РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Профилактика правонарушений и девиантного поведения, самовольных уходов воспитанников детских домов и школ – интернатов.

Профилактика правонарушений и девиантного поведения, самовольных уходов воспитанников детских домов и школ – интернатов.
Государственное казённое образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья ст-цы Староминской Краснодарского края 


Профилактика правонарушений и девиантного поведения, самовольных уходов воспитанников детских домов и школ – интернатов. 

Доклад. 

Подготовила: Лях Елена Геннадьевна, воспитатель. 


Тема: «Профилактика правонарушений и девиантного поведения, самовольных уходов воспитанников детских домов и школ –
интернатов».

Цель: предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних.
Задачи: 
  • организация и совершенствование внеурочной деятельности, направленной на вовлечение учащихся в досуговые мероприятия; 
  • создание оптимальных условий для адаптации детей в социуме и утверждении среди сверстников, через вовлечение во внеурочную деятельность. 

Государство признаёт детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетной подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развитие у них общественно-значимой и творческой активности, воспитание в них высоких нравственных качеств; патриотизма и гражданственности – декларирует Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка РФ».
Социальные и экономические проблемы в российском обществе способствовали росту численности безнадзорных детей; увеличение распространения в детской среде наркотиков и различных психотропных препаратов, алкоголя. И, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних. 

Неблагополучные подростки, к сожалению, есть в каждой группе воспитанников. Поэтому одно из важных направлений в нашей работе является – профилактика правонарушений девиантного поведения, самовольных уходов воспитанников. 

Для этого необходимо:
  1. Выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, антисоциальным нормам поведения, отстающим в учёбе. 
  2. Определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностях детей. 
  3. Изменение характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми. 
  4. Вовлечение в различные виды положительно – активной социальной деятельности и обеспечение успеха в ней. 
Также для предупреждения и коррекции отклоняющегося поведения у воспитанников является соблюдение дисциплины и порядка. Поэтому необходимо детям усвоить и выполнить установленные нормы и правила. 

Каждый поступок и любые действия воспитанников должны соответствовать этому порядку. Стремясь к достижению этой цели следует обратить внимание на следующее:
  1. Следует научить ребёнка выполнять режим дня. Вся деятельность детей должна быть построена и организована по режиму, выработанному школой, отклонений от которого нельзя допускать. Поначалу ребёнок может сильно сопротивляться, но рано или поздно выполнение режима войдёт у него в привычку, и он начнет выполнять всё в нужное время сам. 
  2. Все вещи должны быть на своих местах и находиться в порядке. Это усиливает у детей чувство ответственности и приучает их к порядку и дисциплине. 
  3. Не следует проходить мимо плохого поведения и какого бы то ни было беспорядка, но делать это надо уверенно и настойчиво. 
  4. Использовать различные приёмы из повседневной жизни для того, чтобы показать отрицательные последствия невыполнения порученных дел преимущества их выполнения. 
Некоторые считают, что устные советы, разъяснения положений морали не дают желаемого эффекта в воспитании детей. Однако не следует пренебрегать этим видом воспитания. Сами беседы должны быть хорошо спланированы. Необходимые для формирования личности ребёнка нравственные принципы лучше всего объяснить, приводя примеры из жизни – всё это даёт информацию о мире, о нормах поведения. Опыт показывает, что воздействие словом помогает выработать у детей здоровую мораль. 

Человек по своей природе социален. Он живёт в контакте с другими людьми. Если же кто-то отклоняется от общепринятых норм и начинает вести себя не так, как все, то у него возникают сложности при установлении дружеских гармоничных отношений с людьми.
Ничем не неограниченная безусловная свобода так же пагубна, как и чрезмерная строгость, диктат, поскольку не возлагает на человека моральную и социальную ответственность за свои поступки. Очень важно соблюдать умеренность. Не следует лишать детей ничего из того, что необходимо для их личностного развития, но нельзя потакать всем их желаниям. Также нужно научить детей не поддаваться давлению более сильных детей, склонных к правонарушениям. Донести до сознания учащихся, что давление ровесников – это принуждение, которому они должны сопротивляться. Подражание способствует потере индивидуальности, оказывает влияние на принятие собственных решений. 

Сердцевиной любой воспитательной деятельности является индивидуальный подход к обучению и воспитанию.
Индивидуальный подход к воспитанию понимается как осуществление воспитательного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента и характера, способностей, мотивов и интересов), в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Классические примеры индивидуального подхода – поручаются ребёнку задания в соответствии с его способностями; создаются педагогические ситуации, помогающие выявить его индивидуальные качества; беседы; можно заключить своего рода договор с окружающими воспитанника сверстниками и взрослыми об определённых способах реагирования на его поведение. Такой подход необходим любому ребёнку, т.к. помогает ему осознать свою индивидуальность, научит управлять своим поведением, эмоциями, адекватно оценивать собственные сильные стороны и корректировать слабые стороны. 

Ещё А.С.Макаренко считал принцип индивидуального подхода очень важным. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребёнка – это главная точка опоры в общей системе воспитания, и в индивидуальном подходе к детям. Поэтому у каждого ребёнка необходимо выявить, прежде всего, положительные стороны характера, и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности.
Отношения педагогов с детьми должно основываться на принципах взаимного равенства, уважении к личности и доверии. Практика показывает, что если педагог требует от учащихся лишь слепого послушания, не уважая его человеческое достоинство, тогда он не будет пользоваться уважением школьников, не вызовет у них доверие. Если они сталкиваются с равнодушием, то ещё больше замыкаются в себе. Но умение педагогов ставить себя на место ученика, иметь верное представление о том, что ученик чувствует в тот или иной момент, избавит его от многих ошибок. 

В работе с девиантными подростками необходимо соблюдать принцип диалогизации, когда позиция взрослого и подростка считается равноправным. Каждому педагогу необходимо переосмыслить свои профессиональные позиции, а, следовательно, отказаться от оценивания: «хорошо – плохо», «правильно – неправильно», понять и уважать точку зрения подростка, с которым педагог не всегда согласен. 

Поэтому, чтобы наша работа по предупреждению и коррекции отклоняющегося поведения воспитанников, по профилактике правонарушений и свободных уходов, девиантного поведения у воспитанников была успешной, необходимо выработать:
  • позитивный настрой, 
  • доверительное взаимодействие, 
  • последовательность во взаимоотношениях, 
  • опора на положительные качества и ресурсы, восстановление позитивного самоощущения, 
  • разумный компромисс, 
  • индивидуальный подход, 
  • системность. 
Нужно также содействовать формированию волевых, моральных, духовных качеств, обеспечивающих устойчивость поведения.
Самоопределившийся человек, имеющий духовно-моральный стержень, вряд ли попадёт под влияние негативных норм и образов поведения.
Лях Елена Геннадьевна09.01.2013 96351 Из опыта работы
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

hands bye
avatar