РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Применение виртуальной лаборатории на занятиях химии

Применение виртуальной лаборатории на занятиях химии

Александрова Татьяна Александровна,
преподаватель химии и биологии ,
КГБПОУ "Назаровский энергостроительный техникум"

Не секрет, что вот уже на протяжении длительного времени в сфере российского образования запускаются всё новые и новые стандарты, реформы. И когда начинаешь анализировать свой педагогический путь по этапам преобразования, ненароком задаешься вопросами: а как отразились эти реформы на собственной профессиональной педагогической деятельности, насколько эффективны современные технологии и требования к обучающимся в рамках изучаемой дисциплины, соответствуют ли все эти изменения новым стандартам?

Моя педагогическая деятельность началась двадцать лет назад. На сегодняшний день, реализуя современные стандарты, однозначно, каждый педагог отметит, что они существенно отличаются от предыдущих. Однако, "вектор - самостоятельность", для меня всегда был приоритетным. Ребята должны научиться проявлять самостоятельность при решении различных проблемных ситуаций, находить ответы на интересующие вопросы. Ранее реализовывать этот подход в обучении было сложнее, даже хотя бы потому, что технические возможности были другие.

Современного студента в первую очередь интересует вопрос: как и где полученные знания могут пригодиться в их будущей профессии. Поэтому по возможности, свои занятия начинаю с постановки какой-либо актуальной проблемы, чтобы натолкнуть их на самостоятельный поиск ответа на интересующие их вопросы. Стараюсь по возможности приблизить ту или иную тему к конкретной специальности, к их жизни в быту, где эти знания действительно им пригодятся. И вот тогда, у ребят отмечается интерес к изучаемой теме и дисциплине в целом. Особенно хочу отметить то, что качественный результат будет максимальным, если занятие сопровождается практической работой. Какую бы тему студент не рассматривал, какие бы задачи не решал, но если на занятии выполняется практикум, то это 100% вовлеченность каждого из участников процесса с наивысшим показателем самостоятельности. И, действительно, вспоминая себя в школьные и студенческие годы, я с большим интересом всегда изучала тот предмет, где была практика.

Кроме того, не секрет, что все то, что делается своими руками, запоминается больше, чем то, что дается пассивно в форме лекции педагогом. Годы прошли, а интересы студентов сохранились. Они с увлечением занимаются тем, где что-то можно собрать, посмотреть, понаблюдать. Но, к сожалению, не всегда существует возможность реализовать все на практикуме. Современную лабораторию оснастить на 100% необходимым оборудованием, инвентарем дорого и сложно. Вот именно тогда, на помощь приходит «Виртуальная лаборатория».

Виртуальная лаборатория - это современный цифровой ресурс, представляющий всестороннюю визуализацию изучаемых процессов. На сегодняшний день, наверное, трудно представить преподавателя без применения ИКТ. Информационные технологии облегчают работу, делают занятия интересными для ребят, тем самым повышают качество подготовки.

Так что же такое «Виртуальная лаборатория» на занятиях химии. Это, прежде всего цифровой образовательный ресурс, программное обеспечение, позволяющее моделировать лабораторные опыты с удаленным доступом.

Здесь, можно изучать темы и закреплять их лабораторным опытом:

  • в виртуальной лаборатории есть всё необходимое оборудование, реактивы. Для визуальности химического оборудования используются анимация, средства 3D графики. В процессе проведения самого опыта студенты могут проводить наблюдения (съемка виртуальных фотографий) и самостоятельно записывать уравнения любой химической реакции в прилагаемом виртуальном журнале;
  • можно самостоятельно конструировать различные органические молекулы и неорганические вещества из предложенного набора;
  • для закрепления и оценивания изученной темы, предусмотрены: тесты по технике безопасности; тесты для проведения проверки своих знаний; расчетные задачи.

Таким образом, на всех этапах работы в Виртуальной лаборатории прослеживается самостоятельность, а именно это сегодня ценится согласно новым ФГОС СОО и ФГОС СПО при оценивании формирования общих компетенций.

Еще одним немаловажным достоинством таких лабораторий является то, что студент учится организовать себя для работы, это происходит благодаря возникающему интересу при сборке различных приборов, установок для опытов и экспериментов. Студент сам производит измерения. Может проверить себя, посмотреть правильность проведенного опыта, для этого можно включить видеофрагмент и посмотреть его в реальной лаборатории. Также современному студенту важно научиться выделять главное в большом потоке учебной информации, осуществлять поиск информации, анализировать и доказывать свои решения. Именно в такой лаборатории можно готовиться к олимпиадам и научно-практическим конференциям, изучаю теоретические вопросы. Есть здесь и «помощник», который может дать подсказку. Лаборатория позволяет изучать и выполнять абсолютно любые опыты и не один раз. В общем, программа «Виртуальной лаборатории» построена так, что с ней интересно работать.

Как преподавателю хочется отметить еще одно преимущество - студент может получить знания абсолютно в любой аудитории, где есть компьютеры и выход в Интернет. Однако считаю, что нельзя на 100% уходить на такой виртуальный вариант обучения. Ведь, работая непосредственно в контакте с оборудованием, собирая приборы, различные устройства в реальности, студент более эффективно закрепляет практический навык работы с оборудованием. Поэтому в дальнейшем, планирую в своей работе организовывать правильный союзный комплекс - реальный и виртуальный практикум.

А в целом я выделила больше положительных моментов для своей работы и работы своих студентов.

Александрова Татьяна Александровна09.02.2016 4990 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar