РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Актуальные проблемы профилактики правонарушений. Программа "Подросток. Право на будущее".

Актуальные проблемы профилактики правонарушений. Программа "Подросток. Право на будущее".
Актуальные проблемы профилактики правонарушений.
Программа «Подросток. Право на будущее».

 

Шигина А.В., директор МКОУ Матырская
основная общеобразовательная школа

Одна из важнейших задач государства как социального института - создание крепкого, стабильного общества, способного к активной жизнедеятельности и воспроизводству. Отсюда возросший интерес исследователей к изучению актуальной проблемы современного российского государства (равно как и самого общества) с одной стороны, и поиск более совершенных мер профилактики преступности и борьбы с правонарушениями среди несовершеннолетних с другой.

Федеральный Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определяет профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних как «систему социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении» (Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», N 120-ФЗ от 24 июня 1999 года(с изменениями от 13 января 2001 г., 7 июля 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г., 22 апреля 2005 г., 5 января 2006 г., 30 июня, 21 июля, 1 декабря 2007 г.)

Вся жизнь и деятельность современных подростков протекают в условиях сложного межличностного взаимодействия в официальных и неофициальных группах. С одной стороны, они живут и действуют в условиях открытости, поскольку являются членами учебных, общественных и других групп (коллективов), а с другой стороны, их антиобщественная деятельность происходит в условиях закрытости, поскольку подростки являются членами возникающих и сложившихся асоциальных групп с различной степенью криминализации. Все подростки, их учителя, воспитатели, представители общественности и другие члены общества вступают между собой в сложные и многоплановые межличностные и межгрупповые взаимодействия.

В настоящее время ведущую роль в деле предотвращения правонарушений подростков и коррекции их противоправного поведения продолжает играть общеобразовательная школа. Во многом это обусловлено тем, что на современном этапе развития российского образования школа постепенно становится открытой социально-педагогической системой, распространяющей свое влияние не только на своих учащихся и их родителей, но и на весь окружающий социум. Воспитательная работа - неотъемлемая часть всего учебного процесса. Воспитание необходимо ежедневно, ежечасно, ежеминутно взглядом, жестом, разговором, взаимопониманием, - только тогда будет результат. Недаром В.Г.Белинский писал: «Воспитание – великое дело: им решается участь человека». Эти слова не только не теряют своей актуальности, но и приобретают ещё большую значимость в наше тревожное и нестабильное время.

С точки зрения известных педагогов В.И. Загвязинского, М.П. Зайцева, Г.Н. Кудашова «Под профилактикой подразумевают научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов группы риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей». Они отмечают, что с целью предупреждения отклонений (в том числе и противоправных) в поведении осуществляется комплекс мер социально-психологического, медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность, получивших название «профилактика».

Согласно Закону РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

  1. предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
  2. обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
  3. социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении;
  4. выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий

В соответствии с этим в педагогике выделено несколько уровней профилактической деятельности:

а) решение социально-экономических, культурных и других задач общегосударственного масштаба по более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей людей;

б) меры по педагогической ориентации инфраструктуры микросоциума, направленные на оздоровление микросреды, в которой протекает жизнедеятельность человека;

в) индивидуальная воспитательно-профилактическая работа, направленная на коррекцию и предупреждение противоправных действий и отклонений в поведении отдельных лиц.

Возможно, опыт нашей школы поможет коллегам в организации работы по профилактике правонарушений и безнадзорности среди подростков.

Любое общеобразовательное учреждение, в той или иной мере, использует в качестве средства профилактики ведение социально-педагогической работы, прежде всего потому, что в основе противоправного поведения подростков лежат социальные отклонения в личностной или поведенческой сферах каждого несовершеннолетнего.

Для успешного осуществления процесса профилактики и коррекции, в первую очередь необходимо провести анализ состояния проблемы профилактики правонарушений подростков на основе изучения психолого-педагогической литературы и обобщения передового педагогического опыта. Затем следует определить основные научно-педагогические подходы к организации и содержанию процесса профилактики правонарушений подростков, выявить и обосновать комплекс педагогических условий эффективного использования социально-педагогической работы как средства профилактики правонарушений подростков, разработать и апробировать программу социально-педагогической работы школы по профилактике правонарушений подростков.

Причем деятельность общеобразовательной школы по профилактике правонарушений подростков будет эффективной, если:

  • в качестве одного из основных средств профилактики выступает социально-педагогическая работа, обеспечивающая целостное влияние на формирование жизненной, гражданской позиции подростка;
  • одним из важнейших педагогических условий профилактической деятельности школы является дифференцированный подход;
  • в основе системы профилактики правонарушений подростков вусловиях школы лежит системный подход, позволяющий решать проблему в условиях целостного педагогического процесса; идеи социально-исторической обусловленности процессов воспитания и формирования личности; личностный подход, утверждающий представление о социальной, деятельностной и творческой сущности человека как личности; деятельностный подход, позволяющий обеспечивать решение определенных жизненно важных задач;
  • технологии профилактики правонарушений подростков соответствуют уровню их социальных и поведенческих отклонений.
  •  
Программа «Подросток. Право на будущее»
 
Паспорт программы

1. Наименование программы:
Программа МКОУ Матырская основная общеобразовательная школа по профилактике правонарушений учащихся Подросток. Право на будущее».

2. Нормативная база.

  • Конституция Российской Федерации
  • Федеральный Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» от 24 июня 1999г № 120-ФЗ,
  • Федеральный Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992г. №3266-1,
  • Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ,
  • Приказ Министерства образования Московской области от 30.11.2009 № 2559 «Об организации работы образовательных учреждений по выявлению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации».

3. Цель:
Комплексное решение проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков, их социальной реабилитации в современном обществе.

4. Задачи

Программа направлена на решение следующих задач:

  • защиту прав и законных интересов детей и подростков,
  • снижение подростковой преступности,
  • предупреждение безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних,
  • обеспечение защиты прав и законных интересов детей оставшихся без попечения родителей,
  • социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении,
  • профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков,
  • социально-психологическая помощь неблагополучным семьям,
  • координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
  • выявление и пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий,
  • пропаганда здорового образа жизни.

5. Сроки реализации: 2010-2014 годы.

6. Исполнители программы:

  • Администрация МКОУ Матырская ООШ, педагогический коллектив.
  • Совет профилактики.
  • Медицинский работник, закрепленный за ОУ
  • Управляющий совет.

6. Ожидаемые результаты.

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит

  • повысить эффективность социально-реабилитационной работы с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а также совершающими противоправные действия,
  • улучшить взаимодействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений,
  • создать стабильные условия для несовершения правонарушений и преступлений несовершеннолетними.


I. В программе применяются следующие понятия:

  • Несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста 18 лет;
  • безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и(или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;
  • беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;
  • несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
  • антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;
  • семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
  • индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
  • профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
  • пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, - пиво с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции и изготавливаемые на основе пива напитки с указанным содержанием этилового спирта.


II. Состояние проблемы и обоснование необходимости ее решения

Основой разработки программы по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних в селе является социальная неустроенность несовершеннолетних, неблагополучие в семьях, отсутствие материальных средств и возможности трудоустроиться.

Характеризуя семьи, относящиеся к группе «риска», можно отметить ряд неблагополучных факторов:

  • социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, либо их полное отсутствие);
  • медико-социальные факторы (экономически неблагоприятные условия, либо хронические заболевания родителей, пренебрежение санитарно-гигиеническими требованиями);
  • социально – демографические факторы (неполная семья, многодетная, семьи с несовершеннолетними родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми);
  • социально-психологические факторы (семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей, детей, педагогической несостоятельности родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);
  • криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни, наличие судимых членов семьи, разделяющих нормы и традиции преступной субкультуры).

Наличие того или иного фактора социального риска в большинстве означают возникновение социальных отклонений в поведении детей, рождают беспризорность и преступность среди несовершеннолетних и требуют к себе повышенного внимания всех субъектов профилактики.

II. Цели и задачи программы.
Целью программы является комплексное решение проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков, их социальной реабилитации в современном обществе.

Программа направлена на решение следующих задач:

  • защиту прав и законных интересов детей и подростков
  • снижение подростковой преступности
  • предупреждение безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних
  • обеспечение защиты прав и законных интересов детей оставшихся без попечения родителей
  • профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков
  • социально-психологическая помощь неблагополучным семьям
  • координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
  • выявление и пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий
  • всестороннее развитие способностей, творческой и социальной активности учащихся.
  • создание благоприятного микроклимата для учащихся школы.
  • воспитание духовно-нравственных ценностей учащихся.
  • психолого-педагогическая работа по предупреждению правонарушений, коррекционная работа с детьми девиантного поведения.

Мероприятия по реализации программы

Организационные мероприятия:

  • планирование и корректирование работы по профилактике правонарушений совместно с инспектором ОДН;
  • проведение мероприятий по выявлению учащихся, склонных к правонарушениям;
  • систематическая работа со списком и картотекой «трудных» обучающихся;
  • использование возможностей ГПД, дополнительного образования, социума в работе с детьми;
  • своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях учащихся;
  • организация летнего труда и отдыха, информация о занятости учащихся, состоящих на учете, в летнее и каникулярное время вне школы;
  • разработка программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения учащихся;
  • оказание социально-психологической помощи учащимся, состоящим на учете, организация наставничества;
  • организация сети кружков дополнительного образования на базе ОУ (учебный план, расписание, учебные программы, календарно-тематическое планирование, журналы, выполнение программ);
  • организация психологической помощи (план, журнал учета индивидуальных бесед, методические разработки по работе с детьми асоциального типа);
  • организация социальной помощи детям (план, журнал учета индивидуальных бесед, выход в семьи, наличие актов, социального паспорта микрорайона, наличие документов об оказании помощи детям, оказавшихся в социально опасном положении, подтверждающая информация);
  • организация работы классных руководителей (план методического объединения, анализ состава, оказание индивидуальной помощи, методические рекомендации для классных руководителей, планы работ классных руководителей).

Работа с учащимися:

  • создание консультационных пунктов по оказанию учащимся к их родителям информационно-правовой помощи;
  • изучение Конвенции ООН о правах ребенка и четкое соблюдение этих прав в школе;
  • обучение и воспитание здорового образа жизни через предметы ОБЖ, физическая культура, модификация учебных программ, ориентированных на предупреждение употребление ПАВ;
  • охват организованным отдыхом и трудом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным, содержательным досугом в течение всего года;
  • закрепление наставников за детьми, стоящими на ВШУ;
  • организация медицинских обследований подростков, склонных к употреблению алкоголя, наркотических и токсических веществ;
  • организация занятий для детей и подростков по саморегуляции, по развитию способности адекватно выражать свои эмоции, по овладеванию способами разрешения конфликтов;
  • организация медико-социальной психолого-педагогической службы по работе с детьми, подростками, родителями и педагогами;
  • активизация работы школьной агитбригады, прикладных, технических, спортивных туристических кружков;
  • создание молодежных клубов неформального общения;
  • проведение дней профилактики, вечерних дискотек, клубов выходного дня, экскурсий и путешествий в выходные дни;
  • учет посещения учащимися учебных занятий (оперативный контроль, журнал, анализ сведений о посещаемости занятий учащимися с 1 по 9 класс, анализ причин пропусков, дальнейшие действия со стороны администрации).

Работа с семьей:

  • выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных семей, работа с ними; составление социальной карты;
  • организация консультаций специалистов-психологов, педагогов, медиков для родителей;
  • родительский всеобуч, организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения;
  • работа в комиссии содействия семье и школе.

В ходе реализации данной программы в 2010-2011 учебном году были достигнуты результаты, подтверждающие положительную динамику уровня воспитанности школьников, что проявилось в следующем:

  • более спокойные и доброжелательные отношения между детьми и взрослыми;
  • уменьшение количества дисциплинарных нарушений в школе;
  • сокращение количества противоправных действий;
  • выше стал уровень культуры общения и поведения на массовых мероприятиях;
  • большее количество детей, стоящих на учете привлекалось к общешкольным и районным мероприятиям;
  • формирование толерантных взаимоотношений подростков в детском коллективе;
  • охват кружковой работой на конец учебного года достиг 73%, в том числе все учащиеся (100%), стоящие на учете, посещали кружки во внешкольных учреждениях.
  • сняты с учета в КДН и ЗП на конец учебного года – 2 учащихся.
  • за учащимися, стоящими на ВШУ – на конец учебного года их число составило 11 человек - закреплен наставник. Наставничество осуществляется в индивидуальном порядке с каждым учащимся. Срывов в поведении, в непосещении учебных занятий в течение года не наблюдалось;
  • ежедневное ведение учета отсутствующих, беседы с опаздывающими, контроль за данной категорией учащихся в конце дня дали положительную динамику посещаемости, в течение года не было случаев пропусков длительного периода времени без уважительной причины;
  • акция «курить или не курить», проводимая в рамках Дней профилактики, дает положительные результаты: количество учащихся, которые положительно относятся к курению, сократилось примерно в 1,5 раза, что позволяет думать о необходимости данной работы и в будущем.

Все это стало возможным благодаря целенаправленной работе в воспитании, использованию новых форм социально-педагогического воздействия, совершенствованию деятельности органов самоуправления.

Привлечение к партнерству и сотрудничеству представителей систем профилактики – неотъемлемая составляющая в работе по формированию позитивного отношения к своему здоровью, к личностному восприятию своего внутреннего я («Умей сказать «нет»: когда хочется сказать «да»). Положительным можно назвать опыт сотрудничества со следующими специалистами: Борисова О. Ю. – специалист Астаповского спортивно-молодежного центра «Ника», Русина Н.А. – специалист - нарколог ЦРБ, Бакунина Е.В. – инспектор ОДН ОВД, Фомин А.А. – врач общей практики Матырской амбулатории, Сабурова Т. В. – библиотекарь с. Матыра.

В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка признается право каждого ребенка, нарушившего уголовное законодательство, обвиняемого или признанного виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию у ребенка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других и при котором учитывается возраст ребенка и желательность содействия его реинтеграции и выполнению им полезной роли в обществе. При этом общеобразовательные учреждения осуществляют профилактику девиантности в целом и правонарушений, в частности. Однако их практика работы на протяжении многих десятилетий показывает, что применявшиеся в них традиционно методы наказания и перевоспитания в большинстве случаев не дают эффективных результатов по социальной реабилитации и реинтеграции этих несовершеннолетних в общество. Поэтому в настоящее время большое значение приобретает разработка и внедрение новых социально-педагогических методик, технологий и их элементов, направленных на профилактику девиантности (и, конкретно, правонарушений) прежде всего на уровне первичной профилактики.

Шигина Анна Викторовна23.10.2012 147460 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar