РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Учебная ситуация на уроках английского языка

Учебная ситуация на уроках английского языка

В настоящей в работе предлагаются различные ситуации, которые способствуют формированию у детей коммуникативного навыка, умению использовать изученные лексические единицы в предложенных ситуациях и помогают активизировать деятельность учащихся на разных этапах обучения. Что же такое учебная ситуация и можно ли вообще обойтись без неё?

Если обратиться к стандартам ФГОС, то можно узнать, что учебная ситуация- это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, и преобразуют его.

Цель учебной ситуации на уроке: построение такой среды, которая бы позволила ученикам творчески реализовать себя и получить собственную продукцию определенного качества.

Для создания учебной ситуации в структуру урока вводятся элементы ручного труда. Для снятия трудностей в общении учитель работает над поделкой вместе с детьми, обращаясь к ним с просьбами на английском языке, и, побуждая их обращаться в случае необходимости, друг к другу по-английски. В ходе данной деятельности дети учатся вести диалог.

Включаются задания на построение монологического высказывания с описанием своей поделки по образцу, предложенному учителем. Язык, который используют ученики для описания поделки, становится персонально важным для них, потому что теперь он имеет непосредственное отношение к их жизни.

Также создавать учебные ситуации помогают игры-тренинги, с распределением ролей. Такие учебные ситуации нужно проводить с детьми младшего школьного возраста, так как эти игры учат детей распределять роли в коллективе, смело высказывать свое мнение насчет каждого ученика. Именно в этих тренингах ученики будут испытывать трудности в составлении больших предложений, употреблении сложных слов, как раз здесь учитель и поможет им разобраться в трудностях.

Но нужно не забывать о том, что учебные ситуации на уроке должны строиться с учетом:

  1. возраста ребенка;
  2. специфики учебного предмета;
  3. меры сформированности УДД учащихся.

Учебной ситуацией может стать задание по составлению таблицы, графика, диаграммы, по содержанию прочитанного текста. При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой совершает некоторые действия. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Виды учебных ситуаций:

  • Выбор  - Дается ряд готовых решений. Среди них и неправильные. Надо выбрать правильное.
  • Неопределенность - Неоднозначные решения ввиду недостатка данных
  • Неожиданность - Вызывает удивление необычностью, парадоксальностью.
  • Конфликт - Ситуация, рассматривающая противоположности.
  • Несоответствие - Не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления.

Для создания учебной ситуации в начале урока, можно использовать некоторые приемы:

  1. прием «привлекательная цель». Перед учеником ставится простая, понятная и привле¬кательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.
  2. прием «фантастическая добавка». Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. Вы можете переносить учебную ситуацию на фантастическую планету; придумать фантастическое растение/животное; перенести реального или литературного героя во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например глазами инопланетянина или древнего грека...
  3. прием «лови ошибку». Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.

Домашнее задание тоже может стать ситуацией, мотивирующей ребенка к изучению материала. С этой целью можно использовать такие приемы, как:

  1. Особое задание. Продвинутые ученики получают право на выполнение особого задания. Учитель всячески подчеркивает свое уважение к решению ученика воспользоваться этим правом.
  2. Идеальное задание. Задания никакого нет, но функция домашней работы выполняется. Детям предлагается выполнить работу по их собственному выбору и пониманию. Одни просто выполнят упражнения из рабочей тетради, другие подберут пример или нарисуют иллюстрацию к изучаемой теме.
  3. Творческое домашнее задание. Составить кроссворд для одноклассников, сочинить стихотворение, песню, презентацию.

Заключение

Максимальное развитие коммуникативных способностей — вот основная, перспективная, но очень нелегкая задача, стоящая перед преподавателями английского языка. Деятельностный подход в обучении дает возможность творчески решать эту задачу. Статья освещает понятие деятельностный подход в обучении английскому языку в начальной школе и возможности его реализации через создание учебной ситуации, что является новым понятием, которое вводят ФГОС второго поколения.

Литература

  1. Приемы педагогической техники, В.В. Краевский, А.В. Хуторской
  2. Основы обучения. Дидактика и методика, А. Гин Приемы педагогической техники
Беляева Ольга Юрьевна30.01.2015 16420 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar