РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Нестандартные уроки

Нестандартные уроки

Нестандартные уроки

Модное выражение «педагогические технологии» у многих учителей вызывает внутреннее сопротивление, особенно когда речь идет о преподавании литературы, требующем не столько строгой заданности процесса, сколько сопереживания, соразмышления и того неуловимого «чуть-чуть», которое невозможно заранее спрогнозировать, но которое нередко и рождает эмоциональный подъем, обеспечивающий контакт «художественный образ – учитель – читатель». Однако первая часть слова «технология» в переводе греческого означает искусство, мастерство, умение, а в Большой советской энциклопедии понятие определяется как «совокупность приемов и способов получения» определенного результата.

В этом смысле вполне правомерно говорить о технологии урока, о тех приемах и способах, которые помогают сделать его
педагогически эффективным.

Все мы знаем традиционное построение урока.

В композиции урока принято выделять динамические элементы, количество и расположение которых зависит от поставленных задач, особенностей изучаемого материала, выбора методической формы урока, и статические, обязательные для любого классного занятия:

  • организационный момент,
  • введение темы урока,
  • постановка цели урока в начале,
  • изучение темы,
  • объявление и мотивация оценок,
  • домашнее задание к следующему уроку и его комментарии.
По моему опыту, эта схема урока очень хороша при изучении новой темы, но при обобщении пройденного материала требуется другой подход.

Здесь очень могут помочь нетрадиционные формы урока. Это и урок-игра, и викторина, и КВН, и литературная гостиная, и урок-исследование, и т.д. Нетрадиционные формы урока при обобщении пройденного материала педагогически более эффективны.
Например, при проведении урока в форме игры, ученик более активен, он старается проявить себя, выполняет более качественно данное ему на дом задание, старается проявить инициативу, у него появляется интерес к предмету. При этом легко запоминается, систематизируется пройденный материал, вводится что-то новое, хорошо развивается логическое мышление, память, идет работа по развитию речи, также присутствует и воспитательная цель.

Хочется еще отметить такую сторону преподавания, как нехватка времени, ведь каждый учитель ограничен в своих возможностях тематическим планом, количеством часов по предмету. А как хочется дать больше! Здесь опять помогут нестандартные уроки, на которых можно более подробно рассмотреть какую-либо проблему, а учащиеся проявят себя в творческом плане. Также нужно отметить, что на таких уроках для учащихся создается ситуация успеха, что очень хорошо с психологической точки зрения.
Конечно, каждый урок должен иметь свою индивидуальную, только ему присущую педагогическую форму, свою композицию, свой эмоциональный рисунок, который определяется, прежде всего, замыслом учителя.

Нестандартные уроки требуют от учителя дополнительной подготовки, подбора материала, времени, но такая работа не бывает напрасной и дает всегда положительные результаты.

Новоселова Ирина Витальевна06.03.2013 20350 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar