо моему мудрому школьному учителю и моей умной, милой и дорогой мамочке. Это они показали мне всю красоту математики и привили любовь к знаниям, к детям, научили трудиться, не посовать перед трудностями.

Быстро пролетели институтские годы. И вот сегодня самый важный и удивительный день. Мой первый в жизни самостоятельный урок! Каким он будет? Я стою у дверей класса… Волнение… Сердце бьется слишком часто, что-то вот тут, в груди, волнуется и трепещет. Но удивительно, мне совершенно не страшно. Всё, пора входить. Кажется, все звуки улицы и школы разом исчезли. И только я и мой класс… Вот они – мои семиклассники и я, 22-летняя учительница математики. Я вижу десятки глаз своих первых учеников, следящих за мной внимательным , пытливым . заинтересованным взором. Что я скажу? Будет ли им интересно со мной? А мне так хочется передать им всё, что я знаю сама, всё, чему меня учили! Кажется, что может быть проще, чем передать свои знания?

Но, постепенно, я начинаю понимать, что это мои иллюзии. На самом деле оказалось, что ученик – это не чистый лист бумаги, на котором ты можешь писать всё, что захочешь, а, сложнейший мир, со своими правилами и законами, сложнейший механизм, в которому учителю не так-то просто разобраться.

А сегодня у нас на уроке завуч. О, Боже, как страшно, хуже, чем на экзамен, идти на разбор урока. Замечания завуча доброжелательные, тактичные, но вместе с тем, указывающие на допущенные ошибки. Кажется, им не будет конца! Как же много придется учиться самой, ходить на уроки, изучать методическую литературу.

Это теперь мне стало совершенно понятно, что урок должен не только решать обычную задачу, давать знания, сколько учить мыслить, искать, анализировать, выбирать и систематизировать… А тогда… Всё было, как в тумане.

Современным требованием к уроку стало формирование умений и навыков, как средств достижения более важной цели: умения добывать знания самостоятельно и претворять их в жизнь. А приобретённые навыки помогут ребятам стать увереннее. Сильнее, и, главное, испытать чувство восторга от собственного успеха в решении поисковой задачи.

Попробуйте пережить радость творческого поиска. Назовите на рис.1 и рис. 2 отношение закрашенной части треугольника к не закрашенной. А теперь, как нужно закрасить треугольник на рис 3 , чтобы отношение закрашенной части к не закрашенной было 1 : 2? А почему? Объясните?

Люблю провоцировать ребят: «Хорошо! Только объясни почему, докажи» - это даёт возможность ребёнку прийти к выводу ошибочности своей версии или помогает найти верный путь к правильному решению.

Сложнейшие темы по решению задач на составление уравнений в 6 классе! Но как ребятам самим нравиться объяснять материал! С помощью наводящих вопросов, постепенно, они продвигаются к открытию. И вдруг….

– Я поняла! Ведь это те же самые задачи, только наоборот!

Счастье открытия! И она, милая Галинка, срывающимся от радости озарения голосом, волнуясь, у доски сама заканчивает объяснение материала. Всё верно!

Меня очень радует, что мои ученики не боятся делать ошибки, свободно обсуждают, стоящие перед ними проблемы. И теперь мы с ребятами приходим к выводу, что урок – это удовольствие не только получать знания, но и учиться их добывать самостоятельно, углублять, расширять и обогащать.

Рождается план следующего урока. Как же удобно не расставаться со старым, привычным, много раз проверенным. Но… Другой класс, другие дети. Нужны другие методы и приемы, другие формы работы. Пусть добывают знания, «строят» их сами. Тогда они никогда не забудут своего собственного приобретения и поверят в свои силы.

Галя следит за мной внимательными глазами., стараясь не пропустить ни единого слова. А вот Максим уже скучает – он всё понял и хочет сам идти дальше. Пожалуйста! Дерзай! А вот Кирилл чем-то отвлёкся, потерял мысль, теперь хлопает беспомощно глазами и не может понять о чём идёт речь. Надо помочь! И лёша рассеян, долго не может собраться с мыслями.

Сколько их, таких милых и удивительно разных! Я знаю как подойти к каждому, и они рассчитывают на мою поддержку и участие. Всё у нас получится!
Но вот звенит звонок. И удивлённый голос Насти: «Это неправильно! Как быстро кончился урок! Всё было так интересно!» Я улыбаюсь. Что может быть приятнее для учителя!

И однажды прочитанные мною слова В. О. Кольцова звучат теперь как аксиома: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и тех, кому преподаешь»

Ракитина Эльвира Альбертовна,
учитель математики, МБОУ СОШ № 7
г. Сосновый Бор, Ленинградской области

Ракитина Эльвира Альбертовна13.07.2016 4160 Вне урока
Всего комментариев: 0
avatar