РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Способы заучивания таблицы умножения в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Способы заучивания таблицы умножения в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Учитель математики высшей квалификационной категории
МКОУ «Хорловская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Воскресенского муниципального района Московской области»
Соколова Светлана Евгеньевна.

Забота о здоровье и гармоничном развитии детей предполагает создание комфортных условий обучения для каждого переступившего школьный порог ребёнка. Создание таких условий, учитывающих индивидуальные особенности, общие и специальные способности школьников, - важнейший аспект программы охраны детства, право каждого человека на полноценное образование.

Организация специальных коррекционных школ и создание в них особых классов, обучение в них детей по специальным программам, - все это укрепляет здоровье детей, с ограниченными возможностями здоровья, стимулирует их развитие, коррекцию имеющихся в развитии отклонений.

Я работаю учителем математики Муниципального специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида «Хорловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» г. Воскресенска МО и хочу познакомить вас со способами заучивания таблицы умножения, которые я использую в своей работе.

Изучение таблицы умножения начинается в начальной школе и является важнейшей частью всего курса математики. От того, насколько прочно дети освоили ее, во многом зависят их дальнейшие успехи при обучении. Поэтому каждый ученик должен знать наизусть результаты табличного умножения и деления. Чтобы этого добиться, учителю нужно приложить немалые усилия. Необходимо, чтобы учащиеся усвоили таблицу умножения сознательно, не только знали результаты, но и умели находить эти результаты кратчайшим путём, умели объяснять свои действия.

Какие же возникают проблемы при запоминании таблицы умножения учащимися?

Перечислим самые распространённые:

  • заучивание наизусть таблицы умножения;
  • необходимость многократной тренировки;
  • индивидуальные особенности детей (тугоподвижность мышления, особенности восприятия и памяти, недоразвитие речи);
  • положительная мотивация, постоянный интерес к процессу изучения;
  • необходимое количество разнообразных заданий для закрепления знаний;
  • система контроля и опроса таблицы умножения.

Овладение материалом этой темы сосредоточено вокруг следующих приоритетных вопросов:

  • Связь умножения со сложением;
  • Связь деления с умножением;
  • Знакомство с законами и свойствами умножения и деления.

Понимание связи между сложением и умножением существенно помогает построить систему знаний, логически вытекающих друг из друга, а также овладеть различными способами определения значений произведений с последующим выбором наиболее рационального из них в качестве основного.

На этапе устного счёта, рассматривая произведение как сумму нескольких одинаковых слагаемых, предлагаю:

1. Не вычисляя сравнить выражения.

3+3+3+3…4+4+4
7+7+7+7…7+7+7

2. Заменить сложение умножением и вычислить значение выражения.

5+5+5+5=
3+3+3+3+3=

3. Не вычисляя доказать, что равенства верны.

8+8+8=8×3
9×5=9+9+9+9+9

4. Представить каждое число в виде суммы одинаковых слагаемых.

18= □+□
18= □+□+□
18= □+□+□+□+□+□

5. Сравнить выражения.

6×3 и 6+3
8×3 и 8+3

6. Присчитывать по 6 (7,8…) и записывать ответы.

7. Вставить пропущенный знак действия и обосновать свой выбор.

5…3=15
32…4= 8

8. Вычислять результаты разными способами. Сколькими способами ты воспользовался? Какими?

7×3= 8×2= 5×5=

9. Игра «Смешная таблица».

Детям предлагается перечислить, что у человека имеется по парам, например: ноги, руки, глаза, уши, почки, легкие, дырочки в носу, пятки. Все перечисленное записывается.

Предложите детям сочинить смешную таблицу умножения на два, используя записанные слова, например:

1. Если в каждое легкое вмещается два литра воздуха, то... (в два легких вместится четыре литра: 2х2=4);

2. Если четыре кошачьи лапы схватят по две сосиски, то... (киска съест целых восемь сосисок, и у нее заболит живот: 4х2=8);

3. Если на две руки надеть по пять пальчиковых кукол, то... (в спектакле будет десять персонажей: 5х2==10);

4. Если в пятку попало шесть колючек, то... (врач вытащит двенадцать заноз: 6х2=12);

5. Если одна почка за сутки перерабатывает один литр жидкости, то две почки за неделю... (переработают четырнадцать литров: 7х2=14);

6. Если в каждую ноздрю попадет по восемь пылинок, то... (нужно чихнуть шестнадцать раз, чтобы все они вылетели: 8х2=16);

7. Если вымыть девять чашек с блюдцами, то... (будут помыты восемнадцать предметов: 9х2=18);

8. Если подпрыгнуть на каждой ноге десять раз, всего... (будет двадцать прыжков: 10х2=20);

9. Если два уха не слушают учителя, то... (ученик ничего не поймет: 2х0=0).

Взрослый зачитывает первую половину задачи, а остальную ребенок угадывает, что получится в результате.

10. «Расшифруй слово».

В группах решите примеры.
4×2 (р) 4×4 (с) 7×2 (р)
9×3 (о) 6×2 (к) 6 : 3 (п)
5×3 (а) 3×3 (е) 9×2 (н)
Расположи ответы в порядке возрастания и прочитай зашифрованное слово.
2 8 9 12 14 15 16 18 27
П Р Е К Р А С Н О
Ответ:

11. Запишите сумму, в которой число 3 повторяется слагаемым 5 раз. Замените сложение умножением. Что показывает первое число в произведении? А что показывает второе число? Найдите значение произведения, используя действие сложения. Поменяйте в произведении местами множители. Что обозначает новая запись? Замените в ней умножение сложением. Найдите значение произведения и суммы.

Такое задание не только подводит к более полному осмыслению того, что обозначает первый множитель, что обозначает второй множитель, что необходимо при замене произведения суммой, а также что будет наиболее значимым при решении текстовых задач на раскрытие конкретного смысла действия умножения, когда первым множителем мы записываем одну часть, а вторым количество таких частей. Кроме того, уже при выполнении этого задания дети могут сделать вывод о переместительном свойстве умножения.

Понимание связи между умножением и делением дает возможность каждый случай умножения связать с соответствующими случаями деления, что делает ненужным составление и запоминание табличных случаев деления.

На этапе закрепления и совершенствования вычислительных навыков я чаще всего использую следующие задания:

1. Составьте 4 равенства на умножение и деление, используя только те числа, которые даны.

5,2,10 3,6,18 27,9,3

2. Какого числа не хватает в тройке? Вставь пропущенное число.

□, 7,56 9, □ ,54 4, □ ,20

3. Записать все числа до 40, которые делятся на 4.

4. Будет ли верным равенство, если мы подставим числа 18, 21, 15, 27?

□:3<6

5. Записать все возможные примеры на умножение со следующими ответами: 36, 48, 54 и т.д.

6. Записать по порядку все числа от 1 до 50, пропуская те из них, которые делятся на 5.

7. Записать ответы, которые получаются при умножении каждого из следующих чисел на 8: 6, 9, 8, 3, 7, 5.

8. На доске записаны числа: 42, 21, 35, 24, 18, 32. Выбери и назови число, соответствующее значению выражения.

4×6= 3×8= 9×2= 6×3=

9. Найти в таблице числа, с которыми можно составить только один (два, три) примера на умножение.

10. Маша выписывала произведения из таблицы умножения, оканчивающиеся на четную цифру. Правильно ли она сделала?

8×4 3×6 3×9 6×5

11. Таблица:

10 □ 12 □ 14 15 16 □ 18
20 21 □ □ 24 25 □ 27 28
30 □ 32 □ □ 35 36
40 □ 42 □ □ 45 □ □ 48 49
□ □ □ □ 54 □ 56
□ □ □ 63 64
□ □ 72
□ 81
- назовите результаты таблицы умножения на 7 (8,9…);
- на какие числа делится число 18 (24,25…);
- назовите все числа , которые делятся на 6 (8,9…).

12. Перфокарты:

Первый множитель 6 6 8 4 6 5 6
Второй множитель 7 9 6 3 2
Произведение 24 30
6 ×3 :2 ×6 -6 :8 ×7 42
Произведение 16 24 ? 28 ?
Множитель 4 ? 4 ? 4 8 ? 7 4 5
с 5 3 2 4 1 6 9 7 8
с × 7
с × 5
с × 4
с × 6

Изучение основных законов умножения помогает значительно сократить объем материала, который необходимо выучить детям, а также установить аналогии. 

1. Найдите значение второго выражения с опорой на первое равенство:

5х4=20 4 х 5 =
7х4=28 4 х 7 =
3х4=12 4 х 3 =

2. Восстанови примеры:

7× □ = □ 1 6 × □=□ 2
9 × □ = □ 1 7 × □ = □ 9
8 × □ = 4 □ □ × 9 = □ 3
□ × 6 = □ 8 □ × 9 = □ 4
8 × □ = □6 □ × 8 = 7 □

3. Реши и объясни, как можно получить второй и третий примеры из первого, сделай запись:

5×3 = 15 15 : 3 = 15 : 5 =

4. Посмотрите внимательно на выражения. Что вы о них можете сказать? Не выполняя умножения, запишите их в порядке возрастания значений произведений. Найдите значения произведений, сравните их между собой. 5 × 7= 9 × 7= 3 ×7= 7 × 7= 2 × 7= 6 × 7=

Пример Ответ
4 ×5
4×6
6×4
5×4
И т.д

5. Перфокарты :

6. Математическое лото: (Показ)

7. Математические карты: (Показ)

Кроме перечисленных традиционных способов заучивания таблицы умножения существует так называемый «Пальцевой счёт». Его уместно использовать при заучивании второй, более трудной, части таблицы умножения. Например:
- Умножение на 9: 
Раскладываем руки перед собой. Запоминаем номера пальцев: слева палец №1, справа - №10. Чтобы умножить число на 9, нужно найти палец с таким же номером и посчитать, сколько пальцев слева и справа от него. Количество пальцев слева показывает первую цифру произведения (десятки), а справа - вторую цифру (единицы).

Пример: 3×9=27. Слева от 3-го пальца находятся 2 пальца (десятки), справа - 7 пальцев (единицы).

- Умножение чисел от 5:

Каждая раскрытая ладонь представляет собой один из множителей. Умножим 8 на 6.

 

В нашем случае левая ладонь должна превратиться в 8, правая — в 6.
1) На каждой руке у нас 5 пальцев. Соответственно каждая раскрытая ладонь — это уже цифра 5.
Чтобы левую ладонь превратить в 8, загибаем на ней недостающее количество пальцев, т.е. 3.
Чтобы правую ладонь превратить в 6, загибаем — 1 палец.
2) Каждый загнутый палец равен 10. В нашем случае загнуто всего 4 пальца, значит в сумме они составляют 40.
3) Считаем пальцы, оставшиеся не загнутыми. На левой руке 2, на правой — 4. Перемножаем эти значения: 2 х 4 = 8.
4) Складываем 40 + 8 = 48.

Заучивание таблицы возможно и в стихотворной форме: (На флешкарте)

А. Усачев. Таблица умножения в стихах.
Марина Казарина. Таблица умножения.

Всё здесь представленное должно подсказать детям наиболее целесообразные приемы заучивания и припоминания учебного материала, помочь им сформировать эти сложные навыки. Приобретение такого умения не имеет ничего общего с так называемой тренировкой памяти, состоящей в механическом заучивании большого бессмысленного материала. По мере обучения во вспомогательной школе, умственно отсталые дети овладевают адекватными приемами осмысленного запоминания, которое становится значительно лучше.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. – М., 1994.
  2. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. - В кн.: Избранные психологические исследования. М., 1956, с. 453-480.
  3. Замский Х.С. Умственно отсталые дети. – НПО, Образование, 1995.
  4. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы /Под ред. Ж И. Шиф. М, 1965, с. 217-299, гл. 6.
Соколова Светлана Евгеньевна10.09.2015 22640 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar