РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Совершенствование техники чтения в начальной школе как аспект воспитания младших школьников.

Совершенствование техники чтения в начальной школе как аспект воспитания младших школьников. Тощакова Светлана Васильевна,
ОБОШИ «Школа-интернат №4» г. Курска
учитель начальных классов
Битюкова Людмила Антоновна, директор
ОБОШИ «Школа-интернат №4» г. Курска


Совершенствование техники чтения в начальной школе как аспект воспитания школьников. 

Переход на новые стандарты второго поколения предъявляет к процессу образования огромные требования и использование новых походов в учебно-воспитательной работе.

Современные дети очень изменились по целому ряду причин. Прежде всего, резко возросла информированность младшего поколения. Если раньше уроки были основным источником знаний, то теперь СМИ расширяют детский кругозор. Не вызывает сомнение и то, что ученики стали относительно мало читать, особенно классическую художественную литературу. Смысловое литературное чтение вытеснили телевидение и компьютеры. Приходя в первый класс, как показывает практика, дети не знают текстов русских народных сказок. В лучшем случае могут пересказать сказки «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба». Кроме того, наблюдается ограниченность общения со сверстниками в дошкольном возрасте. С каждым набором становится все меньше первоклассников, посещавших дошкольные учреждения. И как следствие, у детей резко возросло различие сформированности уровня умственного и познавательного развития на момент поступления в школу.

Начальное образование является фундаментом всего последующего обучения ребенка. Успешность овладения техникой чтения на начальном этапе обучения обеспечит ребенку результативность не только по другим учебным предметам начального курса, но и создаст условия для успешного обучения на второй ступени обучения.

Литературное чтение – один из основных учебных предметов в системе начального обучения. Новые ФГОСы определили приоритетную цель – формирование читательской компетентности младшего школьника. А читательская компетентность выпускника начального обучения прежде всего определяется техникой чтения.

Примерное нормативное чтение имеет минимальное значение. Ученик, переходящий в 5 класс должен читать 90-100 слов в минуту. Это не совпадает с оптимальной скоростью разговорной речи. Оптимальная скорость чтения 120-150 слов в минуту. Именно с такой скоростью приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при такой скорости достигается и лучшее понимание текста. Кроме того, великий В. Сухомлинский считал, что выпускник начальной школы должен читать со скоростью 150-300 слов в минуту. Не слишком ли большой диапазон чтения? Не слишком ли занижена скорость чтения?

Скорость чтения - самый важный фактор из числа факторов, влияющих на успеваемость ребенка. По оценкам психологов, на успеваемость ребенка влияют более 200 факторов. И если в классе 25 учеников, то учесть в работе учителя их все невозможно. Чтобы все учесть учителю, надо собрать более 5000 единиц информации, удержать их в памяти, проанализировать, обработать, найти зависимости, определить связь между факторами и успеваемостью. Это не реально и совсем не нужно. По данным лаборатории педагогической диагностики Донецкого университета под руководством В.Н. Зайцева, существует фактор номер один, который гораздо сильнее других влияет на успеваемость. Это – скорость чтения. Та же Донецкая лаборатория провела исследования, сравнивая различные показатели девятиклассников-правонарушителей из СПТУ, и девятиклассников из обычной массовой школы города Донецка. Оказалось, что основные различия девиантного поведения юношей не там, где ожидали ученые. Думали, что виновата семья, малообеспеченность, неблагополучие в том, что ребенок попал на скамью подсудимых. Но в СПТУ были подростки из разных семей, даже из благополучных и интеллигентных. Различие лежало в другом. Построили цепочку из звеньев, и самым первым звеном в этой цепи – недостаточная начальная подготовка, слабая успеваемость с начальной школы, на которую в первую очередь влияет техника чтения. Вот и еще один аспект, говорящий о нужности совершенствования техники чтения, - аспект воспитания.

Ученые Донецкой лаборатории вывели такую цепочку: успешное воспитание подростков в 8-9 классах полностью зависит от отзывчивости детей (фактор №1), а фактор №1, который влияет на отзывчивость, - это обязательность детей, на которую в первую очередь влияет успеваемость, в основе которой лежит техника чтения.

Кроме того, техника чтения лежит и в самом понятии «развитие личности ребенка»: быстро читают те ученики, которые читают много. А в процессе чтения развивается и оперативная память, и устойчивость внимания. А эти два показателя, в свою очередь, влияют на умственную работоспособность и мышление детей.

Вот и встает перед учителем классический вопрос русской интеллигенции: «Что делать?», просто ли выполнить программный норматив, который намного ниже, чем оптимальное чтение ребенка, или же прислушаться к совету великого Сухомлинского? Кроме того, самое слабое звено в цепи образования – начальное, где наблюдается наибольшая потеря отличников и хорошистов (примерно 60-70%). Переходя в 5 класс, дети не могут учиться на «4» и «5» из-за резкого увеличения объема информации, а низкая техника чтения не позволяет успешно осваивать учебный материал. Поэтому вопрос русской интеллигенции можно перевести в более конкретную плоскость: «С какой скоростью должен читать ученик, заканчивающий начальную ступень обучения?»

Снова обратимся к результатам педагогических исследований, проведенных лабораторией Донецкого университета под руководством В.Н. Зайцева. В такой ситуации ученые предложили лозунг: «Прав всегда потребитель» и познакомили нас с очень интересной закономерностью, которой нельзя пренебрегать педагогам. Смысл закономерности таков: ученики, которые в 6-8 классах стали отличниками, в конце начального обучения читали со скоростью в пределах 130-170 слов в минуту (в среднем – 150 слов); ребята, которые в 6-8 классах стали хорошистами, имели скорость чтения 100 – 140 слов в минуту; ставшие троечниками, имели скорость чтения 80 – 90 слов в минуту.

Делайте вывод сами. Если учитель хочет, чтобы его воспитанники учились на «5» и «4», то он будет стремиться выполнить рекомендации В.А. Сухомлинского, а для троечников учителю достаточно выполнить программные нормативы.
За многолетнюю практику убедились, что основная часть класса к завершению начального обучения может иметь скорость чтения не менее 120 слов в минуту. Это вполне реально. Даже если учитывать психологические данные наших воспитанников. Учителя согласятся с нами, что в классе белее 90% учащихся относятся к холерикам и сангвиникам, а флегматики и меланхолики составляют не более 10-12% (3-4 человека в классе).

Вот и возникает перед учителем начального обучения очередной вопрос: как же выйти на уровень оптимального чтения детей? Как заинтересовать их и помочь в успешном обучении? Какие использовать методики, приемы, формы работы? Как сказал Л.Н. Толстой, что «лучшая методика та, которой вы владеете». И тем не менее при работе над техникой чтения используются различные рекомендации: и старые, консервативные, и новые. Главное, чтобы они были полезны и работали в любых условиях. Все применяемые упражнения и приемы описаны в литературе, но неплохие результаты будут только тогда, когда эта работа будет систематической, целенаправленной.

Приведем примеры некоторых приемов, упражнений, рекомендаций для родителей, используемые в педагогической деятельности.

  1. Важна не длительность чтения, а его частота. Человеческая память устроена так, что запоминает не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает эффект раздражения и быстрее запоминается. Умение чтению надо доводить до автоматизма, а значит, упражнения надо проводить короткими порциями, но с большей частотой. Это хорошая рекомендация для родителей и для обучения чтению первоклассников. Пусть ребенок, особенно слабочитающий, прочитает три раза по десять строчек с интервалом 30-60 минут, а не сразу тридцать строчек за один раз.
  2. Жужжащее чтение – один из основных способов обучения чтению в Павлышской школе В.А. Сухомлинского. Сейчас этот способ общепризнан, хотя еще недавно на уроке чтения признавали только строгую дисциплину и тишину. Жужжащее чтение – это чтение, когда все ученики читают одновременно вполголоса, вслух, но так, чтобы не мешать соседу по парте, каждый со своей скоростью. Это основной вид чтения в период обучения грамоте.
  3. Развитие оперативной памяти, которой способствуют зрительные диктанты, разработанные профессором Харьковской лаборатории экспериментальной дидактики И.Т. Федоренко. Ученые этой лаборатории предложили целый ряд эффективных упражнений для развития навыков чтения у детей младшего школьного возраста.
  4. Если ребенок не любит читать, значит, при чтении у него возникают трудности. Значит, этому ребенку, прежде всего нужен щадящий режим чтения и выяснение педагогом причин трудностей при чтении.
  5. Прием стимулирования также дает хороший результат. Дети самостоятельно замеряют свою скорость чтения и дома с родителями, и в классе. Для этого ведется специальная тетрадь с записями замеров.

Список, используемых приемов, можно продолжать еще долго. Мы привели только основные.
Бытует мнение среди родителей, что скорость чтения ребенку сегодня не нужна. Так скорость или техника чтения? Чтение – это основа основ и читать ребенка нужно учить.

Используемое современное оснащение кабинета начального обучения позволило учителю сократить материальные затраты и собственное время на подготовку урока. Кроме того, новые инновационные технологии дают учителю возможность увлечь детей, повести их за собой в интересный мир литературы. На уроки литературного чтения перестали смотреть как на перевод графической формы слова в звуковую. Не требуется и жесткая композиция урока. Первая роль отводится личности самого ребенка, повышается удельный вес самостоятельной работы, целесообразнее стало и домашнее задание.

Ребенка можно научить чтению художественного произведения, но при этом, научив его читать сказки А.С. Пушкина, никто из учителей не будет уверен, что научил этого же ребенка читать произведения С. Михалкова или К. Паустовского. Можно научить детей пересказывать сказки, рассказы, статьи, но это будет всегда пересказ специфический. И все равно в основе любого вида деятельности будет лежать техника чтения.

Свою статью закончим словами еще одного великого педагога – К.Д. Ушинского: «…Помните, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, - делать ради удовольствия исполнить свою обязанность».

Список литературы
Зайцев В. Н. «Резервы обучения чтению». Книга для учителя. М., «Просвещение», 1991.
Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М., «Просвещение», 1978, с. 7.
Тощакова Светлана Васильевна25.02.2013 35880 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar