РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Игровые моменты, как способ повышения мотивации учащихся, с разным уровнем восприятия иностранной речи, к изучению английского языка

Игровые моменты, как способ повышения мотивации учащихся, с разным уровнем восприятия иностранной речи, к изучению английского языка

ГБОУ Средней общеобразовательной школы
с углублённым изучением английского языка №143
Красногвардейского района

«Игровые моменты, как способ повышения мотивации учащихся, с разным уровнем восприятия иностранной речи, к изучению английского языка на начальном этапе обучения»
(1 – 4 классы)

Автор статьи: учитель английского
языка Пидмаливская Э.Н.

Работая в течение 8 лет в сфере педагогической деятельности, я постоянно сталкиваюсь с учащимися весьма широкого диапазона подготовки к процессу освоения ими учебной программы. Так, обучая детей начальной школы английскому языку (1-4 классы),я встречаю разных учащихся: как ребят с вполне отвечающими способностями к требованиям программы, которую они осваивают, учеников более чем хорошо подготовленных, так и детей с менее выраженной умственной активностью, чьи способности, к сожалению, желают оставлять лучшего.

Последние два года так называемые "трудные" ученики в моей практике встречаются всё чаще и чаще, среди которых и нередки учащиеся из Армении, Грузии, Азербайджана. Обсуждаемая проблематика не акцентируется на национальной принадлежности ребят, а на том, что, помимо изучаемого ИЯ, они могут испытывать некоторые сложности и с носителями того языка в чью школу они ходят, те есть русского. Именно поэтому, последние требуют особого подхода. Высшей своей целью, вот уже в течение 5 лет, нахожу культивирование в себе труда нахождения отдельного подхода к каждому из трёх вышеупомянутых типов учащихся. Ибо понимаю, что каждый ребёнок индивидуален, а значит требует особого подхода, тем более "трудный", так как он имеет особый порог восприятия и охвата им даваемой ему информации, в силу его воспитания, характера, генетической и психологической предрасположенности к изучению иностранной речи.

Понимая, что основы будущей разносторонне развитой личности, главным образом, закладываются в детстве и воспитываются в ней не только обществом и родителями, но и в достаточной степени учителями, я нахожу необходимым сопровождать учебный процесс игрой. Именно потому, что игровая форма изучения ИЯ на раннем этапе развития личности, как правило, снимает все возможные психологические барьеры, я и приняла решение посвятить свою мето-дическую работу данной теме. Отвечая запросам нашей динамичной жизни, я нахожу эту тему как никогда актуальной.

Игровая деятельность на уроке является одной из наиболее эффективных форм обучения с точки зрения усвоения языкового материала в ситуациях общения. Игра позволяет вести процесс обучения в свободной, неформальной обстановке и создаёт дополнительную мотивацию обучаемых. То есть, отвечает интересам и желаниям ребёнка изучать подчас сложный лексико-грамматический материал.

Игра учит детей действовать поочерёдно, справедливо проигрывать, воспринимать общечеловеческие знания, развивать мышление, логику, внимание, работать сообща, в команде, чувствовать свою принадлежность и значимость в группе и многому другому.

Итак, игра, как способ изучения ИЯ, как уже было сказано выше, позволяет повысить внутреннюю мотивацию ученика к получению знаний в данной дисциплине. Ведь, данный вид деятельности ( командная работа) помогает ученику повысить свою самооценку. Ситуация успеха у ребёнка на уроке- это фактор положительного развития личности. Если ученик, в процессе обучения не переживает успеха, тем более прилюдно, в окружении одноклассников, то он не будет ощущать ценностей в учении, а в последствие, и в жизни. Именно игра, на раннем этапе ознакомления с иностранной речью, позволяет преодолеть страх, неумение, боязнь быть осмеянным, застенчивость.

В процессе работы над различными видами речевой деятельности: говорением, чтением, письмом, аудированием, я наблюдала тот факт, что, к сожалению, не всем детям легко удавалось освоить преподаваемый им материал в силу различных обстоятельств. А именно: способность детей запоминать, их концентрация на уроке, качество самостоятельного труда, требовали дополнительной работы.

Например наблюдалось:

a) непонимание детьми, как следует правильно читать те или иные буквосочетания с фонетической точки зрения.
б) как правильно, с точки зрения артикуляции, произносить те или иные звуки.
с) возникали сложности в запоминании значений отдельных единиц и устоявшихся выражений.
д) слабо развитая способность воспринимать информацию на слух и запоминать её при аудировании.
е) путаница, при построении слов в предложении, с точки зрения закона о порядке слов в английском предложении.

Таким образом, наблюдаемые мной трудности в освоении детьми изучаемого ими языка, дали мне понять, что необходимо более углублённое решение поставленных мною задач. И, для того, чтобы достичь основных целей: научить детей читать с пониманием и способностью извлекать необходимую информацию из текста; "улавливать" нужную информацию при аудировании; уметь слушать и слышать собеседника; уметь грамотно и последовательно излагать свои мысли, как в монологической, так и диалогической речи; и, наконец, уметь грамотно писать, ка учителю, так и ученикам могут действительно помочь занятия в игровой форме. Для этого мне требовалось решить следующие задачи: развивать память, внимание, логическое мышление, лексикограмматические навыки, аудитивные коммуникативные т.е, способность быстро реагировать на реплики собеседника, удовлетворяя его нужным ответом и прочие.

Решение данных задач, бесспорно, привело к положительным результатам при помощи принципов наглядности и доступности, которые были включены в игры. Вот серия упражнений, притворённых в игры, которые в моей практике вполне себя оправдали и действительно помогли разрешить вышеупомянутые задачи.

1.) a. Например, для закрепления навыков чтения таких буквосочетаний, как: ''ow'' (cow, now); ''ng'' (sing,swing); ''ea'' (please); ''ee'' (green); ''ay'' (day); ''ey'' (grey); ''oy'' (toy); ''ck'' (duck) и прочих, можно их лучше освоить в виде следующих игр: "Мухобойка", "Найди лишнее слово".

Детям предлагается несколько линеек слов. В каждом ряду спрятано лишнее слово, не соответствующее звучанию тренируемого буквосочетания. Проговаривая каждое слово вслух, отрабатывая тем самым изучаемое буквосочетание, в поиске лишнего слова, ученик запоминает, как его читать. И таким образом тренирует свою память. Кто из игроков первым найдёт лишнее слово, тот победитель.
''ow'' ( au) - cow, how, now, down, nose. ''ng'' ( ) - sing, swing, and, thing.

b. Можно предложить игру "мухобойку". Двум учащимся из разных команд предлагается выйти к доске, на которой заранее учителем написаны слова с изучаемыми буквосочетаниями. Каждый из учеников держит в руках мухобойку. Учителем называется слово, и, тот игрок, который первым найдёт нужное слово и накроет его мухобойкой, тот победитель.

2.) Для того, чтобы хорошо развить произносительные навыки ученика на фонетическом уровне, также можно прибегнуть к играм, используя пальчиковые куклы, которые представляют собой великолепный наглядный пример. Показ действительно играет большую роль в работе над артикуляцией. Например, при работе над звуками , , , , , - необходимо объяснить артикуляцию и добиться хорошего, осознанного произношения их учащимися, как изолированно, так и в словах, словосочетаниях и предложениях. Возьмём звуки ( ) и ( ). В первом случае при помощи собственных ладоней можно имитировать рот квакающей лягушки, во втором случае рот зевающего льва. Межзубные звуки хорошо показывать на пальчиковой кукле, которую легко сделать из бумаги ( нарисовать "мордашку", прорезать щель для рта и просунуть "язык").

3.) Для отработки новых лексических единиц и устоявшихся выражений определённой тематики, вводимых учителем, можно использовать следующие игры: Игра с мячом - "Горячий камень" и " Синонимы, антонимы" , а также игра -
" Найди спрятанное слово".

а. "Горячий камень" Класс становится в круг, дети вспоминают все слова и выражения, связанные с этой темой.Первый игрок бросает мяч стоящему рядом однокласснику, быстро говоря кем он хочет быть. Второй, ловя мячик, также быстро отвечает, кем он хочет или не хочет быть и так далее, пока все виды профессий и связанных с ними мест работы не будут названы. Кто думает долго, выпадает из игры.

б. " Синонимы и антонимы". Игра на время. Дети стоят в ряд. Учитель по очереди кидает каждому ученику мяч, называя антоним, например "BIG". Ученик кидает обратно мяч, называя слово "SMALL". Если последний насчёт «три» не называет подходящего антонима, то он выходит из игры, возвращая мяч учителю. Давший большинство правильных ответов побеждает.

в. Класс делится на группы, каждой команде выдаются карточки с несколькими рядами слов, в каждом из которых встречается единица, не подходящая по значению к другим. Задача каждой команды найти спрятанное слово из каждого ряда как можно быстрее. Чья команда справится раньше, та и победитель.
Пример: tiger, horse, bear, fox, hen, pig. drawing-room, bedroom, kitchen, chair.
sugar, meat, eggs, milk, ball.

4.) Чтобы обучить детей правильно выстраивать английские предложения, как в письменной, так и так и в устной речи, соблюдая закон о порядке слов в английском предложении, можно также прибегнуть к игровой форме упражнений. Так, хорошо использовать задания на конкурсной основе, предлагая детям "ИГРУ-КОНКУРС", что вызовет у них неподдельный интерес к работе.

а. "Опиши картинку", так называется игра. Класс делится на команды, каждой группе выдаётся карточка с изображением определённого сюжета. Затем, им выдаётся небольшое количество времени на подготовку. Далее учитель задаёт вопрос: '' What can you see in the picture?'' Сначала выступает одна группа, где каждый представитель называет то, что изображено на картинке, употребляя сперва отдельные слова, затем словосочетания и структуры, а далее предложения.
Например: "I can see..., is/ are on/ in/ at..., has a..., there is/ are... и т.д. Побеждает тот, кто чей рассказ будет длиннее, то есть тот, кто сможет описать сюжет полностью.

б. " Неразбериха" Класс делится на две команды. Данной группе выдаётся определённый набор карточек, на каждой из которых написано только одно слово. Карточки перетасовываются и в полном беспорядке раздаются учителем детям. Последние должны в течение 2-х минут составить из них предложение, не нарушив закона о порядке слов в английском предложении. Чья команда справляется первой, та и побеждает.

в. " Собери текст" Каждой отдельной паре класса выдаётся текст в виде вырезанных листочков, на каждом из которых написано отдельное предложение. Учителем эти листочки перетасовываются. Задача каждой пары, перегнав всех остальных, попытаться составить из этих листочков полный, последовательный текст. Чья пара справляется первой, та побеждает.

5.) Для развития аудитивных навыков и сопутствующих им памяти и концентрации внимания, можно предложить следующую игру.

а. "Самый внимательный" Классу предоставляется возможность прослушать короткий текст, либо диалог, либо стих, либо песня и т.д. дважды. Затем учитель задаёт различного рода вопросы, либо даёт утверждения с которыми учащимся предстоит согласиться, либо опровергнуть их. У кого из учащихся будет больше всего правильных ответов, тот самый внимательный.

б. "Самый запоминающий" Ребятам дважды предлагается прослушать текст, повествующий от лица того или иного героя. Картинка с изображенным героем прикрепляется к доске, для наглядности, чтобы ученикам легче было ассоциировать воображаемый образ с примером. Затем учитель задаёт ученикам несколько вопросов, дабы проверить насколько качественно дети усвоили текст. Задавая вопросы, учитель сопровождает ответы детей картинками, соответствующими рассказу, в случае, если ответы детей верные. Например: -''Children, look at the blackboard, please. What is the name of the boy?''

-'' His name is Jack." - '' Good job, that's right". Здесь учитель прикрепляет картинку с изображенным Джеком к доске, так как ответ верен. - '' Where is he from? - " He is from America"- '' No, sorry, that's wrong. Try to remember, please.
Здесь изображение не прикрепляется. И так далее. Как только все картинки текста будут прикреплены к доске, в зависимости от правильности ответов, учащимся можно предложить рассказать эту же историю от лица героя, либо от третьего лица, при этом, сопровождая свой рассказ, указывая на прикреплённые уже к доске изображения. Чья история будет более подробна и с наименьшим количеством ошибок, тот и победитель - "самый запоминающий".

6.) Ну и в заключении, для формирования навыков устной речи, можно предложить игру - ''опросник". "Опросник" Один участник выходит к доске, класс делится на две команды, чья команда задаст больше вопросов , причем так, чтобы они не повторялись, та и побеждает.

В заключении хочу ещё раз подчеркнуть, что данные виды игр и упражнений являются реальной помощью, как для учащихся, так и для учителя в изучении детьми и, в преподавании учителем иностранной речи.

Пидмаливская Элина Николаевна28.09.2014 9820 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar