РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Методическое сопровождение введения ФГОС: система работы учителя по формированию УУД

Методическое сопровождение введения ФГОС: система работы учителя по формированию УУД

МБОУ «Аллабердинская средняя школа»
учитель начальных классов
Салихова Клара Галиевна

Известно, школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению равнодушно без интереса. Поэтому перед школой стоит задача формирования у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.

Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без наличия у учащихся внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.

Что же такое мотивация?

Мотив (нем. motiv, от фр. мotif) - в одном из значений - побудительная причина, повод к какому-либо действию. Мотивация - процесс действия мотива, побуждение, вызывающее активность.

В основе мотивации лежат потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться успехов в учёбе школьников . необходимо сделать обучение для них желанным процессом.
Многочисленные исследования доказывают, что для формирования полноценной положительной учебной мотивации необходима целенаправленная работа, где одно из важных мест, как показал опыт, занимает дидактическая игра, цель которой активное усвоение учебной деятельности. При включении детей в игровую ситуацию интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается.

Полет к загадочным звездам и планетам (1 класс)

Цель: развитие навыка чтения и умения отгадывать загадки.

Ученики изготавливают макеты ракет. Ракету приклеивают на лист. Каждый день ученик отгадывает новую загадку, за правильную отгадку получает звезду (или планету), которая приклеивается на лист. Чем больше отгаданных загадок, тем большего звезд долетел, больше смог посетить планет.

Закладки за пятерки (2-4 классы)

Для того, чтобы учащиеся аккуратно и красиво писали, за две пятерки, полученные за классную и домашнюю работы, в тетради вкладываются закладки с надписями.

  • «Ты сегодня все задания выполнил прекрасно! Ты - хороший ученик! Это сразу ясно!
  • «Молодец! - кричит зайчонок. - Пишешь аккуратно! И взглянуть в твою тетрадку мне очень приятно!»
  • «Как красиво написала, постаралась очень ты. За аккуратную работу тебе прекрасные цветы!»
  • «Как здорово считать умеешь. Все верно вычислила ты. Порадовала ты Цыплёнка. И он принёс тебе цветы!»

Засели математические дома (1 класс)

Цель: закрепление состава чисел первого десятка.

Игра проводится после изучения темы «Состав числа». Каждый день ученику предлагается домик на состав числа (2, 3 и т.д.). Если он правильно заполняет клетки, ему в ответ учитель пишет «С новосельем!». Ещё неверно - «Попробуй ещё!». Игра продолжается до тех пор, пока ученик не заселит все домики. В ходе игры выявляются недочёты в знаниях по данной теме, осуществляется индивидуальный подход.

Мною была проведена проектная задача по математике «Путешествие на планету Математикус».

Учащиеся, поступая в 1 класс, уже имеют математический опыт, который не следует игнорировать при организации обучения. В то же время у каждого учащегося свой опыт. В связи с этим возникает необходимость перед началом систематического изучения математики выявить стартовые возможности школьника. Это первая цель. Второй целью является формирование у учащихся хотя бы самых общих представлений о том, чем они будут заниматься на уроках математики в 1 классе.

В основе задачи лежит квазиреальная ситуация общения учащихся со сказочными персонажами - жителями планеты Математикус. Помогая инопланетянам в решении ряда задач, учащиеся демонстрируют уровень дошкольной готовности к изучению математики.

На решение данной проектной задачи отводится четыре дня в фазе запуска.

Сегодня начальная школа стремится реализовать требования, заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход,одна из особенностей которого в том, что новые знания не должны даваться в готовом виде, школьники «открывают» сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность, дает точный алгоритм действия и подводит итог. Как известно правильно организованный деятельностный тип обучения способен поддерживать учебно-познавательную мотивацию обучающихся на любом этапе урока.

В 1 классе при введении понятия предложение учитель без интонирования,без пауз произносит три первых предложения из стихотворения К.Чуковского «Телефон»:
- Я сейчас прочитаю вам стихи – начало знакомого произведения К.Чуковского, но прочитаю так, как услышала от одного малыша, который выучил их и очень боялся забыть. Если вам понравится такое чтение вы поднимите зелёный сигнал, не понравится – красный. «У меня зазвонил телефон кто говорит слон».

После того, как ученики отрицательно оценят чтение «малыша», предложить кому – то прочитать строки так, как он считает нужным. Обсудить, чем отличается услышанное чтение .Постараться детское «малыш торопился», «ничего не выделял голосом» и т.п уточнить: он не отделял голосом «Один кусочек речи» от другого, вот (имя ученика) отделял.

На этом этапе формируются предметные учебные действия умение выделять из речи предложения, формируются коммуникативные действия.

При введении способов обозначения глухих и звонких согласных. Предложить вообразить ситуацию, в который бывал каждый: грипп, высокая температура, жар. Пусть ученики хором громко скажут: У меня жар. А потом то же самое произнесут шёпотом. Выясните, что получилось. (У меня шар.) В чём дело? Какая тайна здесь скрыта?
Повторяем опыт, но добавляем ещё одно действие: приложить ладонь к горлу и последить, когда рука чувствует небольшое напряжение горла, а когда - нет.
Откроем секрет: изменил звуки голос . «Включаем» голос – получаем один согласный, «выключаем» - получаем другой. Согласные звуки, которые произносятся с голосом, учёные назвали звонкими, согласные, которые произносятся без голоса – глухими. Какой первый звук в слове жар? А в слове шар? Потом выполняется полный звуковой анализ слова жар и шар. Так первоклассники вывели способ действия , которыми они будут пользоваться при определении звуков – звонких и глухих. С этого момента у учащихся будут формироваться такие предметные умения: выделять и характеризовать отдельные звуки слова, выполнять для этого необходимые учебные действия.

При изучении темы «Отношения» в 1 классе

- В математике отношения «больше», «меньше», «столько же» используются, когда нужно сравнить количество предметов

Потом учитель подводит итог и продолжает:

- У каждого из вас на парте белый лист бумаги, разделённый на две части. По моей команде вы начнёте рисовать слева кружочки до тех пор, пока я не дам команду « Стоп!» А я это буду делать на доске.

Полезно выяснить, сколько кружков нарисовали дети.

- Теперь, - говорит учитель, справа мне нужно нарисовать столько кружочков, сколько их слева. Какие будут предложения? Как будем действовать?

В результате обсуждения определяется способ действия: зачёркиваем кружок слева и рисуем справа, зачёркиваем и рисуем и т.д.

Учитель собирает работы, потом проверяют соединяя пары слева с одним кружком справа. На этом уроке у учащихся формируются умения составить взамооднозначные соответствия.

Фрагмент урока по теме «Безударные гласные в корне слова».

Вниманию учащихся предлагается текст:

Дима написал своему другу Пете записку: «Приходи с мечом, сыграем»

В шестом часу вечера Дима собрал ребят и сказал: «Мяч будет! Петька принесёт, я ему записку написал, он обещал». Ровно в шесть часов пришёл Петя. Вместо мяча у него в руках было оружие фехтования – длинный деревянный меч. Все ребята засмеялись.

- Как вы думаете, почему так получилось? (Петя принес меч, потому что Дима написал «с мечом».) Как должен был написать Дима?( С мячом, потому что в слове мяч – буква я).

Исходя из описанной ситуации, назовите тему урока. (Правописание безударных гласных в корнях слов.) Какую цель поставим перед собой на уроке? (учиться писать слова с безударными гласными в корнях.)

Методом подводящего диалога, который представляет собой систему посильных ученику заданий и вопросов, приводящих его к осознанию темы урока. Подводящий к теме диалог проще побуждающего. Учителю не нужно создавать проблемную ситуацию: подводящий диалог прекрасно выстраивается «от повторения».

Учащимся предлагается материал для сравнения:
медвежья разъезд
вьюга объявление
веселье подъезд
ружьё подъём
муравьи разъяснил

- Что объединяет слова первого столбика и второго столбика.

Подчеркните общую орфограмму в первом столбике и общую орфограмму во втором столбике.

  • В какой части слова находится ь и ъ?
  • Что объединяет оба столбика?
  • Какова тема нашего урока?

Цель урока выводится из проблемной ситуации. Например, при изучении темы «Порядок выполнения действий в выражениях» учитель предлагает выполнить задания, в которых акцентируется на количестве действий в выражениях, на самих арифметических действиях, а также на анализе чисел, входящих в выражение. После этого выводится цель - познакомиться с правилами порядка выполнения действий и усвоить их содержание, научиться использовать их для классификации числовых выражений.

При изучении темы «Периметр прямоугольника. Способы его вычисления. Взаимосвязь между длиной, шириной и площадью прямоугольника.»

Цель: познакомить с термином «периметр» и способами их вычисления. Рассмотреть взаимосвязь понятий площадь и периметр прямоугольника. Показать взаимосвязь между длиной, шириной и площадью прямоугольника.

Каждому ученику дать листы, на которых изображены прямоугольники, имеющие различную площадь (4х3, 5х2, 6х4, 8х3). С помощью палетки

Ученики подсчитывают число квадратов в одном ряду(8 см), а затем число рядов их 3, ширина (3 см).

Проделанная работа обобщается на доске в таблице:

  • Число квадратов в одном ряду прямоугольника
  • Число рядов прямоугольника
  • Площадь прямоугольника (см кв)
  • Длина прямо-угольника (см)
  • Ширина прямо-угольника (см)
  • Площадь прямоугольника (см кв)

Формируется способы вычисления периметра, предметные учебные действия, умение измерять, анализировать, сравнивать, применять в жизненных ситуациях.

Эффективна работа в парах, где ученики участвуют во взаимопроверке какого-либо учебного продукта(самостоятельной работы, домашнего задания и т. д.).
На этапе рефлексии можно использовать прием повторения с одновременным контролем. Ученики задают вопросы, другие отвечают. Помогает повышать интерес к учению выполнение творческих заданий.

Например, создание диафильма по прочитанным произведениям, проектная работа «Моя малая земля», «Птицы нашего села», «Лекарственные растения», «Портфолио ученика».

Если помнить, что школьник «научается гораздо большему, когда он вовлечен полностью: эмоционально, визуально, аудиально и кинестически» - и надо «обучать целого ребёнка» (Л. Ллойд), то возможно раскрыть способности детей, создать для них ситуацию успеха, что поможет сформировать положительную мотивацию к учению.

Литература:

  1. Журнал «Начальная школа» № 9, 2013 год
  2. Уроки математики. Содержание курса. Методические рекомендации. 3 класс. Смоленск Ассоциация XXI века. 2013 год
  3. Уроки математики. Содержание курса. Методические рекомендации. 1 класс. Смоленск Ассоциация XXI века. 2012 год
  4. Поурочные методические рекомендации к букварю «Мой первый учебник» и прописям «Хочу хорошо писать» для 1 класса. Пособие для учителя. Смоленск Ассоциация XXI века. 2009 год
Салихова Клара Галиевна21.03.2016 4480 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar