РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Играя – лечим! Дыхательная гимнастика – как важный элемент речевого развития

Нехаева Елена Александровна

Все мы знаем, что дышать надо через нос. И, кажется, что нет правила проще этого.

Но при обследовании воспитанников дошкольных учреждений видим, что более, чем у половины детей нарушено носовое дыхание (именно, носовое).

Причинами такого нарушения могут быть:

  • аденоиды;
  • хронический ринит из-за аллергенов;
  • частые ОРВИ.

Почему же вредно дышать через нос?

1) Во-первых,  проходя через носовые ходы, воздух нагревается, увлажняется, смешивается с оксидом азота, который повышает усваиваемость кислорода из воздуха. Таким образом, если ребёнок дышит ртом, он не получает оксид азота, соответственно, усваиваемость кислорода понижается и, как следствие, возникает кислородное голодание (гипоксия).

2) Во-вторых, изменятся голос, произношение в целом. Ребёнок начинает гнусавить, говорить монотонно.

3) Вдобавок нарушается функция жевания; притупляется обоняние, пропадает аппетит.

4) Ротовое дыхание, вызывая сухость ротовой полости, сказывается на состоянии зубов – слюна выполняет важнейшую задачу, нейтрализует кислую среду во рту, а также помогает избавляться от бактерий. Сухость полости рта – одна из причин заболеваний дёсен, кариеса, гингивита, который может перерасти в пародонтит, когда под воздействием микроорганизмов десневые карманы вокруг зубов углубляются, и те начинаю шататься и, конечно же, нарушение прикуса.

Позвольте процитировать отредактированный перечень проблем, связанных с ротовым дыханием, опубликованный группой детский стоматологов из Университета Пернамбуку в Бразилии: «Люди, дышащие ртом, чаще всего жалуются на следующие симптомы: одышка или нехватка воздуха, быстрое наступление усталости при физической активности, боли в спине и шее, нарушение вкусовой чувствительности или обоняния, неприятный запах или сухость во рту, пробуждающие посреди ночи приступы удушья, плохое качество сна, сонливость в дневное время, тёмные круги под глазами, чихание, обильное слюноотделение во время разговора и так далее. Что касается физических последствий, то у дышащего ртом ребёнка появляется ряд характерных черт: вытянутое лицо, опущенные уголки глаз, тёмные круги под глазами, открытый рот, обвисшие и сухие губы, узкие ноздри, слабые мышцы щёк, высокое нёбо, сужение верхней зубной дуги и неправильный прикус. Ротовое дыхание также негативно отражается на осанке, строении и тонусе органов речи». [1]

Физические последствия ротового дыхания можно представить наглядно.

К слову сказать, описанные выше признаки в нашей стране негласно характеризуются как «аденоидное лицо» а в США «stupid facе» («лицо глупого человека»).

5) Также необходимо отметить, что при ротовом дыхании сужаются верхние дыхательные пути, что может вызвать остановку дыхания – так называемое, обструктивное апноэ во сне, которое приводит к риску сердечно-сосудистых заболеваний, умственным нарушениям, проблемам с вниманием и памятью, повышают риск развития различных заболеваний вроде болезни Альцгеймера.

А теперь – необычное сравнение…

«По стопам бульдога?»

Ведущий стоматолог, один из основателей Американской академии физиологической медицины и стоматологии Майк Гелб сравнил эволюцию дыхательных путей у бульдогов, известных своими проблемами с дыханием, со стремительным распространением апноэ среди людей. У этих собак наблюдается брахикефалия – короткая и широкая голова. Их морды сплющены, ноздри сужены, зубы кривые, верхние резцы заходят за нижние (перекрёстный прикус), удлиненное мягкое нёбо частично перегораживает дыхательные пути, а язык порой не помещается в челюсть. Подобно людям, подверженным некоторым из этих проблем, они страдают от неприятных симптомов обструктивного апноэ во сне, которые усугубляются при наличии избыточного веса.

 Такая опасная особенность стала результатом многолетнего селекционирования для получения собак с отличительными чертами, которые пагубно отразились на их здоровье. Человек в данном случае оказывает негативное влияние на собачий генофонд. Развитие культуры (индустриализация) у людей привело к изменениям в развитии, которые схожи с теми, что были вызваны у бульдогов модификацией в их генах. Из-за этого им может грозить вымирание. Перед вами серия фотографий различных представителей этой породы, которые были талисманами Университета Джорджии с 1956 по 2011 годы. По ним можно проследить эволюцию данной породы. Первая собака умерла в восемь лет, а последняя – в два года. Их системы жизнеобеспечения, от вегетативной нервной системы до сердечно-сосудистой, пострадали из-за слишком узких дыхательных путей, какие наблюдаются у всё большего числа людей. Нашему виду не грозит вымирание из-за апноэ или нехватки кислорода, однако здоровье и благополучие миллионов людей явно находится под угрозой. Некоторые разводчики бульдогов осознали ошибки прошлого и теперь предпринимают меры, чтобы изменить ход эволюции этой породы. С людьми такого сделать нельзя, однако в наших силах учить детей тщательно жевать, правильно дышать и поддерживать правильную осанку лица». [2]

Для идеального развития челюсти, лица и дыхательных путей существует критический период, который приходится на первый 10 лет жизни. И мы, как педагоги, специалисты дошкольного образования должны помочь в этом нашим подопечным.

Ведь как много в каждой группе детского сада детей с подобным типом лица. Конечно, решать данную проблему необходимо в комплексе с медиками (отоларингологом, стоматологом, ортодонтом), но и работники детского сада могут помочь скорректировать функцию дыхания. Дыхательные упражнения включаются в занятия, в режимные моменты. Необходимо выполнять дыхательную гимнастику, используя два нехитрых правила: «Дыши носом!» и «Язык в домике (в точке покоя)!»

Перед началом комплекса дыхательной гимнастики необходимо выполнить самомассаж, который поможет освободить носовые ходы от скопившейся слизи.

  1. Похлопывание по крыльям носа в течение 30 секунд (спокойные вдох и выдох носом), далее высморкаться. Можно повторить несколько подходов.
  2. На вдохе указательные пальцы вверх по основанию крыльев носа, на выдохе вниз, сильно надавливая. Выполняем 8 движений вверх и вниз (спокойные вдох и выдох носом), далее высморкаться. Можно выполнить несколько подходов.
  3. Указательный палец ставим между бровей и выполняет быстрые вкручивающие движения в одной точке в течение 30 секунд (спокойные вдох и выдох носом). Сильно на точку не давим – может образоваться гематома на нежной детской коже.

Второй этап – активация носового вдоха. Данный этап необходим, так как у детей с ротовым типом дыхания носовые ходы сужены, дыхание через них затруднено.

  1. Одну ноздрю закрываем указательным пальцем, вторую ноздрю приподнимаем кверху и выполняем резкие вдохи (от 4 до 8 раз без выдоха). Выдох выполняем на смену ноздри. Повторяем 8 раз (4 на одну сторону, 4 на другую).
  2. Расширяем обе ноздри (приподнимаем кверху), делаем резкие короткие вдохи (от 4 до 8). Выполняем 4-6 раз.
  3. Сморщить нос, сделать 4 резких вдоха. Выполняем 4-6 раз.

Третий этап – упражнения для развития носового дыхания.

  1. Закрыть одну ноздрю пальцем, спокойно дышать другой (вдох-выдох носом). Выполняем на счет до 8 и поменяем.
  2. Спокойный вдох одной ноздрей (другую закрываем пальцем), выдох другой ноздрей. Выполнить 8 раз и поменять.
  3. Вдыхать одной ноздрей (другую закрыть) – выдыхать двумя. Выполнить 8 раз и поменять.
  4. Вдох обеими ноздрями – выдох через одну, чередуем. Выполняем 8 раз.

Важно! Дыхательная гимнастика выполняется в следующем режиме – 1 минута непрерывного выполнения на каждый год жизни ребенка, далее можно сделать перерыв, после него продолжить начатое.

Предложенные выше упражнения рассчитаны, в большей степени, на средний и старший дошкольный возраст. Для детей младшего дошкольного возраста можно использовать задания типа «Понюхай цветочки», «Ароматное лото», «Сдуй пёрышко» и т.д.

Список использованной литературы

  1. V.A. De Menezes, L.B. Leal, R.S. Pessoa, and R. M. E. S. Pontes. 2006. Prevalence and factors related to mouth breathing in school children at the Santo Amaro project – Recife, 2005. Brazilian Journal of Otorhinolaryngology 72: 394-398.
  2. Сандра Кан, Пол Р. Эрлих «Укус эволюции. Откуда у современного человека неправильный прикус, кривые зубы и другие деформации челюсти». – М. «Бомбора» - 2021. – с.143-144.
  3. Сандра Кан, Пол Р. Эрлих «Укус эволюции. Откуда у современного человека неправильный прикус, кривые зубы и другие деформации челюсти». – М. «Бомбора» - 2021.
  4. Материалы из обучающих видеороликов для родителей и специалистов Райчевой А.А. (Республика Беларусь, город Минск).
  5. Материалы из курса Борисовой К.В. «Миофункциональная коррекция – будущее логопедии» (город Москва).
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены