РАЗРАБОТКИ

Другие модули


«Формирование нового подхода к проблеме организации профилактической деятельности в образовательных уч-реждениях в области профилактики пр

«Формирование нового подхода к проблеме организации профилактической деятельности в образовательных уч-реждениях в области профилактики правонарушений»
«Интегрированная структура межведомственного взаи-модействия в образовательных учреждениях в области профилактики правонарушений»
Руководитель методического объединения
социальных педагогов, социальный педагог
ЦПМССФрунзенского района
Лобачевская Екатерина Сергеевна


Профилактика правонарушений и преступности среди несовершеннолетних является одним из важных направлений государственной и городской социальной политики. Соци-ально-экономические изменения, происходящие в России на протяжении последних лет, на-растание социальной напряженности не могли не вызвать определенные демографические, психологические, экономические, в том числе и социальные последствия во всех слоях об-щества. Наиболее уязвимую в этом плане группу представляют подростки и дети, так как они в этой ситуации оказались наиболее незащищенными, как социально, так и экономиче-ски. Существенно изменилась и социокультурная жизнь подрастающего поколения, обост-рилась проблема социального сиротства, а также безответственного отношения деморализо-ванных родителей к здоровью и воспитанию детей. Дети, растущие в неблагополучных, кон-фликтных семьях, характеризуются различными психическими аномалиями и отклонениями в поведении. Вариантов отклонений в поведении детей и подростков достаточно много. Это бродяжничество, воровство, мошенничество, физическое насилие, употребление психоак-тивных веществ, уход в различные неформальные объединения и группировки, суицид, экс-тремизм и т.д. Для принятия мер по своевременному предупреждению различных отклоне-ний в поведении подростков, нужны разновариантные формы профилактической работы. Ранняя профилактическая работа с различными категориями подростков, будет наиболее продуктивной, поскольку несовершеннолетние являются, в силу возраста, психологически наиболее податливой группой. До недавнего времени государство гарантировало пусть и не-достаточно высокий, но относительно устойчивый социальный уровень для каждого челове-ка в области образования, здравоохранения, культуры, трудовых отношений, социального обеспечения и т.д. Однако сегодня эта ситуация изменилась и мы констатируем факт, что значительно увеличилось количество семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Соответственно увеличилось количество детей находящихся в трудной жизненной ситуации. Эта причина может являться поводом к совершению несовершеннолетними преступлений и правонарушений. Понятие трудная жизненная ситуация, в целом, определяется как времен-ная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация; неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы; препятствия в реализации важ-ных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств; си-туация, объективно нарушающая жизнедеятельность; нарушение привычных внутренних связей; невозможность реализации внутренних стимулов ( мотивов, стремлений, ценностей). Классифицировать трудную жизненную ситуацию школьника и его семьи можно по источ-нику возникновения, по основаниям, по охвату функций жизнедеятельности, по последстви-ям, по способности семьи к преодолению трудных жизненных ситуаций. Классификация по-зволяет осуществить адресность педагогической поддержки семьи, дифференцированно по-дойти к работе с отдельным ребенком. Таким образом, трудную жизненную ситуацию можно рассматривать, как область педагогической поддержки. Социально- педагогическая помощь, при решении трудной жизненной ситуации, более эффективна, если она проводится в ком-плексе. Социально-педагогическое сопровождение ребенка представляет собой циклическое непосредственное и опосредованное воздействие друг на друга в условиях социума с целью гармонизации отношений индивидов, участвующих во взаимодействии с этим социумом в определенном пространстве и во времени. Таким образом, педагогическая поддержка ребен-ка, находящегося в трудной жизненной ситуации, является приоритетным направлением дея-тельности специалистов образовательного процесса и должна осуществляться комлексно при тесном взаимодействии с другими органами. Наиболее эффективными способами педагоги-ческой поддержки являются: консультирование, беседы, факультативы, групповые консуль-тации, тренинги для группы родителей, имеющих схожие проблемы в воспитании ребенка, различные виды собраний, вечера вопросов и ответов, родительские конференции. Наиболее эффективными приемами педагогической поддержки являются: доверительная беседа, совет, акцент на достоинства ребенка, обсуждение на равных, проекция результата.
Специалисты ОУ не всегда самостоятельно могут оказать необходимую помощь ребенку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, разрешение проблемы часто требует привле-чения специалистов др. организаций. Анализ и систематизация опыта педагогической под-держки ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, позволяет сделать следую-щий вывод: в работе используются разные эффективные приемы и способы педагогической поддержки с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Основываясь, на Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорно-сти и правонарушений несовершеннолетних» от 21 мая 1999г. основной задачей системы об-разования является: профилактика предупреждения безнадзорности, беспризорности, пра-вонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.
На сегодняшний день, обучение и воспитание подрастающего поколения в современной школе реализуются в условиях экономического и социально-психологического разбаланси-рования. Эффективный системный подход в организации профилактической деятельности в образовательном учреждении по профилактике правонарушений, дезадаптивного поведения и помощи в решении трудной жизненной ситуации несовершеннолетних должен включать в себя как необходимые разовые мероприятия, направленные на снижение остроты спонтанно возникшей ситуации, связанной с девиантным поведением учеников в школе, так и достаточ-ные постоянно действующие мероприятия, планово-встроенные в учебно-воспитательный процесс. В соответствии с основанием определяется целевая группа, на которую должна быть направ-лена деятельность:
• несовершеннолетние и учащиеся ОУ «группы риска»
• неблагополучные семьи и семьи «группы риска»
• учащиеся ОУ состоящие на учете ОДН
• учащиеся ОУ и семьи, рассмотренные на Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
• дети находящиеся в трудной жизненной ситуации
В максимально обобщенном виде рассмотрение системы профилактики девиантного поведе-ния и трудной жизненной ситуации в образовательных учреждениях может иметь два основ-ных аспекта. С одной стороны, внутри образовательных учреждений существует профилак-тическая система. С другой стороны в контексте рассмотрения территориальной превен-тивной системы, под профилактическим пространством понимается – комплекс различных учреждений, социальных институтов и организаций территориального субъекта, созданных для обеспечения жизни ребенка и улучшения ее качества. Эти две составляющие систе-мы профилактики девиантного поведения являются механизмами взаимодействия элементов профилактического пространства. Факторы риска или защиты подростка от дезадаптации и последующего развития девиаций поведения (конкретных проявлений) определяются нали-чием или отсутствием организации механизмов взаимодействия этой системы. Основанием для разработки системы должны являться:
Конституция РФ; Закон РФ «Об образовании»; Федеральный закон РФ «Об основах сис-темы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 21 мая 1999 г.; Закон Санкт – Петербурга «О профилактике правонарушений в Санкт- Петербур-ге» №230-42 от 04.06.2007 г.; Целевая Программа Санкт -Петербурга «Профилактика правонарушений несовершеннолетних и молодежи в Санкт - Петербурге на период с2006 по 2008 год» от 23.03.06 №147-20.; Закон Санкт – Петербурга «О профилактике безнад-зорности и правонарушений несовершеннолетних в Санкт – Петербурге» от 20 апреля 2005 г. №170-20; Закон Санкт- Петербурга «Об административной ответственности за попустительство нахождению несовершеннолетних в общественных местах в ночное время без сопровождения родителей (лиц, заменяющих родителей). Принят Законода-тельным Собранием Санкт- Петербурга 21 января 2009 года; Постановление Правитель-ства Санкт-Петербурга «О реализации закона Санкт-Петербурга «О профилактике право-нарушений в Санкт-Петербурге» от 15 января 2008 г. №5; Постановление Правительства Санкт- Петербурга О программе «Комплексные меры по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге» на 2009-2012 годы; Приказ Министерства образования РФ «Об ор-ганизации родительского всеобуча в образовательных учреждениях» от 22 июля 2002г. 330-51-547/16; Приказы Отделов образования «О мерах по решению проблем детской беспризорности и безнадзорности в образовательных учреждениях района».
Источниками финансирования профилактической деятельности должны быть:
Бюджетные средства г.Санкт – Петербурга на соответствующий финансовый год.
Средства городских целевых программ.
Привлеченные внебюджетные средства.
Основные задачи по формированию нового подхода к проблеме организации профилакти-ческой деятельности в образовательных учреждениях в области профилактики правонару-шений:
Создание комплексной, скоординированной системы профилактической работы по преду-преждению и уменьшению роста правонарушений несовершеннолетних в системе образова-ния.
Осуществление и расширение межведомственного взаимодействия в области профилактики правонарушений.
Создание и системное пополнение нормативно-правовой и информационно-методической базы в области профилактики правонарушений.
Разработка, развитие и реализация новых учебно-воспитательных и специальных профилак-тических программ, технологий и методик, определяющих комплекс действий по совершен-ствованию воспитательной системы образования, позволяющих более целенаправленно и эффективно решать проблемы организации образовательной, учебно-воспитательной, досу-говой деятельности несовершеннолетних в области профилактики правонарушений.
Модернизация программ дополнительного образования в области профилактики правонару-шений среди учащихся.
Разработка единого подхода по созданию целесообразной, гибкой системы реализации целе-вых городских и районных программ в образовательных учреждениях.
Совершенствование базы данных Центра информационных технологий и телекоммуникаций «О состоянии работы по профилактике правонарушений среди учащихся образовательных учреждений».
Развитие деятельности Центров психолого-медико-социального сопровождения по органи-зации социально-психологического сопровождения детей группы риска.
Активизация работы служб сопровождения и воспитания, социально-психологических служб в образовательных учреждениях.
Организация повышения квалификации специалистов системы образования в области про-филактики правонарушений.

Широкое внедрение комплекса наиболее эффективных учебно-воспитательных, профилак-тических программ по профилактике правонарушений, безнадзорности, наркозависимости и формированию здорового образа жизни в образовательной и досуговой среде.
Создание и укрепление интегрированной структуры межведомственного взаимодействия в образовательных учреждениях в области профилактики правонарушений.
Разработка и внедрение инновационных специальных учебно-воспитательных и профилак-тических программ, направленных на профилактику правонарушений, формирование здоро-вого образа жизни в среде несовершеннолетних.
Развитие волонтерского движения в образовательных учреждениях района по проблеме пра-вонарушений подростков.
Создание системы мониторинга по осуществлению аналитической деятельности работы по проблеме правонарушений подростков.
Проведение мониторинга результативности работы по профилактике правонарушений в об-разовательных учреждениях района.
Субъекты профилактической работы


Несмотря на разнообразие существующих программ (модулей.) в образовательных учре-ждениях для повышения профилактической эффективности требуется универсальный под-ход, опирающийся на принцип единой системы организации. в школе.
С точки зрения профилактической организации важно, чтобы система программных ме-роприятий прослеживалась во взаимосвязи всех субъектов профилактического пространства. Несовершеннолетний, семья, родители - единая микросистема. Однако, при возникновении проблем - несовершеннолетний, семья, родители требуют единой макросистемной работы. Простроенная логическая цепочка социально - педагогического сопровождения несовершен-нолетних, семьи «группы риска» включает обязательное прохождение целевой группы, на которую направлена деятельность проекта, через систему программных мероприятий. Сле-дует отметить, что практическое значение прохождения «цепочки» имеет преимущество в том, что постепенно трансформируются их представления о социуме, выявляется обратная сторона проблем, повышая тем самым их психолого- педагогическую компетентность. Несо-вершеннолетний «группы риска» определяет свой социальный статус, оптимально адапти-руется к социальным условиям, повышается уровень коммуникативной компетентности. Для специалистов работающих с данной категорией детей, это позволяет уточнить социаль-но- психологический норматив, общие закономерности.
Мультимедийность профилактических программ приобретает большое значение, позволяю-щее своевременно скорректировать превентивные планы и является главным звеном систем-ной долгосрочной профилактической работы.
Мультимедийность - разнообразие социальных, психологических, правовых, экономических и прочих структур организованных в сложнейшую систему нелинейных связей, имеющих территориальную, культуральную, профессиональную индивидуальность. Школа - лишь элемент системы жизнеорганизации ребенка, в ней находится самое обширное место для самореализации ребенка, возможностей обрести жизненную компетенцию.
Система программных мероприятий в ОУ включает образовательные и учебные про-граммы (модули), которые раскрывают полное теоретическое и практическое содержание. Комплекс модулей в школе учитывает раннюю профилактику дезадаптивного поведения де-тей, как следствие неуспешности в школьном обучении, неуспешной адаптации в социуме, нерешенных внутрисемейных проблем.
Комплекс модулей включает просветительские, профилактические,
профориентационные, диагностические, досуговые программы, обеспечивающие профилак-тическую деятельность для несовершеннолетних, родителей, педагогов в рамках профилак-тики правонарушений, безнадзорности и антиобщественных действий.
В течение реализации возможны добавления новых модулей, изменения работы ап-робированных образовательных или учебных программ ОУ.
Модуляция (изменение) модульных программ в течение периода реализации зависят от «то-чек риска». Научно - методическое, информационно - просветительское, профилактическое обеспечение работы напрямую зависят от экономических и социальных факторов.Изучив и проанализировав поле деятельности, определяются наиболее выраженные «точки риска»:
• отказ родителей от участия (при проведении любой формы работы предварительно берется обязательное согласие родителей (лиц их заменяющих).
• ограничение финансирования
• увеличение финансирования определенного приоритетного направления
• изменения кадрового состава специалистов учреждения
• массовость охвата (увеличение запроса, или снижение активности)
• пилотажная реализация отдельных программ
• др. факторы риска
В связи с данной проблематикой, точность прогнозирования эффективности функциони-рования определяется предполагаемым результатом.
Предполагаемые промежуточные и конечный результат реализации социальной, экономиче-ской и педагогической эффективности:
1. Создание в районах системы скоординированного взаимодействия с учреждениями и ор-ганизациями, занимающимися профилактикой правонарушений и безнадзорности несовер-шеннолетних.
2. Повышение уровня компетентности педагогов и специалистов по вопросам профилакти-ки правонарушений учащихся «группы риска».
3. Расширение информационно-просветительской и организационно-методической деятель-ности в области профилактики правонарушений.
4. Создание системы профилактической работы с несовершеннолетними. Успешная реализа-ция комплекса учебно-воспитательных программ.
5. Повышение эффективности деятельности специалистов служб сопровождения и воспита-ния, социально - психологических служб ОУ, осуществляющих деятельность по сопровож-дению детей « группы риска».
6. Сокращение количества учащихся, не посещающих ОУ по неуважительным причинам.
7. Уменьшение роста и сокращение числа правонарушений среди несовершеннолетних.
8. Обеспечение наиболее эффективного расходования бюджетных, внебюджетных средств в рамках реализации городской целевой программы «Профилактика правонарушений несо-вершеннолетних и молодежи в Санкт- Петербурге»
Критерии эффективности
1. Формирование нового подхода к проблеме организации профилактической деятельности в ОУ в области профилактики правонарушений.
2. Создание пакета информационных и методических материалов по профилактике правона-рушений для участников образовательного процесса.
3. Активное взаимодействие комплекса различных учреждений, социальных институтов и организаций территориального субъекта, созданных для обеспечения жизни ребенка и улуч-шения ее качества. Организация механизмов взаимодействия этой системы.
4. Увеличение доли родителей, владеющей необходимой информацией по вопросам профи-лактики правонарушений.
5. Массовость охвата реализации проекта позволит повысить эффективность деятельности специалистов различных межведомственных структур.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены