РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Роль музыкально-ориентированной полихудожественной деятельности в формировании музыкальной культуры учащихся подросткового возраста

Роль музыкально-ориентированной полихудожественной деятельности в формировании музыкальной культуры учащихся подросткового возраста

Автор: Чанова Светлана Вячеславовна

На современном этапе практическая деятельность педагога-музыканта характеризуется переменами, обусловленными внедрением культурологического аспекта в педагогику искусства и развитием образовательных учреждений, позволяющих рассмотреть содержание отдельных дисциплин художественно-эстетического цикла (музыки, хореографии, ИЗО, литературы, театра) в контексте художественной а также музыкальной культуры. Некоторые исследователи говорят о важности и необходимости преподавания предметов искусства, не «рисования» и «пения», а слияния искусств в единое целое творчество. Например, В. Алексеева говорит: «Искусство — сокровенное нутро самой культуры, ибо в недрах его постоянно свершается творчество - самое великое ее таинство и тайна...». Этой проблемой также занимались известные педагоги-исследователи Б.М. Неменский, Д.Б. Кабалевский и др. «Именно сочетание различных видов искусства в процессе обучения способствует приобретению общехудожественных знаний, обогащению культурного кругозора» [2].

Как и все другие виды искусства, музыка проникает в глубины духовной жизни человека и обогащает познавательные возможности других искусств, обогащаясь при этом и сама; так песня, кантата, оратория, опера, балет, мюзикл, музыкальный фильм оказываются периферийными для музыки формами. Находящиеся в эпицентре инструментальные жанры имеют двойное подчинение - законам музыки и законам того или иного смежного искусства.

Специфика музыки ярко проявляется при сравнении ее с другими видами искусства, прежде всего с ИЗО, литературой и танцем. В связи с этим в процесс урока входит рассмотрение взаимосвязей музыки с другими видами искусства. Тем самым деятельность учащихся приобретает «полихудожественную» направленность. Э.Б. Абдуллин называет данную деятельность - музыкально-ориентированная полихудожественная деятельность Она предполагает объединение двух или более видов художественной деятельности в одно целое. При этом одним из них непременно является какая-либо разновидность музыкальной деятельности. В основе такой полихудожественной по своей природе деятельности может лежать союз музыки и изобразительного искусства, музыки и литературы, музыки и танца, музыки и театра. При этом необходимо учитывать, что главным источником всех связей и перекличек между различными видами искусства выступает жизнь, которую искусство отражает и духовно преображает.

В музыкальной педагогике существуют авторские программы и специальные методы, направленные на применение музыкально-ориентированной полихудожественной деятельности. Одной из таких программ является программа, разработанная М.С. Красильниковой «К вершинам музыкального искусства». Одна из основных установок программы - ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее интегративные ее виды, дающие целостный охват музыкального произведения в единстве его содержания и формы: при освоении симфонической музыки - на «дирижирование» (пластическое интонирование), при освоении музыкально-сценических жанров - на «оперную режиссуру». Программа опирается на методы, направленные на целостное освоение музыкальных произведений. Охарактеризуем те из них, которые непосредственно связаны с использованием музыкально-ориентированной полихудожественной деятельностью.

Метод симфонической палмофонии (звучащая рука).

Он направлен на расширение весьма ограниченных возможностей исполнения школьниками симфонической музыки. Мысленно «свертывая» многоголосную музыкальную ткань, дети в пластическом интонировании передают не только характер его звучания, но и особенности звуковысотности, ритма, фразировки и т.п. для ребенка - это увлекательная форма музыкальной деятельности, позволяющая руководить симфоническими полотнами не на уровне импровизации, а на уровне интерпретации.

Наряду с пластическим интонированием в систему программы входит графический метод симфонической палмографии (записывающая рука). Оба этих метода неразрывно связаны друг с другом. Графическая запись музыки помогает детям ориентироваться как в целом произведении, так и в частях, разделах, темах, образах. Графика передает большую информацию о мелодии, фактуре: ритм, штрихи, динамику, строение тем, фразировку, наглядное развитие музыки и даже характер героев.

Такая «музыкальная запись» способствует развитию ладового слуха. Дети могут воспроизводить музыкальные темы в любой удобной им тональности. Она помогает слушателю-школьнику удерживать в памяти крупные музыкальные произведения, углублять восприятие шедевра, более детально «вглядеться» в музыкальное произведение. Следующий метод - метод инсценировки. Он применим при изучении сценических жанров - оперы, балета. Точками его приложения становятся моменты развития действия через контраст и конфликт: будь то противоречивые чувства одного героя или взаимодействие нескольких разных по характеру персонажей вплоть до конфликтного столкновения. «Проживание» в процессе разыгрывания конфликтных ситуаций знакомит ребенка с различиями в поведении людей разного социального положения, возраста, темперамента. Все это, с одной стороны, формирует собственную жизненную позицию ребенка, а с другой помогает глубже проникнуть в суть музыкального произведения, осознать связь его с жизнью.

Описанные методы способствуют активно-деятельностному погружению учащихся в мир музыкального искусства, развитию музыкальной памяти, мышления, эмоциональной восприимчивости к музыке, обогащают внутренний мир школьников, «учащиеся чувствуют себя причастными к процессу создания, а точнее воссоздания музыкальных произведений, тем самым, формируя свою музыкальную культуру» [4].

Вышеизложенные методы или их элементы успешно используются на уроках музыки в сш №29. Благодаря существованию в школе общеэстетического факультета (ОЭФ) учащиеся с первого класса приобщаются к искусству, посещая уроки музыки и хореографии. Педагогами школы на основе Государственного образовательного стандарта по музыке Республики Казахстан разработана авторская программа по музыке, особенностью которой является синтез видов искусств.

Основная цель программы - формирование музыкальной культуры как части духовной.

Основные задачи:

  • приобщение учащихся к лучшим образцам народной, классической, современной музыки;
  • воспитание чувства гражданственности через изучение традиций казахской музыкальной культуры;
  • развитие музыкальных способностей, певческого голоса, ритмических и слуховых навыков учащихся;
  • развитие эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся. Основные виды деятельности:
  • изучение музыкальной грамоты
  • слушание музыки
  • вокально-хоровая работа
  • импровизация
  • движение под музыку.

Каждый год обучения объединен общей темой. Остановимся подробнее на теме 5-го года обучения - «Инструментальные жанры крупной формы». Изучение этой темы предполагает знакомство с казахским народно-профессиональным творчеством, с известными сюитами и концертами русских и зарубежных композиторов (Э. Григ «Пер Гюнт», М. Мусоргский «Картинки с выставки», Н. Римский-Корсаков «Шехеразада», А.Вивальди «Времена года», П. Чайковский Концерт для фортепиано с оркестром №1 и др.). На уроках повсеместно используется видеоматериал о жизни композиторов: ребята могут увидеть дом, где жил и работал А.Вивальди; глубже вникнуть в историю создания произведения и т.д. Произведения, предназначенные для слушания, предоставляют прекрасную возможность для использования на уроках музыки музыкально-ориентированной полихудожественной деятельности. Дети с удовольствием рисуют свои «картинки с выставки», затем, сравнивая их с рисунками Гартмана, инсценируют фрагменты из сюиты «Пер Гюнт», «дирижируют» камерным оркестром, исполняющим «Времена года».

Некоторые психолого-педагогические характеристики учащихся данного возраста, а именно; стремление к коллективной, «публичной» деятельности, витагенный опыт и накопленный определенный багаж знаний, позволяют успешно использовать музыкально-ориентированную полихудожественную деятельность на уроках музыки. В этом возрасте занятия такой деятельностью проходят осознано и эффективно и являются одним из средств развития духовно богатой личности, формирования музыкальной культуры учащихся подросткового возраста.

Анализ ЗУН, которые учащиеся приобретают к 5-му классу, показывает, что музыкально-ориентированная полихудожественная деятельность, используемая на уроках музыки, позволяет существенно разнообразить занятия, расширить ЗУН учащихся. Например, исполнение канона можно «украсить» прохлопыванием или простукиванием ритмического рисунка; изучая жанры сценического искусства - оперу, балет, для более целостного восприятия использовать метод инсценировки; определение на слух музыки разных народов сопроводить танцевальными движениями, присущими данной народности; использование пластического интонирования поможет учащимся закрепить знания о музыкальных размерах, приобрести навык дирижирования. Благодаря определенному жизненному опыту учащиеся могут определять связь музыки с другими видами искусства, что способствует развитию духовно богатой личности и формированию музыкальной культуры учащихся.

В заключении необходимо сказать, о том, что каждый ребенок индивидуален. Кто-то имеет от природы задатки художника и у него хорошо развиты цветовые представления. Такому ребенку легко будет воспринимать, и запоминать музыкальный материал с помощью наглядной цветной картинки, которую он нарисовал под впечатлением прослушанной музыки. Кто-то наделен способностями к танцу и просто не может «усидеть» на месте - ему хочется «махать» руками в такт музыке, или «отбивать» ритм ногами. Такой ребенок запоминает ритм и мелодию через движение. И мы не можем «загонять в рамки» таких детей, а наоборот, должны создать им все условия для успешного овладения музыкальными знаниями. Поддержать их интерес к музыкальному искусству через призму объединения искусств.

Таким образом, использование музыкально-ориентированной полихудожественной деятельности на уроках музыки является по нашему мнению, целесообразным и важным направлением в формировании музыкальной культуры учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеева В. «Размышления о культуре и школе» Искусство в школе №5 2000. - С. 6-9.
  2. Кабалевский Д.Б. «Искусство пробуждает доброе»
  3. Абдуллин Э.Б., Николаева ЕВ., Теория музыкального образования: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. - М, 2004.
  4. Красильникова М.С. К вершинам музыкального искусства // Искусство в школе. — № 6. - 2002. - С. 50-55.
  5. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М., 1983.
Чанова Светлана Вячеславовна17.03.2015 12220 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar