РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Технология развития критического мышления как способ формирования ключевых компетенций у обучающихся на уроках истории и обществознания

Автор:
Сачнева О.Н.,
МАОУ СОШ № 87,
г. Екатеринбург.

Актуальность.

В настоящее время мы живем в век информационно-коммуникационных технологий. Современное общество перенасыщено всевозможной и разнообразной информацией, поэтому к образованию и к учителю предъявляют особые требования. Сегодня учитель должен не только преподнести знания своим ученикам, не только научить применять их в жизненных ситуациях, что немало важно, но и должен научить детей мыслить, анализировать, систематизировать и преобразовывать необходимую информацию. Активизация мыслительной деятельности обучающихся является условием успешной социализации ребёнка в реальном социуме. «Социализация - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребёнком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни». Современная действительность вызывает необходимость замены формулы «образование на всю жизнь» формулой «образование через всю жизнь». Эта проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. В настоящее время в образовательную практику общего образования активно внедряется технология развития критического мышления (ТРКМ). Применение технологии критического мышления на уроках истории и обществознания позволяет создать максимально благоприятные условия для активизации и развития мыслительных способности школьников.

Практическая значимость и обоснование.

В современном мире только перемены являются чем-то постоянным, поэтому креативность является одним из важнейших ресурсов развития и обновления общества. Главная цель образования – развитие людей, способных создавать новое, не повторяя то, что сделали до них другие поколения, и готовых ориентироваться в стремительно изменяющихся условиях. Технология критического мышления как нельзя лучше соответствует этим требованиям. Данная методика способствует формированию у детей критического мышления, не в смысле критиковать, а в смысле среди множества решений выбрать наиболее оптимальные. Сейчас, когда время требует от нас и наших детей все чаще интересных и нестандартных решений, чтобы не потеряться в этом мире, но найти своё место в жизни, критическое мышление помогает как никакое другое.

Критическое мышление как образовательная технология.

Технология развития критического мышления была разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной. Основные положения ТРКМ нашли свое развитие и в трудах российских ученых. В частности, разработкой данной проблемы занимается лаборатория дистанционного обучения Института содержания и методов обучения РАО (зав.лабораторией доктор пед.наук, профессор Е.С.Полат).

Правовым основанием реализации данной технологии является требования современного ФГОС ООО. Основной целью современного российского образования является воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. На это нацелены ФГОС второго поколения, которые включают в себя не только освоение учащимися базовых национальных ценностей, основных понятий, относящихся к области знаний, но и формирование универсальных видов учебной деятельности, так необходимых для развития личности, её самореализации, готовности к непрерывному образованию, способной ставить цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Постоянное увеличение объема знаний, быстрое устаревание имеющихся сведений, необходимость ориентироваться во все возрастающем потоке информации заставляют нас искать источник новых знаний непосредственно внутри системы образования, образовательных процессов.

Считаю, что для формирования универсальных учебных действий у обучающихся наиболее эффективной, является технология развития критического мышления, которую применяю на уроках истории и обществознания. Технология развития критического мышления «включает» обучающихся в активный процесс познания и достижения истинных знаний, учит ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию. В основе данной технологии лежит работа с информацией, её осмысление, сопоставление различных точек зрения, оценивание. Процесс развития критического мышления на уроках истории и обществознания немыслим без самостоятельной исследовательской работы учащихся с документами, источниками, мемуарами, высказываниями историков, философов, социологов.

Специфика технологии развития критического мышления состоит в организации процесса обучения в трехфазной структуре:

1.Вызов

Учащиеся настраиваются на достижение целей урока или его отдельного этапа, «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу (высказывают предположения), систематизируют информацию до её изучения, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формируют собственные цели

2.Осмысление

Обучающиеся изучают новый материал, которому посвящен урок: читают (слушают) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации, отслеживают понимание при работе с изучаемым материалом, активно конструируют (корректируют) цели своего учения

3.Рефлексия

Обучающиеся соотносят получаемую новую информацию с уже известной, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации сформулированной ранее индивидуальной цели учения. Выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно – следственные связи.

Приёмы и методы развития критического мышления на уроках истории и обществознания.

Кластер. Это способ графической организации материала, позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении.

В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям «второго уровня».

Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации, связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).

Синквейн (англ.) – «стихотворение из пяти строк». Прием, используемый для активизации познавательной активности учащихся на уроках истории и обществознания, он позволяет научить школьников излагать личное отношение к историческому событию или деятелю, подводить итоги размышления. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Сиквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Обычно синквейн использую на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова.

Как показывает опыт, синквейны могут применяться в качестве:

  1. инструмента для понимания сложной информации;
  2. способа оценки понятийного багажа учащихся;
  3. средства развития творческой выразительности;
  4. способа выражения своего отношения к событию или исторической личности

Существуют определённые правила написания синквейна:

  1. первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным;
  2. вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;
  3. третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;
  4. четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме;
  5. пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

Процесс написание синквейна очень нравиться ученикам. Это творческое задание позволяет даже слабым учащимся понять самое важное. Когда зачитываются работы, повышается самооценка.

ПОПС - формула. Применяется для формирования навыков работы с источниками (позиция, обоснование, подтверждение, следствие). Этот приём помогает высказывать аргументированную точку зрения, как автора документа, так и самого ученика. Предлагается прочитать документ, выделить основную мысль, начиная её словами «Я считаю, что…». Далее следует обоснование: «Потому что…». Подтверждается эта мысль словами из текста: «Я могу это подтвердить…». И, делается вывод: «Следовательно…». Вывод не должен противоречить первому высказыванию, но может его в чём-то повторить.

Прием «толстые» и «тонкие» вопросы.

Данный прием можно использовать на любой фазе урока. «Тонкими» вопросами называют простые, односложные вопросы, требующие простого ответа на уровне воспроизведения. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку. Систематическое применение данного приема учит обучающихся грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности.

Прием «Корзина идей»

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации.

Заключение.

Технология РКМ представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Технология критического мышления несет в себе множество положительных эффектов: облегчает усвоение информации детьми и повышает интерес к учебной деятельности (целенаправленное использование приемов ТРКМ приводит постепенно к тому, что детям становится проще преобразовывать информацию); активизирует работу на уроке, вовлекает в нее даже те, кто обычно пассивен; облегчает подготовку к уроку для учителя, в конечном счете, приходит понимание, что важнее качество подачи информации, нежели ее количество.
Список литературы
1. Валеева Н.Г. Жанрово – стилистические характеристики научных текстов // www.trpub.ru/valeeva-har-text.html .
2. Дулама Мария Элиза. Кластеры как форма организации мышления. //lib. 1september/ru htm
3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- СПб: Изд-во «Альянс-Дельта», 2003.
4. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. Издательство «Скифия», «Альянс – Дельта». СПб. 2003г.
5. Загашев И.О. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма // lib. 1september/ru. 2004/17/15. htm-35к.
6. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В.Муштавинская.- М.: Просвещение, 2004 г.
7. Ильин Е.П. Психология риска. - Санкт-Петербург: Изд–во Питер, 2012.
8. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. – Москва: Изд-во Наука, 1997.
9. Клустер Д Статья «Что такое критическое мышление?» газета «Русский язык» №29, 2002 г //www pedagogical.freenet.kz/technology/krit1/htm
10.Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. Издательство «Каро» СПб.2006 г.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены