РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Методические рекомендации по проведению анализа внутренней среды образовательной организации СПО

Методические рекомендации по проведению анализа внутренней среды образовательной организации СПО

Автор: Рыжиков Сергей Николаевич

Перед каждым руководителем образовательной организации стоит важная задача анализа внутренней среды - выявление и изучение проблем ее жизнедеятельности с целью определения внутренних резервов, потенциала, на которые организация может рассчитывать. Анализ внутренней среды служит основой SWOT-анализа, предназначенного для выработки стратегии поведения образовательной организации.

Анализ внутренней среды это, прежде всего выявление ее сильных и слабых сторон.

Сильные стороны - это то, в чем образовательная организация преуспела, или какая-то особенность, придающая ей дополнительные возможности. Сила может заключаться в навыках, значительном опыте, ценных организационных ресурсах, достижениях, которые дают ОО преимущества (например, положительная динамика показателей успешности обучения студентов, результативное использование технологий развития критического мышления, способствующих интеллектуальному развитию студентов.

Слабые стороны - это отсутствие чего-то важного для функционирования образовательной организации, то, что ей не удается (в сравнении с другими), или нечто, ставящее ее в неблагоприятные условия. Слабость может заключаться в приоритете у большей части студентов, отдельных педагогов оценки, а не знаний.
Одним из методов анализа внутренней среды является управленческое обследование образовательной организации в рамках ее основных функциональных срезов (подсистем): организация и общее управление, учебный процесс, воспитательный процесс и социальная работа, производственное обучение, внеаудиторная работа, самостоятельная и учебно-исследовательская деятельность студентов, учебно-методическая деятельность преподавателей, персонал, материально-техническое обеспечение и безопасность, профориентационная работа.

Например, сильными сторонами в подсистеме организации и общего управления могут стать наличие системы контроля со стороны администрации за выполнением плана учебно-воспитательной работы, адаптированная нормативная база ОО, положительный имидж образовательной организации, слабой стороной – отсутствие программы развития образовательной организации.

Сильной стороной в подсистеме учебного процесса может стать разнообразие вариативной части учебного плана, слабой - преобладание в коллективе традиционных устаревших подходов к образовательному процессу.

Сильными сторонами в подсистеме воспитательного процесса и социальной работы могут стать проведение мероприятий по экологическому воспитанию; духовно – нравственному воспитанию, эстетическое воспитание и организация культурно – массовой работы; трудовое и профессиональное воспитание, активная спортивно-массовая работа и допризывная подготовка; слабой – недостаточность применяемых здоровьесберегающих технологий.

Сильной стороной производственного обучения может служить наличие договоров с базами практики или собственная производственная база для проведения практических занятий и лабораторных работ, слабой – отсутствие графиков контроля за прохождением всех видов практики студентами.

Сильной стороной внеаудиторной, самостоятельной и учебно-исследовательской деятельности студентов может стать положительный опыт участия студентов в конкурсах профессионального мастерства, слабой стороной - небольшое разнообразие форм самостоятельной работы студентов, низкая творческая самостоятельность выполняемых работ.

Сильной стороной в подсистеме учебно-методической деятельности преподавателей может стать высокое качество собственного учебно-методического обеспечения, слабой - отсутствие ККОС и КИМ, элементов системы контроля овладения знаниями.

Сильной стороной подсистемы «Персонал» могут стать высокая квалификация педагогов, значительный опыт, слабой – отсутствие профессиональной подготовки у педагогов для реализации компетентностного подхода в образовательном процессе, старение персонала, высокая текучесть кадров.

Сильными сторонами в подсистеме материально-технического обеспечения могут стать: укомплектованность библиотеки периодическими изданиями научно-популярного, методического характера, достаточная материально-техническая база, в т. ч. мультимедийная. Слабой стороной – недостаточность материально-технического оснащения для полномасштабного внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процесс преподавания обязательных дисциплин учебного плана ОО.

Сильной стороной подсистемы профориентационной работы может стать наличие системы мероприятий по профориентации, которые стали традиционными, например постоянное участие в ярмарке рабочих мест, слабой - отсутствие службы содействия трудоустройству выпускников, сниженнное внимание к профессиональному консультированию абитуриентов и студентов,

Во внутренней среде ОО также подлежат анализу следующие функциональные срезы: инновационность учебно-воспитательного процесса, система менеджмента качества, работа студенческих органов самоуправления.

Назовем некоторые сильные инновационные стороны, которые присущи передовым образовательным организациям: наличие опыта экспериментальной и инновационной деятельности; наличие и широкий доступ к информационно-образовательным ресурсам: образовательные программы, учебные планы, методические разработки, электронные учебники, визуализированная и текстовая информация, персональные Интернет-сайты педагогов.

Анализ внутренней среды ОО позволяет оценить «узкие» проблемные места в образовательном процессе, акцентировать на них внимание. Такой анализ позволит не только сформулировать стратегии развития ОО, но и обеспечить профессионально-личностное становление студентов, их профессиональное самоопределение, создать условия для профессионального развития педагога в среде образовательной организации.

Рыжиков Сергей Николаевич16.03.2015 9500 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar