РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Особенности изучения романа И.А. Гончарова "Обломов" в школе

Роман И.А. Гончарова «Обломов» рекомендовался для чтения и изучения в учебных заведениях России еще в дореволюционное время. В статье «Лакуны учебника: роман «Обломов» в средней школе» К.Ю. Зубков проводит подробный анализ ситуации, связанной со школьной интерпретацией романа в разные годы, и отмечает, что в дореволюционный период одними из самых популярных являлись учебники Г.В. Александровского и В.В. Сиповского[1].

Первый связывал сущностное содержание образа главного героя с давно отошедшей в прошлое категорией крепостного права.[2]

Данный учебник не был совершенен, и впоследствии в интерпретацию романа Александровский внес коррективы. В учебнике В.В. Сиповского главной являлась идея отнесения образа главного героя одновременно к прошлому и настоящему. Обломовка как поместье рассматривалась с негативной точки зрения, но в то же время в ней усматривалось воплощение народных устоев и традиций [3].

Примерно по такой же схеме построен учебник В.Ф. Саводника. Школьная интерпретация романа «Обломов» изначально базировалась на статье, написанной Д.И. Писаревым, который отмечал: «В этом романе затронуты и жизненные, современные вопросы настолько, насколько эти вопросы имеют общечеловеческий интерес»[4].

Трактовка романа, относящаяся к 1920-1930-м годам, подчеркивала больше социальную проблематику романа, упор делался на том, чтобы показать отличия главного героя от людей современной эпохи. В 1940-1950-х годах в учебниках ставился иной вопрос об «обломовых» нашего времени. Чтение полного текста произведения заменилось на чтение важных эпизодов.

В 1960-е годы на изучение романа «Обломов» стало уделяться все меньшее количество часов, а в 1965 году роман и вовсе был исключен из школьной программы и был вновь включен в нее лишь в 1991 году.

Произведение включено в список обязательной литературы во всех основных программах по литературе, также оно присутствует во всех учебниках по литературе из Федерального перечня. Ученикам предстоит сделать выбор по поводу оценки главного героя, поскольку в том явлении, которое писатель назвал обломовщиной, есть негативные стороны, однако присутствуют и положительные качества, которые можно проследить и учесть при анализе образа Обломова в сопоставлении с другими героями (А. Штольц, О. Ильинская). Во всех учебниках по литературе учащимся предлагаются темы для написания сочинения, и в каждом учебнике есть тема, связанная с развитием отношений Обломова и Штольца или же с противопоставлением их характеров. Например, предлагаются такие темы для сочинений, как «С кем может быть счастлива Ольга – с Обломовым или Штольцем?», «Является ли образ Штольца прямой антитезой Обломова?», «Обломов и Штольц: сопоставление или противопоставление?», «Обломовы или Штольцы нужны сегодня обществу?» и другие.

Анализируемый нами роман изучается в 10 классе. В программах по литературе роману «Обломов» уделяется разное количество часов; также тематика уроков может несущественно, но отличаться. Количество часов, отведенное на каждую тему, конкретизируется не во всех программах. Поурочное планирование с расчасовкой представлено только в программе под редакцией В.Я. Коровиной (профильный уровень), что существенно облегчает задачу учителя-словесника. В остальных же программах дается общее количество часов (на учебную неделю и на учебный год), и определить часы учителю предстоит самостоятельно, авторы программ рекомендуют лишь список тем для знакомства с творчеством писателя.

Рассмотрим содержание программ по литературе, которые наиболее часто используются в современной школе.

Программа по литературе для 5-11 классов для общеобразовательной школы (под редакцией Т.Ф. Курдюмовой) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и издана в 2005 году.

Сочетание обзорных и монографических тем рисует панорамную картину литературного процесса. Программа ориентирована на базовый уровень подготовки школьников по литературе, однако насыщенность ее материалом предполагает возможность использования и при обращении к профильному уровню.

В 10 классе на изучение литературы отведено 105 часов. Для изучения творчества И.А. Гончарова рекомендуются следующие темы:

И.А. Гончаров. «Обломов». Краткая биография писателя. Общая характеристика трех романов: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв». История создания романа «Обломов». Особенности композиции романа. Прием антитезы в романе. Сущность характера героя, его мироощущение и судьба. Глава «Сон Обломова» и ее роль в произведении. Обломов и Захар. Обломов и Штольц. Женские образы в романе и их роль в развитии сюжета. «Обломовщина». Пейзаж, портрет, интерьер в художественном мире романа. Способы выражения авторской позиции в романе. Образ Обломова в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). «Обломов» - роман, утвердивший писателя как классика. Критика: Н.А. Добролюбов «Что такое обломовщина», Д.И. Писарев «Обломов», А.В. Дружинин «Обломов», роман Гончарова[5].

Программа по литературе под редакцией В.Я. Коровиной (5-11 классы, базовый уровень – 2007 год)

Главной идеей предлагаемой программы является изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII века, XIX и XX веков.

Программа каждого класса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни и т.п.)

В каждом из классов затронута одна из ведущих проблем. Например, в 10 и 11 классах идет линейный курс на историко-литературной основе (русская литература XIX и XX веков) В таком контексте изучается роман И.А. Гончарова «Обломов». Для изучения предлагаются следующие темы:

Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество (обзор). Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к Обломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина» Н.А. Добролюбова, «Обломов» Д.И. Писарева).

Профильный уровень программы рассчитан на углубленное изучение литературы в 10 классе в объеме 170 часов (5 часов в неделю). Он ориентирован на тех учащихся, кто заинтересован в более детальном изучении русской классики, а также на тех школьников, которые планируют продолжить свое обучение в гуманитарных ВУЗах.
Согласно анализируемой программе, изучению творчества И.А. Гончарова отводится 7 часов, и предлагаются следующие темы для изучения творчества писателя:

И.А. Гончаров. Жизнь и творчество. Трилогия «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» (1 час). Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв». Особенности композиции романа. Его социальная и нравственная проблематика (1 час). Обломов – «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову (2 часа). «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе (1 час). Роман «Обломов» в русской критике: оценка романа Н.А. Добролюбовым, Д.И. Писаревым, А.В. Дружининым. «Обломовщина» как общественное явление. И.А. Гончаров как литературный критик (2 часа).

Таким образом, в профильном курсе изучения творчества И.А. Гончарова роман «Обломов» рассматривается как центральная часть задуманной автором трилогии; более детально прорабатываются образ Ильи Ильича Обломова и его отношения с другими героями [6].

Программа по литературе для 5-11 классов для общеобразовательных учреждений (под редакцией А.Г. Кутузова) издана в 2010 году и составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе. Программа для старших классов ориентирована на базовый и профильный уровень изучения предмета, предполагая опору на творческую деятельность учащихся.

В 10-11 классах происходит знакомство с художественным миром писателя. В программе последовательно реализован принцип историзма в изучении предмета, который предполагает не только историко-генетическое, но и историко-функциональное рассмотрение художественного произведения.

В 10-11 классе на освоение содержания программы отведено 3 часа в неделю (105 часов в год) на базовом уровне и 5 часов в неделю (175 часов в год) на профильном уровне.

На базовом уровне изучаются:

«Фрегат Паллада» (очерк по выбору). Антиромантический пафос очерка, точность бытовых зарисовок. «Обломов». Обломов в системе художественных образов романа, смысл сопоставления со Штольцем. «Сон Обломова» и его место в композиции и сюжете. Обломовка, обломовцы, обломовщина как символические образы произведения. Авторский приговор идеалам главного героя. Споры вокруг образа Обломова (Н.А. Добролюбов «Что такое обломовщина», А.В. Дружинин «Обломов», роман Гончарова»)
На профильном уровне изучения литературы список тем несколько отличается:

«Фрегат Паллада» (очерки по выбору). Антиромантический пафос очерков, точность бытовых зарисовок, полнота лирического чувства и способы его художественного воплощения.
Романы И.А. Гончарова как своеобразная трилогия о судьбах родины и русского человека. Полемика с И.С. Тургеневым о русском романе. «Обломов». Обломов в системе художественных образов романа, смысл сопоставления со Штольцем. «Сон Обломова» и его место в композиции и сюжете. Поиски положительных начал русской жизни. Обломовка, обломовцы, обломовщина как символические образы произведения. Авторский приговор идеалам главного героя. Переосмысление проблемы любви в романе, историко-философский смысл финала. Споры вокруг образа Обломова (Н.А. Добролюбов «Что такое обломовщина», А.В. Дружинин «Обломов», роман Гончарова»)
Объективность повествовательной манеры, функции предметно бытовой детали, пейзажа.
Помимо сочинения, учащимся предлагается подготовить также реферат[7].

Программа по литературе для 5-11 классов для общеобразовательной школы (авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев), изданная в 2010 году построена на историко-литературной основе, что предполагает следование хронологии литературного процесса. Выбор писательских имен и произведений обусловлен их значимостью для отечественной и мировой культуры, масштабностью их дарований.

Творчество И.А. Гончарова представлено следующим образом:

И.А. Гончаров. Роман «Обломов». Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.). Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).

Особенностью данной программы по литературе является отражение принципа поступательности в развитии литературы и в преемственности литературных явлений, что представлено в рубрике «Внутрипредметные связи». Авторы программы предлагают учащимся познакомиться с мнением Л.Н. Толстого и И.С. Тургенева о романе «Обломов», а также рассмотреть образы Онегина и Печорина в качестве литературных предшественников Обломова.

Для самостоятельного чтения предлагается роман «Обыкновенная история» [8].

Программа по литературе под редакцией В.В. Агеносова и А.Н. Архангельского (10-11 классы, углубленный и базовый уровни)

В 2014 году появилась рабочая программа под редакцией В.В. Агеносова и А.Н. Архангельского. На изучение литературы отводится 170 часов при углубленном изучении (5 часов в неделю) и 102 часа (3 часа в неделю) при базовом изучении. Реализуя системно-деятельностный подход в обучении, программа предлагает школьнику не «потребление информации», а включение в интерактивную деятельность по творческому освоению материала. Также принципиально значимым является введение в учебный материал литературно-критического контекста: фрагментов статей критиков и литературоведов, посвященных изучаемым произведениям.

Во время работы над творчеством И.А. Гончарова составители данной программы рекомендуют обратить внимание учителя на следующие темы:

Мироощущение, судьба и творчество писателя. Романная трилогия Гончарова как художественное целое. Сон Обломова в контексте романа «Обломов». Амбивалентность точки зрения повествователя: Обломов и Штольц. Любовь и семья в жизни Обломова. Особенности композиции романа «Обломов»: позиция автора и режиссера. «Обломовщина» как социальное явление. Гончаров-очеркист: «Фрегат Паллада». Особенности авторского стиля (углубленный уровень).Творчество И.А. Гончарова в литературной критике (углубленный уровень).

В углубленном курсе изучения литературы авторами данной программы также предложены лабораторные занятия, нацеленные на формирование практических навыков при анализе художественного произведения. Например:
1) как проанализировать вставной эпизод и определить его роль в произведении?
2) как научиться характеризовать героев на основе сопоставления?

Таким образом, что углубленный курс изучения творчества И.А. Гончарова дает более широкое представление о работе писателя. Гончаров представлен не только как романист, но и очеркист [9].

Таким образом, мы рассмотрели содержание, представленное в основных программах и учебниках по литературе и касающееся творчества И.А. Гончарова, и можем сделать вывод, что, несмотря на разное количество часов, отведенных изучению творчества данного писателя, и на различный перечень тем, тема дружбы, выражающаяся во взаимоотношениях Обломова и Штольца, в сопоставлении их образов, в рассмотрении приема антитезы в романе, так или иначе присутствует в каждой программе. Отсюда следует, что данная тема весьма актуальна и востребована, поскольку является одной из основных при изучении романа «Обломов» в школе. 

Список использованной литературы
1. Александровский, Г. В. Чтения по новейшей русской литературе / Г.В. Александровский. – Киев : типография Первой Киевской артели печатного дела. – 1910. – 26.
2. Дудышкин, С.С. «Отечественные записки», 1848. - №1.
3. Кулешов, В.И. Этюды о русских писателях: исследования и характеристики / В.И. Кулешов. – Москва : Издательство Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, 1982. – 262 с.
4. Литература. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы / под ред. А.Г. Кутузова. – 3-е изд., стер. – Москва : Дрофа, 2007. – 79 с.
5. 31. Панаев, И.И. Литературные воспоминания / И.И. Панаев; [Ред. текста, вступ. статья «Литературная деятельность И.И. Панаева» и примеч. И. Ямпольского]. – Москва : Гослитиздат, 1950. – 472 с.
6. Переверзев, В.Ф. Образ нигилиста у Гончарова // У истоков русского реализма. – Москва : Современник, 1989. – 752 с.
7. Писарев, Д.И. Роман И.А. Гончарова «Обломов» / Д.И. Писарев // Полное собрание сочинений: в 6 томах / сост. Д.И. Писарев. – 1894. – Т.1. – С. 287.
8. Программа общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень). 10-11 классы (профильный уровень) / под ред. В.Я. Коровиной. – 9-е изд. – Москва : Просвещение, 2010. – 44 с.
9. Рабочая программа к линии УМК под редакцией В.В. Агеносова и А.Н. Архангельского «Русский язык и литература». Литература / под ред. В.В. Агеносова, А.Н. Архангельского. – Москва : Дрофа, 2014. – 144 с.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены