РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Статья по технологии "Технология изготовления книги"

Статья по технологии "Технология изготовления книги"

Агеев Олег Владимирович
учитель технологии
МБОУ «Гимназия №97 г. Ельца»

Предлагаю Вашему вниманию статью в виде интересного содержательного рассказа о процессе изготовления книги. В статье рассматриваются параллельно две технологии – старинная и современная. Её содержание можно использовать на уроках технологии для расширения кругозора и развития интереса у обучающихся к изучаемому предмету, а также во внеурочное время. Итак, начну своё повествование…

- Здравствуй, дедушка! Я пришёл из школы, – сказал внук Иван, войдя в комнату, своему дедушке Василию Ивановичу.

- И тебе не хворать, внучок! Что нового в школе? – спросил его дед.

- Нас сегодня водили в типографию на экскурсию и рассказывали, как делают книги.

- О, книги. Помню ещё мой дед, Иван Васильевич, рассказывал мне о своей старой типографии. Хочешь, расскажу? Заодно и твою экскурсию обсудим, - предложил дедушка внуку.

- Конечно, хочу! – ответил радостно Иван.

Раньше все книги делали вручную. Каждый экземпляр был уникален. И позволить их себе могли только очень богатые люди. Для сравнения, внук, стоимость одной книжки несколько веков назад равнялась стоимости однокомнатной квартиры в центре современной Москвы.

- Дороговато! – воскликнул Иван,

- Но почему они стоили так дорого? – задал он вопрос дедушке.

Не было раньше принтеров и офсетной печати. Самые первые книги, Иван, были рукописными. Сначала художник писал текст карандашом, потом чернилами. Когда я учился в школе, мы писали чернилами, шариковых ручек в то время ещё не было. Помнишь, я показывал тебе, как писать пером, Ваня?

- Помню, заляпал я тогда всю тетрадь, не получалось у меня с первого раза, - ответил внук.

Также и раньше, Ваня, один маленький недочёт, и художнику нужно было заново переписывать всю страницу. Есть такая профессия, внук, каллиграф называется. Так вот он каждую буковку писал в несколько заходов. Очень кропотливая работа, требовала большого терпения и умения. Знаешь ли ты, Ваня, откуда пошло выражение «красная строка»?

- Ну, мы когда пишем по русскому языку, отступаем от начала строки. А почему называется, я пока не знаю, дедушка, - ответил Иван.

Раньше в старинных книгах все заглавные буквы прорисовывали красными чернилами. В старину их ещё украшали серебряными и золотыми узорами. Отсюда, Ваня, и пошло выражение «писать с красной строки».

- Теперь понятно. Спасибо, дедушка, за информацию, обязательно поделюсь ей со своими одноклассниками, - радостно сообщил Иван.

Красное, Ваня, означало красивое. И действительно такое оформление придавало нарядности и красочности всему тексту. Например, известное рукописное произведение «Слово о полку Игореве» создавалось около десяти лет. Но так было не всегда, Ваня. Уже в XV веке, когда был изобретён печатный станок, работать типографам стало намного легче. Кстати, ты знаешь, внук, кто изобрёл печатный станок?

- Нет ещё, но очень хочу узнать, - заинтересованно ответил Иван.

Этот станок придумал Иоганн Гуттенберг, и, начиная с XVI до XIX века, такой способ печати оставался практически неизменным. Но чтобы работать на этом станке, нужна была заготовка. Сначала нужно было подготовить текст, сверстать его. Но ведь текст складывается из букв, поэтому сначала необходимо было изготовить буквы различных шрифтов. Этим занимались мастера. Набор начинали с того, что в специальном приспособлении - верстатке, задавали необходимый формат текста с помощью пробельного материала и бабашек. Например, мастер-наборщик устанавливал формат полосы 8 квадратов 12 пунктов. Для этого в верстатку помещались восемь квадратов-бабашек и одна шпация на двенадцать пунктов. А вот теперь, Ваня, мастер мог приступить к составлению текста. Для каждой буквы алфавита использовалась отдельная типографская литера – прямоугольный металлический брусок с выпуклым расположением буквы в зеркальном отражении. Буквы наборщик выставлял в верстатку одну за другой, только в обратном порядке.

- При такой работе надо быть очень внимательным, аккуратным и грамотным. Ведь это книга и в ней ошибок быть не должно, - высказал своё мнение внук Иван.

- Правильно, Ваня. Слушай дальше, - ответил ему дедушка.

Кстати, Иван, благодаря этому устройству и появилось современное понятие «вёрстка». В качестве межстрочных пробельных элементов использовали четырёхугольные брусочки – шпации. Чтобы набрать одну страницу подобным образом, Ваня, требовались целые сутки. Зато потом с помощью этого набора можно было сделать множество экземпляров одного листа. Первые литеры, Ваня, делали из дерева, но они быстро разрушались от краски и воды, поэтому их впоследствии заменили на металлические. Готовую набранную страницу типографы называли гранкой. Её фиксировали верёвками по бокам, чтобы она не рассыпалась, и переносили на специальную «спускальную доску».  Чтобы литеры при печати не двигались, и, как следствие, текст не получался смазанным, Ваня, набор букв скрепляли с помощью металлической рамы и зажимали в тисках. Затем на буквы тонким слоем наносили краску, чтобы она при печати не растекалась. Оттиск таким образом получался чётким, а вся книга безупречной, на радость книжным червям. Знаешь, Ваня, о чём идёт речь?

- Да, есть у нас один «книжный червь», Серёга. Его от книг не оторвать. Он их и на перемене, и по дороге читает, - ответил внук.

А раньше, Ваня, когда краску делали из органических веществ, книжные черви уничтожали и портили книги. Это была серьёзная проблема. Ведь столько труда было вложено, но червю не объяснишь…

Затем, Иван, в печатный станок устанавливали бумагу, которую прикрепляли к  декелю – специальной раме, в которую вкладывали лист для печатания. После печатник поворачивал боковую рукоять и задвигал тайлер под пресс станка. Затем он тянул за рукоятку, которая называлась «кика», пресс опускался и равномерно придавливал бумагу к буквам с краской. Затем печатник выдвигал тайлер, снимал бумагу с рам и смотрел, нет ли ошибок, все ли буквы хорошо пропечатались. Если нет, то перед следующей печатью необходимо было заменить соответствующие литеры. Увидеть ошибку на зеркальном тексте с металлическими буквами, Ваня, было сложно, поэтому только при печати можно было выявить недостатки и исправить их.

- Дедушка, а как же делали иллюстрации к книгам? – спросил внук.

Иллюстрации к книгам делали именитые художники, что тоже прибавляло стоимости книгам. Их не рисовали на бумаге, Ваня, а создавали при помощи гравюр. Самый древний способ, Иван, - это гравюра на дереве. Сначала художник прорисовывал картину карандашом, затем дерево резали резцом-штихелем. Такой способ создания иллюстраций был известен людям ещё в XIV веке. После этой операции подготовленная картина напоминала печать. Теперь с её помощью печатался рисунок на бумаге, как иллюстрация к книге. Проводились те же действия, что и при печати текста. После печатного станка получалась чёрно-белая картинка на отдельном листе. Печатать иллюстрации вместе с текстом было сложно, поэтому это не делали. Цветной картинка становилась благодаря художникам. Им приходилось индивидуально работать с каждой иллюстрацией, и каждую из них можно было считать уникальной. Использовались гравюры в технике офорт для того, чтобы заново не рисовать одинаковые картинки. Для этого брали, Ваня, чистую доску, покрытую медью, латунью или цинком, грунтовали её особым лаком, покрывали чёрным лаком, и с помощью металлической иголочки художник делал рисунки. Затем пластину с рисунком опускали в кислоту HNO3 на 40 минут. В местах, где не было лака, кислота, Иван, проедала металл и образовывала углубления. Так получалась гравюра, которую отправляли в печатный станок и делали оттиск на бумаге. А художнику оставалось лишь разукрасить картинку. После того, как все страницы книги, Ваня, напечатаны, приходило время переплётчиков. Основой переплётов книг был обычный плотный картон. А в качестве материала использовали дорогую кожу и элитные породы деревьев. Раньше в библиотеках книги на полки ставили корешком назад, чтобы не разорвать её при её взятии для прочтения. Особо ценные книги хранили в специальных картонных коробках, отделанных внутри мягкой тканью, чтобы защитить их от пыли, влаги и грязи.

- Ваня, расскажи, пожалуйста, а как делают книги в современной типографии сейчас. Поделись впечатлениями от своей экскурсии, - предложил дедушка Василий Иванович своему внуку.

- Я с большим удовольствием расскажу тебе, дедушка об этом, - ответил внук.

Нам рассказал экскурсовод, Виктор Сергеевич, что ещё со времён Иоганна Гуттенберга и Ивана Фёдорова, российского печатника, книге постоянно предрекали скорую гибель, а она всё живёт и живёт и только технологии производства становятся всё совершеннее и совершеннее. Иван Фёдоров первую русскую печатную книгу «Псалтырь» напечатал всего за несколько дней, потом её ещё несколько дней сшивали, делали переплёт.

В современных типографиях, дедушка, книги получают свёрстанные в электронном виде на компьютере. Вёрстку здесь проверяют, переводят в формат, в котором работают машины для изготовления печатных форм и формируют новые файлы для печати книжных листов. В зависимости от формата книги, дедушка, и возможности печатных машин на одном листе размещают четыре, восемь, шестнадцать или даже тридцать две страницы будущей книги. Но чаще всего, сказал нам Виктор Сергеевич, на лист помещают именно шестнадцать страниц. Печатные формы для офсетной печати, дедушка, делают на алюминиевых пластинах, покрытых светочувствительным слоем. В специальном аппарате при помощи лазера на пластину наносят изображение и получают печатную форму. Я узнал, дедушка, что для получения на бумаге любого цвета, достаточно всего четырёх красок: чёрной, жёлтой, пурпурной и голубой. Так что для каждого листа готовят по четыре формы. Получившееся на форме изображение должно иметь определённую плотность, то есть насыщенность. Проверяют её, дедушка, небольшим ручным сенсором – денситометром. Виктор Сергеевич нам показывал этот прибор, он цифровой. Сформированные комплекты печатных форм перевозят в печатный цех. Перед установкой форм в машину мастер-печатник каждую из них проверяет и на специальной клавиатуре задаёт нужное для печати количество краски. Нам с Серёгой разрешили, дедушка, попробовать поработать с этой клавиатурой. Было интересно. На некоторых спецмашинах, рассказал нам Виктор Сергеевич, требуемое количество краски определяется с помощью автоматического денситометра. Каждую форму ставят в секцию машины, печатающую определённый цвет. С одной стороны в машину загружают чистую бумагу, запускают печать и с другой стороны получают готовые, отпечатанные с одной стороны листы. Когда стопка листов готова, её выгружают из машины, листы переворачивают и загружают на печать второй стороной. Затем, дедушка, когда все листы напечатали возникает необходимость все их правильно сложить. Этот процесс называется фальцовкой. Мы как раз сегодня на уроке технологии изучали фальцевый шов.

- Помню, внук, когда мой дед, Иван Васильевич ещё был жив, он позволял мне помочь ему крыть крышу и мы, соединяя листы, крепили их именно фальцевым швом, - вспомнил дедушка.

Так вот, дедушка, фальцовка листов проводится на фальцовочной машине. Лист сначала складывается пополам, затем ещё и ещё раз. В результате, дедушка, получается сложенная в несколько раз тетрадка. На корешке каждой тетрадки в строго определённом месте напечатан её номер. Виктор Сергеевич нам показывал эти номера. Когда тетрадки подбирают в книжку, номера на корешках располагаются последовательно, образуя лесенку. Если какой-то тетрадки не хватает или она лежит не на своём месте, это сразу увидит контролёр. Собранные тетрадки, дедушка, направляют на переплёт. В переплётном цехе очень большой площади, как наш спортзал, тетрадки первым делом прошивают и сшивают в блоки. Делают это, дедушка, на ниткошвейных машинах. Блок – это почти уже книга, точнее та её часть, на которой напечатан текст. С участка прошивки блоки отправляют дальше и приклеивают к ним с двух сторон чистые листы плотной бумаги, форзацы, чтобы чуть позже закрепить на них картонные крышки. После этого, дедушка, на автоматической машине к блоку приклеивают ещё несколько технологических бумажных элементов и аккуратно его обрезают точно в размер будущей книги. Крышки к книгам делают отдельно, но тоже на машинах. С одной стороны в неё загружают нарезанный заранее картон, с другой - напечатанные заранее обложки, а с третьей - полосу из тонкого картона, которой будет укреплён корешок будущей книги. Немного времени, и крышка готова. Конечно, дедушка, в книге главное содержание, но обложка тоже важна, ведь она является как бы лицом книги и должна быть красивой. На полиграфических машинах на обложку можно нанести специальную полимерную плёнку. Так книга не пачкается и всегда, дедушка, остаётся нарядной. А иногда делают тиснение – выдавливают на обложке рисунок и покрывают его позолотой. Осталось, дедушка, только собрать книгу. И снова всё делает автомат. По небольшому конвейеру блоки заезжают в рабочую зону. Здесь сначала формируется корешок, из плоского он становится полукруглым. Затем на него наносят клей и приклеивают укрепляющую бумажную полоску с двумя ткаными тесёмками, которые называются капталами. Их хорошо видно, дедушка, на любой готовой книжке в твёрдом переплёте. После этого наружные форзацы смазывают клеем, блок вставляют в обложку-крышку и специальными валиками прижимают одно к другому. Остаётся только сделать штриховку – небольшое углубление вдоль корешка, чтобы книга лучше открывалась и не рвалась. «Всё, книги готовы», - сказал нам Виктор Сергеевич.

- Спасибо тебе, внук, за содержательный рассказ, - поблагодарил дедушка.

- Тебе спасибо, дедушка. Я много узнал сегодня об изготовлении книги, - ответил внук.

Затем внук пошёл к себе в комнату, сел за свой письменный стол, взял томик Жюль Верна и погрузился в чтение. Дедушка присел в кресло, надел очки и, взяв в руки энциклопедию про животных, стал читать. А про себя каждый из них подумал – «как всё-таки здорово держать в руке и читать любимую книгу».

За основу повествования взят материал видеофрагментов:

  1. «Галилео. Старинная типография», URL-адрес: http://www.youtube.com/watch?v=GUYcG1xE5DI
  2. «Экскурсия в типографию», URL-адрес: http://www.youtube.com/watch?v=HNrD2HfAhso
Агеев Олег Владимирович09.02.2016 4520 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar