РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Связь технологии с другими предметными областями

Связь технологии с другими предметными областями

Агеев Олег Владимирович
учитель технологии
МБОУ «Гимназия №97 г. Ельца»

Изучая технологию в школе, обучающиеся постоянно сталкиваются на её страницах с другими предметными областями. И эта связь между предметами помогает им, и позволяет расширить их кругозор, а иногда более правильно и точно понять смысл происходящего. В данной статье предлагаю обратить ваше внимание на межпредметные связи технологии.

1. Связь с черчением.

Знакомство обучающихся с основами черчения начинается при изучении технологии уже с пятого класса. Ребята знакомятся с основными понятиями: «эскиз», «технический рисунок», «чертёж»; изучают линии чертежа и особенности их начертания и использования на практике; учатся правильно оформлять чертежи на листах формата А4. При изучении технологии в 6-8 классах обучающиеся закрепляют полученные начертательные навыки и знакомятся с новыми понятиями, новыми особенностями и разновидностями чертежей:

  • в 6 классе – с понятиями «сборочный чертёж», «спецификация»;
  • в 7 классе – с понятиями «конструкторская и технологическая документация», с видами штриховки деталей в сечениях и разрезах, с чертежами деталей с резьбой, изготовленных на станках;
  • в 8 классе – с чертежами электрических и электронных схем.

К сожалению, в некоторых школах предмет черчение отсутствует. А начертательные навыки и основы графической грамотности необходимы обучающимся при дальнейшем обучении в техникумах, технических ВУЗах и так далее, что подчёркивает важность изучения основ этого предмета на уроках технологии.

2. Связь с математикой.

Технология немыслима без разного рода вычислений и расчётов. Но не только в этом прослеживается связь с математикой. Обучающиеся при изучении технологии знакомятся с математическими понятиями «призма», «куб», «цилиндр», «конус», «окружность», «линия». Знания математики помогают обучающимся при изучении технологии. Например, при расчёте допусков и посадок в 7 классе, при расчёте передаточного отношения в 6 классе, при расчёте условной стоимости материалов для изготовления изделия в творческих проектах требуются элементарные математические знания. При изучении штангенциркуля в 6 классе на уроках технологии обучающиеся узнают, что термин «нониус» произошёл от имени португальского математика и изобретателя этой шкалы П. Нуниша, а сам термин «штангенциркуль» происходит от двух слов, одно из которых «циркулус» в переводе с латинского означает «круг».

3. Связь с физикой.

Изучая в 6 классе на уроках технологии материал темы «Свойства древесины», обучающиеся знакомятся с такими физическими понятиями, как «плотность» и «влажность». Этот материал идёт с некоторым опережением, поскольку на уроках физики обучающиеся изучат эти понятия только в 7 классе. Поэтому на уроках технологии закладывается фундамент будущих физических знаний обучающихся и прочность его зависит от того, насколько грамотно и интересно об этом сообщит учитель. Раздел «Электротехника», изучаемый на уроках технологии в 8 классе, идёт параллельно с изучением этого раздела на уроках физики, что позволяет обучающимся закреплять полученные навыки и расширять свой кругозор, а также более качественно и полно изучать материал об электрическом токе и напряжении, мощности, электрических цепях и условных обозначениях на них и так далее.

4. Связь с химией.

Связь технологии с этим предметом прослеживается при изучении металлов и их свойств, при изучении состава цементного (штукатурного) раствора в 6 классе; при изучении темы «Классификация сталей. Термическая обработка сталей» в 7 классе и так далее. Обучающиеся знакомятся с химическими элементами – металлами, изучают их особенности, области применения, технологии получения и придания им, путём химических преобразований, нужных свойств и характеристик. В 5-6 классах, изучая технологию, обучающиеся знакомятся с процессом получения бумаги, картона, целлюлозы, фотоплёнки и киноплёнки, покрышек, резиновой обуви и другой продукции из древесины путём её химического разложения.

5. Связь с экономикой.

Основы экономических знания обучающиеся получают при изучении на уроках технологии в 8 классе раздела «Бюджет семьи». Они узнают об уровне благосостояния семьи, о её потребностях, о правилах покупки товаров, о правилах составления семейного бюджета, об особенностях сбережений, о коммунальных платежах, о сертификации, маркировке и качестве товаров и услуг, о технологии ведения бизнеса и так далее. То есть получают основы экономических знаний, необходимых каждому человеку во взрослой самостоятельной семейной жизни.

И это лишь малая часть предметов, с которыми связан предмет технология. На самом деле практически любая сфера человеческой деятельности включает в себя ту или иную технологию. Без знаний этого важного и необходимого предмета невозможно быть хорошим технологом, инженером, врачом, строителем, агрономом и так далее. Поэтому изучать нужно все предметы, а для того, чтобы сделать этот процесс интереснее и разнообразнее, в содержание добавляются сведения из других предметных областей, которые не противоречат основному изучаемому предмету, а, наоборот, дополняют его и способствуют наиболее полному и всестороннему его усвоению.

Агеев Олег Владимирович21.02.2016 5540 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar