РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Самостоятельная работа обучающихся над ошибками по русскому языку

Самостоятельная работа  обучающихся над ошибками по русскому языку

Москвина А.В.
учитель начальных классов

Учитывая возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста, учитель должен тщательно продумывать, как эффективно и доступно довести учебный материал до каждого ученика.

Детей с первого класса нужно учить сравнивать свои записи с образцом, учить проверять свои работы, находить искажения, ошибки. Так учебник русского языка М.С.Соловейчик УМК «Гармония» способствует уже в букварный период вести осознанную работу по формированию грамотного письма. Письмо с пропуском и выбором букв предлагает задуматься над написанием слова. При изучении темы «Состав слова», учащиеся могут определить в какой части слова находится орфограмма. Соответственно им легче объяснить правильное написание. С изучением правописания различных частей речи, ошибкоопасных мест увеличивается. Между тем в результате подобной работы у учащихся вырабатывается и орфографическая зоркость, и орфографическая память, ведь ребенок не просто написал слово правильно – он над ним думал, ставил к слову ударение, подбирал однокоренные слова, задавал вопросы, учитывал чередование корней. т.е. проделывал множество операций с этим словом.

К четвертому классу ученики уже знают с чего начинать работу над ошибками по русскому языку. В первую очередь они обращают внимание на часть речи, часть слова, в которой находится орфограмма, выделяют корень, суффикс или окончание, затем отмечают ударение. А потом определяют какую букву писать. Сложнее обстоит дело с исключениями из правил.

Ученики моего класса со второго года обучения приучены оставлять строчку в конце каждой страницы для работы над ошибками. Проверяя тетради и исправляя ошибки, я заметила, что большинство детей не реагируют на мои исправления. А когда просила назвать слово с ошибкой, не могли понять почему это слово написано неверно. Я стала записывать неправильную букву на полях и на той строчке, где допущена ошибка. Если на безударную гласную в корне слова, выделяла корень и в нем правильную букву, иногда записывала проверочное слово, слова с правописанием на парную согласную – писала выбор парных согласных. Таким образом, на строчке для работы над ошибками у моих детей появлялись не просто слова, а проверочные, со временем выделалась часть слова, где допущена ошибка, объяснялась правильно выбранная буква. Такую работу сначала вели активно в классе на уроке, затем большинство детей стали выполнять ее дома. Со слабыми учениками работу над ошибками выполняют на уроке сильные дети, контролируя каждый шаг.

На протяжении работы над ошибками ученики стали пользоваться памяткой.

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА.

1. Пропуск, перестановка, недописанная буква.

Напиши слово правильно, поделив его на слоги. Подчеркни букву, которую пропустил, обозначь ударение. Ма-ши-на.

2. Перенос слов.

Запиши слово со всеми вариантами переноса.
Ма-ленький, малень-кий, ап-пликация, аппли-кация, апплика-ция.

3. Разделительный Ъ и Ь.

ПодЪезд, вЬюга

4. Раздельное написание предлога со словом.

За дом – за (что?) дом- за новый дом

5. НЕ с глаголами.

Не спешить – глагол, ненавидеть – глагол без НЕ не употребляется.

6. Мягкий знак Ь на конце слов после шипящих.

НоЧЬ – сущ, ж.р., мяЧ – сущ. м.р.
Много задаЧ – сущ. Р.П. мн.ч.
ХороШ – краткое прилагательное.
ВскаЧЬ – наречие
ЗамуЖ – наречие, исключение
БереЧЬ – глагол неопределенной формы
ДумаеШЬ – глагол, 2 лица, ед.ч.
ОтреЖЬ – глагол повелительного наклонения,

7. Ошибка в приставке.

Выдели приставку. Подбери два слова с той же приставкой.
Забежал, закричал, задумал.

8. ЖИ, ШИ, ЧУ. ЩУ, ЧА. ЩА, ЧК, ЧН.

Напиши слово правильно. Подбери два слова с этой же орфограммой.
МаШИна. Шил, Шина.

9. Большая буква в именах собственных.

Саратов – название года.
Александр Сергеевич Пушкин – фамилия, имя, отчество.
С Жучкой – кличка животного

10. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

Напиши проверочное слово, выдели корень, обозначь ударение.
Гроза – грозы, лесных – лес

11. Проверяемые согласные в корне слова.

Напиши проверочное слов, выдели корень.
Гриб – грибы . шубка – шуба, варежка- варежек

12. Непроизносимые согласные в корне слова.

Солнце – солнышко, опасный – опасен.

13. Ошибка в суффиксе.

Узнай, как он пишется, и напиши еще два слова с тем же суффиксом. Выдели суффикс.
Маленький, беленький, узенький.

14. Ошибка в окончании существительных.

Выпиши слово вместе с тем словом, к которому оно относится. Примени метод подстановки
1ск. Стена, 2ск. Плечо, стол, 3 скл. Печь.
Шел по площади – по печи, читали об улице – о стене, мечтали о космосе – о столе.

15. Ошибка в окончании прилагательного.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Проверь окончание прилагательного по вопросу. Озером (каким?) глубоким. К лесу (какому?) сосновому.

16. Ошибка в окончании глагола.

Напиши неопределенную форму глагола, определи спряжение, время, лицо, число глагола.
Пишет – писать – 1 спр. Пишу - ЕТ, Строят – строить 2 спр. ЯТ, Смотришь – смотреть, скл. 2 спр. Пишу ИШЬ.

Москвина Анна Викторовна18.09.2015 9200 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar