РАЗРАБОТКИ

Другие модули


«Смех - честное и благородное лицо комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Нурмиева Альбина Миннеаглямовна

Цели урока: раскрытие роли смеха и актуальности комедии в современной жизни.

Задачи:

  • Образовательные: обобщить материал по пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор», выявить роль смеха в пьесе.
  • Развивающие: содействовать развитию умений анализировать, выделять главное в тексте, кратко и четко формулировать свои мысли, приобщить учащихся к искусству слова, обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи.
  • Воспитательные: оказать влияние на формирование внутреннего мира учащихся, их собственного практического и духовного опыта; воспитать читательскую культуру, нравственные качества личности, такие как порядочность, честность, совестливость, воспитывать чувство товарищества, чувство удовлетворения от достигнутых успехов в коллективном труде.

Планируемые результаты:

Личностные:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности: совести, чувства долга, ответственности, желание стать лучше; развитие личности учащихся, умение обоснованно выбирать собственные жизненные основы с позиций их ценности для людей, формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию.

Метапредметные:

  • Познавательные: совершенствование умений работать с текстом художественного драматического произведения, а также навыков самостоятельного отбора учебного материала; воспитание думающего человека и читателя; формирование умения анализировать, оценивать прочитанное, формирование умения анализировать и классифицировать информацию, выбирать главное.
  • Регулятивные: выполнение заданий в соответствии с поставленной задачей; умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать и использовать в своей деятельности.
  • Коммуникативные: формирование умения выражать свои мысли; строить монологическое доказательное высказывание; уважать чужое мнение; проявление взаимопомощи; умение эффективно сотрудничать в группе.

Предметные: умение анализировать произведение; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской классической литературы; формирование собственного отношения к произведению; понимание авторской позиции и свое отношение к ней; развивать умение выразить свои мысли, оценить поступки героев, привитие навыка публичного выступления и любви к творчеству Н.В Гоголя.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков, урок-обобщение.

Вид урока: урок-исследование.

Методы обучения: словесный, продуктивно-индуктивный, исследовательский, творческий.

Технология: проблемное обучение, личностно-ориентированное, здоровьесберегающая, педагогика сотрудничества.

Приемы: «Светофор», формат TEDx, ассоциации, ПОПС-формула.

Формы работы на уроке: фронтальная, групповая.

Тип урока по содержанию: поисково-исследовательский.

Методы: информационные, частично-поисковые, иллюстративно-объяснительные, исследовательский (анализ, сравнение), наглядные методы обучения (презентации), инсценировочный, работа в группе.

Оформление урока:

  1. Афиша.
  2. Цветные обложки книг.
  3. Компьютерная установка (показ презентации к комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»)
  4. Материал для подготовки к выступлению.
  5. Маски, зеркало, светофорики.

Ход урока.

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой. Приветствие.

Я рада видеть каждого из вас,
И пусть зима прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.

II. Мотивация учебной деятельности учащихся. Проблемная ситуация.

-Что общего между этими предметами?

III. Актуализация знаний . Постановка цели и задач урока.

-У вас на партах лежат обложки книг, внимательно прочитайте и попробуйте сформулировать тему урока.

- Попробуйте сформулировать цели и задачи нашего урока.

- Откройте тетради, запишите число и тему урока.

- Сегодня на уроке будут работать 3 группы: спикеры, комбинаторы креативных идей, конструкторы.

На столах лежат материалы, которые помогут вашему выступлению. Задача спикеров-доказать тезис, используя приём ПОПС-формула, т.е.

П – позиция (Я считаю, что…)
О – объяснение (Потому что…)
П – пример (Я могу это доказать на примере…)
С – суждение (Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…)

- Задача конструкторов креативных идей, используя метод ассоциации, охарактеризовать персонажей.

Задача конструкторов - обобщить выступление групп и сделать вывод по теме урока.

Итак, приступили к работе в группах. По истечении времени заслушаем отчет о проведенном исследовании.

IV. Поиск информации в предложенных источниках. Обсуждение в группах.

V. Применение знаний и умений в новой ситуации. Практическая деятельность. Выступление групп.

Группа «Спикеры».

- Как вы можете связать тему урока со словами Станислава Ежи Лец, польского поэта, философа, писателя-сатирика и автора афоризмов, «Когда обезьяна расхохоталась, увидев себя в зеркале, родился человек».
Оценка другими членами группы.

Группа «Комбинаторы креативных идей».

- На партах лежат предметы. Как вы можете связать эти предметы с темой урока и идеей комедии? Подтвердите своё мнение аргументами.
- Прочитайте стихотворение . Петра Исаевича Вейнберге и ответьте на вопрос.

В бесстрашной дерзости нахально торжествуя,
Гуляли по свету порок, уродство, грех –
И вдруг встревоженно попрятались, почуя
Опасного врага: то был веселый смех,

Не ядовитый смех слепого озлобленья, -
Нет, тот, в чьей глубине бежит, чиста, светла,
Струя широкая любви и сожаленья
О братьях, гибнущих в оковах духа зла.

Как божьи вестники, - спасительные грозы -
Сметают прочь с небес ряды зловещих туч,
Так этот чудный смех, всем видимый – сквозь слезы,
Никем незримые, понесся смел, могуч.

И с этих пор все то, что не страшится кары
Ни Божьей, ни людской, бледнеет и дрожит,
Когда, неся с собой смертельные удары,
Вдруг этот мощный смех победно загремит.

С ним сделок – никаких, не знает он пощады,
И смотрят на него все эти слуги зла
С бессильной злобою, как из болота гады –
На царственный полет богатыря-орла.

Слава смеху благородному,
Слава храброму воителю,
Прямодушному, свободному,
Тьмы и кривды разрушителю.

Слава творческому гению –
Этой силы воплощению
Средь соотчичей своих,
Резким «словом отрицания»,
В царство света, мира, знания
Призывающему их!

- О каком смехе идёт речь в стихотворении? Как стихотворение связано с комедией?

Оценка другими членами группы

Группа Конструкторы.

- Гоголь считает, что “смех – единственное честное лицо в комедии”. Так ли это? “Действительно ли “смех – единственное честное лицо в комедии”? Удалось ли Гоголю добиться поставленной цели, или человеческие пороки неискоренимы?»
Оценка другими членами группы

VI. Физкультминутка.

Немного фантазии – и мы перенесёмся в Золотой 19 век, более чем на 160 лет назад. 19 апреля 1863 года. Петербургский Александрийский театр. И вот последняя немая сцена. “Чему смеетесь? над собой смеетесь!..” – говорит городничий залу (Инсценирование)
- Но почему не слышно аплодисментов?

V. Рефлексия.

Учитель:
Гоголь писал: “О, смех великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха. Смеха боится даже тот, кто уж ничего не боится». Значит, чтобы победить зло, нужно смеяться.

Врачам давно известно, что смех способствует укреплению здоровья: он укрепляет иммунную систему и во многих случаях ускоряет выздоровление.

- Достигли ли мы целей и задач, поставленных в начале урока?

Я предлагаю оценить свою работу на уроке с помощью театральных масок.

Маски.

  • Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и
  • хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.
  • Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в
  • определенной степени полезен для меня.. Мне было на уроке достаточно комфортно.
  • Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.

Выставление отметок.

VI. Домашнее задание. ….

Спасибо всем участникам урока.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены