РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Самостоятельность в работе – важная предпосылка к развитию творческих способностей обучающихся.

Самостоятельность в работе – важная предпосылка к развитию творческих способностей обучающихся.

Агеев Олег Владимирович
учитель технологии
МБОУ «Гимназия №97 г. Ельца»

Все обучающиеся рано или поздно встречаются с таким видом работы, которая требует от них самостоятельности. Это может быть, например, выполнение домашней работы, контрольная работа, тестирование знаний по определённой теме, выполнение творческого проекта и так далее. И вот здесь возникают первые трудности.

Изучая определённую тему в классе вместе со всеми, некоторые обучающиеся понимают её смысл и содержание, некоторые относятся к ней «спустя рукава», а кто-то и вовсе уверен, что он всё понял, но на самом деле это не совсем так. Просто складывается такое впечатление: вроде все отвечают, вроде всё понятно. А, выполняя дома задание, ты понимаешь, что пробелы всё-таки есть, и их необходимо в ближайшее время устранить. К сожалению, таких обучающихся в настоящее время немного. Большая часть предпочитает воспользоваться готовыми домашними заданиями или просто списать у своих товарищей. Такой подход не позволяет обучающемуся развиваться далее, и это, к сожалению, превращается в систему. Конечно, скажите вы, здесь необходимо подключение учителя. Но ведь и от самого обучающегося многое зависит. Свою голову ему не приставишь, а чтобы добиться самостоятельности, необходимо сделать усилие над собой, перешагнуть определённую черту. Это под силу всем, но не все обладают достаточной силой воли, которую необходимо тренировать и воспитывать в себе. Поэтому, я считаю, учитель выступает здесь лишь посредником между ленью и работоспособностью обучающегося и может помочь ему только при совместных усилиях.

На своих занятиях по технологии говорю обучающимся о том, что важно с самого начала привыкать всё делать самому, не надеяться на товарища. Аргументирую это тем, что в дальнейшей их взрослой жизни никто за них не будет решать никакие задачи, если, конечно, они не хотят просидеть всю жизнь на шее у своих родителей. Если делать по правилам, соблюдать технику безопасности и технологию изготовления, то проблема у слабых ребят будет только в том, что они затратят немного больше времени на изготовление какого-либо изделия, например, в ходе выполнения практической работы. Но зато потом, когда изделие будет готово, они будут говорить всем, что сделали его сами, и у них получилось. И с каждым разом будет получаться всё лучше и лучше. И навык, полученный в раннем школьном возрасте, им пригодиться в течение всей дальнейшей жизни. Здесь важен дифференцированный подход со стороны учителя к обучающимся. Задания необходимо усложнять постепенно, по мере усвоения предыдущих знаний. На своих занятиях стараюсь обращать особое внимание на таких обучающихся и советую им задавать вопросы, если что-то непонятно или забыли как делать. Важно здесь не просто что-то сделать самостоятельно, а сделать это правильно. Но некоторые обучающиеся стесняются задавать вопросы. Поэтому учителю приходится быть немного психологом и по поведению, по действиям обучающегося, предугадывать его дальнейшее поведение. Ничего сложного в этом нет, главное, чтобы обучающийся не потерял интерес к работе.

При выборе темы своих будущих творческих проектов я не ограничиваю ребят, но указываю им на два фактора:

  • время на выполнение работы ограничено;
  • работа должна быть посильной (ведь выполнить её нужно самостоятельно).

И когда обучающиеся мне сообщают свои темы, я вспоминаю их практические наработки и прогнозирую для себя, справятся ли они со своей работой или нет. В случае отрицательного «прогноза» предлагаю упростить задачу. В процесс изготовления я непосредственно не вмешиваюсь, а лишь контролирую действия обучающихся, слежу за их самостоятельной работой, консультирую по возникающим вопросам.

Только такой подход, когда обучающийся вовлечён в самостоятельную интересную работу, будет способствовать развитию творческих способностей. Важно наглядно демонстрировать достижения своих обучающихся. Для этого можно проводить выставки лучших работ, оформить соответствующие стенды в кабинете технологии, устраивать мини защиты творческих проектов перед одноклассниками. И ребята потянутся к лучшим, им захочется повторить и, может, даже усовершенствовать их работы, то есть возникнет потребность к развитию творчества.

Таким образом, для получения удовлетворения от результатов своего труда, для развития в себе творческого потенциала, для получения плодотворных результатов от своей работы, обучающимся необходимо привыкать работать самостоятельно. Если ученик может сделать что-то сам и сделать это качественно (а опыт, как известно, приходит с годами), то он сможет научить этому любого желающего. И если этот механизм будет работать слаженно и чётко, то можно воспитать в дальнейшем достойную смену. Не так важно передать, как перенять опыт.

Воспитывайте самостоятельность у своих обучающихся, тогда разовьёте у них творческие таланты.

Агеев Олег Владимирович22.01.2016 4650 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar