РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Применение метода проблемного обучения на уроках истории

Учитель истории и обществознания
Киселевского городского округа Стафеева Е.С.

В современном обществе перед образованием одной из важнейших задач является воспитание свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Образование призвано помочь личности в саморазвитии: научить учиться, действовать в разной обстановке, стать активным и коммуникабельным, проходить успешную социализацию. Все эти стороны личности обучающегося в полной мере позволяет развивать метод проблемного обучения.

Проблемное обучение - это система развития учащихся в процессе обучения, в основу которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечение школьников к активному участию в решении этих проблем. Под учебной проблемой понимается задача, вопрос или задание, решение которых нельзя получить по готовому образцу. При этом важно, что выработка личной гражданской позиции через собственное открытие факта, события, его переосмысление возможны только при использовании метода проблемного обучения, который обеспечивает высокую мотивацию учащихся.

Используя проблемный метод, педагогу обязательно необходимо учитывать готовность учащихся каждого класса к восприятию проблемного материала: общий уровень знаний, настроенность на урок, опыт применения проблемного обучения в данном классе. Для оптимизации проблемного обучения необходима вариативность, т. е. выбор такого варианта проблемного подхода к изучению материала, который в наибольшей мере отвечает уровню данного класса. Чем более мотивированы обучающиеся, тем шире может быть круг проблемных вопросов.

Пример 1: для класса со слабым уровнем мотивации – тема «Русь и Золотая Орда- было ли иго?» В вопросе заключена проблема, которую в конце занятия необходимо решить каждому обучающемуся. Для реализации данной цели для обучающихся составлена опорная таблица по типу «Термины, даты, имена, события», по итогам заполнения которой они наглядно могут определить свое отношение к проблеме. В качестве методического сопровождения предложены позиции ученых – историков, ориентируясь на которые обучающиеся приводят доводы, примеры и т.д. Таким образом достигается индивидуальное решение общей проблемы.

Пример 2: для класса с высоким уровнем мотивации – тема «Реформы П.А.Столыпина: шансы правительства на успех».

Работа простраивается в несколько этапов:

  1. Просмотр серии фильма из цикла «Исторические хроники» с Николаем Сванидзе, посвященной личности и деятельности Петра Аркадьевича Столыпина;
  2. Работа с одним из методов ТРКМ – «Т-образная таблица» - составление опорной таблицы для проведения дискуссии. В нее изначально занесены проблемно - поисковые вопросы, которые являются основными в ходе обсуждения;
  3. По итогам заполнения таблицы четко определяется отношение обучающегося к проблемному вопросу;
  4. Формируются группы "сторонников"/"противников" реформ;
  5. Проводится дискуссия по главному проблемному вопросу "Были ли у реформ шансы на успех?";
  6. Рефлексия - написание исторического эссе на одну из тем:

«Сперва успокоение – потом реформы»
«Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия»
«Бедность – худшее из рабств»
«Родина требует себе служения настолько жертвенно чистого, что малейшая мысль о личной выгоде омрачает душу и парализует работу».

Таким образом, можно обозначить основные преимущества метода проблемного обучения: знания, полученные в результате решения проблемной задачи, добываются обучающимися самостоятельно, соответственно, более полно и глубоко усваиваются; решение проблемных задач активизирует элемент поисковой деятельности; кроме того, проблемный материал развивает умения анализировать и аргументировать свою точку зрения.

В заключение хочется отметить, что успех реализации проблемного метода обучения в урочной деятельности во многом зависит от заинтересованной позиции педагога и высокой внутренней мотивации учащихся. Основным результатом использования технологии проблемного обучения является то, что выпускник школы ориентируется в современных ценностях, обретает опыт творческой деятельности, что он готов к межличностному и межкультурному сотрудничеству, а это является одним из главных аспектов ФГОС.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены