РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Метод убеждения и личного примера преподавателя-организатора ОБЖ - гарантия качества знаний предмета ОБЖ

Метод убеждения и личного примера преподавателя-организатора ОБЖ - гарантия качества знаний предмета ОБЖ

Автор: Скырков Андрей Александрович

Должность: преподаватель-организатор ОБЖ муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования город Краснодар гимназия № 40

СОДЕРЖАНИЕ

  • Введение
  • Педагогическая деятельность
  • Деятельность по воспитанию учащихся
  • Организация индивидуального подхода к обучению
  • Метод убеждения и личного примера - перспективный комплекс приемов освоения курса ОБЖ
  • Дополнительная работа
  • Выводы и заключение
  • Литература и интернет-ресурсы

Введение

Современная жизнь создает сложные условия и требует быстрых и верных решений, поэтому предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в буквальном смысле жизненно важен и как никакой другой имеет сейчас прикладное значение. Кроме того, тесная связь курса ОБЖ с практикой в виде личного опыта проживания в сложившихся реальных условиях открывает широкие перспективы в преодолении свойственного возрасту учащихся фрагментарного или «клипового» мышления, развития восприятия целостной картины мира и укрепляет чувство безопасности и уверенности в себе.

Представляемый метод преподавания курса ОБЖ – комплекс приемов убеждения и личного примера, основанный на богатом практическом опыте на службе в рядах Вооруженных сил РФ, приобретенный, в том числе, при проведении контртеррористических операций и ликвидации бандформирований в горячих точках.

В последние годы актуальность освоения курса ОБЖ значительно повышается в связи:

  • с обострением внутренних и внешних угроз России, а также активизацией международного терроризма;
  • с соответствующими указаниями Президента России, законодательством и вытекающими изменениями нормативных актов органов управления образованием.

В России, к сожалению, не снижается количество людей, погибающих на транспорте, от пожаров, от криминальных проявлений и иных негативных социальных, техногенных и природных факторов, и уменьшить их воздействие является главной целью разработки все более эффективных методов преподавания указанного предмета.

Для выживания в сегодняшних кризисных условиях каждому человеку нужно быстро ориентироваться в различных ситуациях, уметь практически защитить себя и своих близких, что является приоритетной целью. Она включает формирование у учащихся: гражданской ответственности, самостоятельности, толерантности, сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих; способности ориентироваться в неблагоприятных и особенно в угрожающих жизни условиях; оказание помощи себе и другим пострадавшим для сохранения жизни и здоровья; способности к успешной социализации в обществе.

Исходя из поставленной цели, поставлены следующие задачи:- готовить учащихся к безопасному и осмысленному поведению в повседневной жизни, и особенно в опасных и чрезвычайных ситуациях, а именно:

  • формировать у них навыки здорового образа жизни и способность компетентно оказывать первую медицинскую помощь;
  • воспитывать толерантность, гражданственность, патриотизм;
  • готовить учащихся к военной службе.

Для осуществления этих задач необходимо вооружать учащихся глубокими и прочными знаниями, нравственными качествами и навыками здорового образа жизни.

Это возможно, когда на уроках и во внеурочной деятельности используется взаимосвязь компонентов (развитие способности видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и возможности, самостоятельно искать, анализировать, отбирать, преобразовывать, сохранять и передавать необходимую информацию, работать в группе, владеть различными социальными ролями и др.). Работа основана на учебно-методическом комплекте М. П.Фролова, Е. Н. Литвинова и др., который подготовлен специалистами Минобразования, МЧС, МВД РФ и других ведомств в соответствии с программой курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и доработан с учётом нового компонента ФГОС.

Ведущий метод решения поставленных задач – комплекс убеждения и личного примера, служащего фактором саморазвития, самоопределения и оказывающего существенное влияние на дальнейшее личностное и профессиональное становление учащегося.

Предмет для реализации такого метода – имеющаяся в распоряжении материально-техническая база, соответствующая требованиям.

Педагогическая деятельность

Предлагаемая педагогическая деятельность строится по следующей схеме:

При таком подходе учащиеся 8-11классов, в которых ведётся преподавание курса ОБЖ и 5-7 классов, в которых проводится соответствующая внеурочная работа, в 2012-2014 учебных годах принимали участие в:

  • окружных, муниципальных и краевых этапах Всероссийской спортивной игры (далее ВСИ) «Зарница»;
  • мероприятиях Муниципального казенного учреждения «Центр гражданско-патриотического воспитания молодежи» г. Краснодара;
  • соревнованиях по военно-прикладным видам спорта, организованных Краснодарской городской общественной организацией ветеранов локальных войн и боевых конфликтов «Боевое братство»;
  • окружных, муниципальных и краевых этапах олимпиады по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».

С целью военно-патриотического воспитания и профессиональной ориентации учащихся приглашаются представители Отделов военных комиссариатов муниципального образования город Краснодар, Краснодарского Филиала военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина, Краснодарского Авиационного Спортивного Клуба РОСТО (ДОСААФ), Муниципального казенного учреждения муниципального образования город Краснодар «Центр гражданско-патриотического воспитания молодежи», Краснодарской городской общественной организацией ветеранов локальных войн и боевых конфликтов «Боевое братство», Краевого Совета ветеранов войны и труда, вооруженных сил и правоохранительных органов.

Организована работа:

1. Военно-патриотический клуб (далее ВПК) «АВИАТОР», в том числе секции:

  • Клуб юных летчиков;
  • Вокально-инструментальный ансамбль «Старая школа»;
  • секция по военно-прикладным видам спорта;
  • секция «Снайпер».
  • ВПК «АВИАТОР» входит в реестр молодежных объединений г. Краснодара.

2. Кружков:

  • театральная студия «ЭКиПАЖ» ( «Эстрады, Комедии и Пародийного Жанра» на основе работы школьного вокально-инструментального ансамбля «Старая школа»);
  • «Юный пожарник»;
  • кружок авиамоделирования «Форсаж»;
  • «Ворошиловский стрелок».

Примечательно то, что в состав вокально-инструментального ансамбля «Старая школа», руководителем которого является преподаватель-организатор ОБЖ, входят и учителя и учащиеся, что лишний раз подтверждает положительное воздействие личного примера, партнерства и взаимного понимания.

Разработан и представлен учебный материал в мультимедийном и интерактивном виде, который успешно применяется при изучении предмета ОБЖ, а также при проведении внеклассной работы.

При посещении Краснодарского Филиала военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» учащиеся совершают учебные полеты на тренажерах под руководством опытных инструкторов.
Ежегодно с 1 апреля по 31 августа с учащимися 10-11 классов проводятся практические занятия по парашютно-десантной подготовке в Краснодарском Авиационном Спортивном Клубе РОСТО (ДОСААФ).

В конце 2012-2013, 2013-2014 учебных годов проведено анкетирование и исследование особенностей восприятия учащимися 5-7 классов внеурочной работы курса ОБЖ и 8-11 классов преподавания учебного предмета ОБЖ. 

Деятельность по воспитанию учащихся

Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Воспитательный компонент педагогической деятельности должен быть мотивационным, чтобы помочь учащемуся адаптироваться к жизненным условиям. Нужно показать любое его продвижение в учении, как самореализацию и общественно значимый фактор. Ученики, не имеющие значительных успехов по математике, русскому языку или другому «трудному», по мнению учеников, предмету успешно выполняют задачи при освоении предмета ОБЖ, повышая самооценку и, тем самым, реализуясь как успешная личность. Это способствует улучшению успеваемости и по остальным предметам.

Через применение современных педагогических технологий, таких как проблемное обучение, личностно – ориентированное обучение, деятельностный метод главное - научить учащихся самостоятельности, умению искать и принимать верные решения, быть толерантными друг к другу.
Использование в преподавании здоровьесберегающих технологий позволяет вместе с другими педагогами гимназии формировать культуру здорового образа жизни учащихся и воспитывать приоритетное отношение к таким общечеловеческим ценностям как здоровье и жизнь человека.

Организация индивидуального подхода к обучению

Организация индивидуального подхода к обучению по предмету ОБЖ решается через применение различных форм организации обучения – это коллективная, групповая, парная или индивидуальная форма. Индивидуальный подход осуществляется в коллективе и с помощью коллектива и в этом смысле гармонично дополняет общий воспитательный процесс. Парная и групповая работа для само- и взаимообучения особенно эффективны при условии, что каждый учащийся выполняет в паре или группе свою функцию, решает посильную для него задачу, обращаясь, если необходимо, за помощью к товарищу.

Индивидуализация воспитательного взаимодействия решается также через дифференцированный подход к каждому учащемуся. В первую очередь, он заключается в предоставлении выбора: как изучать материал, с кем работать, задание какого уровня выполнять, выбор формы контроля. Для решения этой задачи дидактический материал разрабатывается в нескольких вариантах, разного уровня и разной формы, в том числе электронные обучающее - тестирующие программы, которые дают наиболее объективную оценку знаний учащихся. Эти программы дают возможность учащимся осваивать материал в соответствии со своими индивидуальными особенностями и в удобное время.

Метод убеждения и личного примера - перспективный комплекс приемов освоения курса ОБЖ

Как сказано выше, прием личного примера - это выполнение требуемых действий вместе с учениками при демонстрации и выполнении учебных заданий. Например – нормативы физической подготовки на учебных сборах, выполнение стрельбы из пневматического оружия и АК-74 выполняются совместно с учащимися, что является «катализатором» в мотивации овладения предметом ОБЖ. Кроме того, в рамках внеурочной работы отрабатываются приемы самообороны, особенности и распознавания взрывных устройств по внешнему виду и на местности, логика принятия верных решений и совершение правильных действий.

Метод убеждения является ведущим в воспитательной работе. Умело пользоваться словом обязан каждый педагог. Нельзя безответственно бросаться словами, не содержащими целенаправленного смысла, нельзя повторять часто общие фразы. Слово может быть величайшей воспитательной силой, может убеждать людей, звать их на подвиг.

Неотъемлемой частью предмета является практическое ознакомление, в том числе и во время проведения внеурочных занятий по курсу ОБЖ, с военной формой и военным снаряжением. Это ознакомление наглядно проводится путем личного примера.

Разработана система поощрений и взысканий на основе Дисциплинарного Устава Вооруженных сил РФ и Кодекса чести русского офицера 1804 года. Визуализация и актуализация понятий, полученных в курсе ОБЖ, стимулирует повышение и интереса к предмету и самодисциплину. Таким образом, осуществляется внутрипредметная связь и преемственность курса ОБЖ и Основ военной службы.

При ежегодном проведении учебных сборов с учащимися 10-х классов сверх программы практически отрабатывается курс лекций для членов ВПК «АВИАТОР» по темам:

  • правила поведения при пожаре;
  • правила поведения на водоемах в зимний и летний периоды;
  • правила поведения при террористических актах;
  • правила поведения при проведении массовых мероприятий;
  • нестандартные способы ориентирования на местности;
  • основы аэродинамики;
  • основы парашютно-десантной подготовки;
  • история русского оружия;
  • основы пилотирования летательных аппаратов.

Особое внимание уделяется учащимся 5 классов, в соответствии с ФГОС. Для них вышеуказанные темы предварительно отрабатываются в игровых ситуациях.

Работа идет с применением инновационных образовательных технологий: личностно-ориентированного обучения и воспитания, информационно – коммуникационной, игровой, проблемной, обучения в сотрудничестве и интерактивного обучения.

Дополнительная работа

Копилка собственных знаний пополняется посредством посещения уроков коллег, курсов повышения квалификации, изучения журнала «ОБЖ», работы с Интернет – ресурсами, знакомства с новыми направлениями и технологиями современной педагогики и применения их на практике. Основное направление самообразования - «Формирование ключевых компетенций школьников на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности». Актуальность такого направления обусловлена новыми требованиями, предъявляемыми человеку в современном, быстро меняющемся мире: развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, обладающие развитым чувством ответственности.

Постоянно идет самостоятельное обучение работе на компьютере: основам работы с текстовыми редакторами, электронной почтой и мультимедийным оборудованием. В 2012 – 2013 учебном году было проведено 442 урока ОБЖ, из них с использованием ИКТ – 284. Регулярно и участие в работе педсоветов, окружных, городских и краевых методических объединений. На предметных методических объединениях были сделаны сообщения: 2012 год – «Об итогах участия ВПК «АВИАТОР» в окружных, городских и краевых соревнованиях»; 2013 год – «Организация, проведение и итоги месячника военно-спортивной работы в гимназии»; 2014 год – «Требования к современному уроку ОБЖ в плане повышения эффективности военно-патриотического воспитания молодежи».

Ежегодно принимается участие в организации и проведении учебных сборов, за высокую подготовку учащихся, умелую организацию и проведение сборов неоднократно награжден грамотами Отдела военного комиссариата по Карасунскому внутригородскому округу г. Краснодара и Отдела образования Карасунского внутригородского округа г. Краснодара. В 2013, 2014 годах исполнял обязанности командира второй роты учебных сборов и командира отдельной роты армейской разведывательной роты соответственно.

За добросовестное выполнение вышеуказанных обязанностей был отмечен грамотой начальника отдела образования Карасунского внутригородского округа г. Краснодара.

Ежегодно в сентябре организую и провожу месячник безопасности в школе, включающий тематические занятия, беседы и учебно-тренировочные эвакуации.

Эти формы учебно-воспитательной работы проводятся целенаправленно, уменьшается разрыв между теоретическими и прикладными компонентами патриотического воспитания, между его общеразвивающей направленностью и специфическими задачами.

Ежегодно в феврале организую и провожу месячник оборонно-массовой и спортивной работы, в рамках которого проходят: встреча с демобилизованными из рядов ВС, выставка рисунков, операция «Посылка солдату», спортивные соревнования, игры, выезд в Город-герой Новороссийск, где курсанты ВПК «АВИАТОР» участвуют во Всероссийской акции «Бескозырка». Все это способствует формированию у учащихся качеств и навыков выполнения воинского долга в рядах вооружённых сил РФ, пропаганде здорового образа жизни, военно-патриотическому воспитанию.

Кульминация месячника – тематическая литературно-музыкальная композиция с выступлением школьного вокально-инструментального ансамбля «Старая школа», работа которого была организована 05 декабря 2013 года.

Выводы и заключение

Таким образом, эффективность совместной деятельности учителя и учащихся, с акцентуацией на личный пример учителя, помогает решать одну из самых сложных задач современного образования – повышения интереса к учебе. Для этого необходимы :

  • благоприятные условия для решения поставленных задач;
  • ясность поставленной цели для учителя и учащихся;
  • целесообразное использование времени для решения поставленных задач и совершения предметных действий;
  • многообразие форм самостоятельных работ учащихся, постоянное их усложнение;
  • логика последовательности и преемственности в построении многогранного учебного процесса;
  • интенсивность всех видов деятельности;
  • сочетание коллективной и индивидуальной форм деятельности учащихся;
  • рациональное использование оборудования, технических средств;
  • создание благоприятной атмосферы обучения и общения;
  • использование проблемного метода.

Для формирования у учащихся творческого подхода к решению задач, приближённых к жизненным, в структуру урока входят поисковые, проблемно-моделированные, исследовательские и игровые методы. Теоретическое изучение нового материала не обходится без объяснительно-иллюстративного подхода.

Однако, наибольшую эффективность при преподавании дисциплины ОБЖ имеют следуюшие дидактические приёмы и методы:

  • прогнозирования, создания и нестандартного решения проблемных ситуаций;
  • сравнения, аналогии, обращения к жизненному опыту учащихся;
  • моделирования проблемных ситуаций, требующих опережающего мышления;
  • введения в структуру урока заданий развивающего и игрового характера, которые активизируют мыслительную деятельность учащихся, повышают интерес к предмету.

Для контроля применяются тестовые индивидуально - дифференцированные, коллективно-фронтальные, групповые и парные формы работы, которые помогают осуществлять принцип педагогического сотрудничества с учащимися в процессе обучения и учёта их индивидуальности. Осуществляются межпредметные связи с химией, физикой, географией, биологией, историей, обществознанием, физической культурой.

Для получения хороших результатов применяются различные методы мотивации:

  • проведение практических занятий, познавательных игр, соревнований, творческих домашних заданий;
  • личная демонстрация педагогом выполнения практических заданий без учета возрастной разницы с учащимися:
  • проведение дидактических ролевых игр и игровые моменты позволяют учащимся ярче проявить свои знания, способствуют приобретению навыков принятия единственно правильных решений в различных жизненных ситуациях, а также разнообразят урок, снимают напряжение и усталость.

В соответствии с поставленной целью в итоге достигнуты следующие результаты:

  • стопроцентная успеваемость, высокое качество знаний предмета ОБЖ;
  • ученики принимают активное участие в школьных, окружных, городских, краевых и всероссийских конкурсах и соревнованиях, многие из них отмечены медалями, почётными грамотами и дипломами;
  • учащиеся, прошедшие курс ОБЖ, адаптированы к жизненным условиям, обучены применять на практике нестандартные методу решения проблемных ситуаций;
  • успешно выполняют задачи по изучению предмета ОБЖ, тем самым повышая самооценку и уверенность в себе.

В заключение можно сказать, что представленный подход к работе по преподаванию курса ОБЖ повышает интерес к учебе и качество знаний в целом, устанавливает взаимопонимание и партнерство учащихся друг с другом и с преподавателем в процессе освоения предмета, одновременно укрепляя авторитет преподавателя и стимулируя всестороннюю личностную реализацию индивидуальности каждого учащегося, что способствует формированию социально адаптированного, граждански-ответственного, творчески-инициативного и успешного члена нашего общества. Это полностью соответствует целям воспитания и обучения в современной школе.

Литература и интернет-ресурсы

  1. Главное управление Краснодарского края «Краснодарский краевой центр военно-патриотической, поисковой работы и допризывной подготовки молодежи». Информационно-методический Сборник в помощь организатору патриотических мероприятий для молодежи. г. Краснодар 2012 г.
  2. Журналы «Основы Безопасности Жизнедеятельности» №№ 1-9 2014 г. МЧС России.
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 года № 795 (ред. от 17.01.2013) «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы».
  4. Федеральный Закон от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ (ред. от 05.04.2013). «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».
  5. Основы Безопасности Жизнедеятельности. Журнал МЧС России, http://www.school-obz.org/topics/bzd/802-42.htm
  6. Учебный предмет «Основы Безопасности Жизнедеятельности», О.Н. Пономарева, http://cyberleninka.ru/article/n/uchebnyy-predmet-osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-vidy-obucheniya
Скырков Андрей Александрович15.03.2015 10100 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar