РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Воспитание духовных, морально-нравственных качеств и патриотического духа среди младших школьников через уроки милосердия

Воспитание духовных, морально-нравственных качеств и патриотического духа среди младших школьников через уроки милосердия

Воспитание духовных, морально-нравственных качеств младших школьников является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. За последние годы произошли существенные изменения в обществе, оказавшие влияние на все социальные системы в целом и образование в частности.

Невозможно всерьез говорить о нравственном воспитании подрастающего поколения без обращения к традиционным культурным ценностям русского народа. Образование должно базироваться на воспитании школьников в духе традиционной для страны православной нравственности, достоверных научных знаниях и культурных традициях. Необходимо формировать интерес у детей к подлинным ценностям родной истории и культуры, духовной жизни.

К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». Школьное образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. Важно с раннего детства заложить фундамент доброты и милосердия.

В рамках организации внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС в 2014-2015 учебном году были введены уроки милосердия. Учебно-методический комплект «Уроки милосердия» по духовно-нравственному просвещению и воспитанию учащихся разработан учителем начальных классов Новолядинской школы Тамбовского района Зубовой Галиной Дмитриевной.

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, что и становится причиной снижения критериев морали и нравственности подрастающего поколения. Поэтому введение уроков милосердия на данном этапе очень своевременно.

Изучение нравственных основ православной культуры в рамках «Уроков милосердия» можно назвать курсом доброведения. Термин «доброведение» образован соединением двух слов «добро» и «ведать». Ведать, то есть знать, осваивать, усваивать добро. Уроки милосердия направлены на знакомство с православной культурой, формирование высоких ценностных отношений к духовному историческому и культурному национальному наследию и воспитания качеств, отличавших русский характер: доброту, открытость, трудолюбие, патриотизм, сострадание, милосердие, благородство. На этих занятиях дети обращаются к личному опыту, размышляют и моделируют ситуации, развивают нравственные чувства на примерах жизни православных святых, литературных героев, культуры, героев отечественной истории.

Предмет «Уроки милосердия» воздействует на личность ребёнка посредством православной литературы. Православная художественная литература – богатый источник переживаний. В связи с этим в учебном пособии представлены следующие жанры художественной литературы: рассказы, стихи, пословицы, сказки, притчи, жития святых людей.
Рассказы и стихи отечественных поэтов и писателей помогают научить детей быть отзывчивыми к сверстникам и старшим, развивают способность к сопереживанию, милосердию, состраданию в соответствии с христианскими заповедями.

При изучении курса дети знакомятся со стихами таких авторов как: А.Пушкин, М. Лермонтов, Е. Благинина, А. Майков, А.И. Плещеев, М. Пожаров, Е. Санин, М.Пляцковский, А. Барто и другие. Анализируют рассказы К.Д. Ушинского, В. Музыкиной, Ю.Коваля. В. Осеевой, М. Пришвина, В. Сухомлинсого, Ф. Достоевского, М. Салтыков – Щедрина и др.
Велика роль пословиц в нравственном воспитании.

Вспомним замечательные слова В. Н. Соколова о пословице:

В ней мысль, как озарение,
Слова, как жемчуга,
Для друга одобрение,
Острастка для врага…

Пословицы - это блистательное проявление творчества народа. Они в сконцентрированной форме выражают многовековую мудрость народа, его наблюдения над миром, окружающей природой и взаимоотношениями между людьми.

Учащиеся на уроках милосердия объясняют смысл пословиц, например:

  • Исправляться – стремись, а оправдываться – стыдись.
  • Что посеешь, то и пожнешь.
  • Легче ссоры избежать, чем ее прекращать.
  • Как аукнется, так и откликнется.
  • Хорошее дерево приносит хорошие, добрые плоды, а плохое – плохие.

Роль сказок в становлении духовного мира ребенка неоценима. Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих.
На уроках дети раскрашивают картинки к сказкам: «Гуси-лебеди», «Морозко», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Важным опорным материалом духовно-нравственного воспитания являются притчи. Притча – это не просто поучительный рассказ, в ней мудрость веков. Язык притчи делает доступным мудрость веков для читателей любого возраста. Притча всегда предполагает диалог, беседу со слушателем или читателем, и её основное действие разворачивается тогда, когда история рассказана и начинается её осмысление. Ценность притчи в том, что она подсказывает способы разрешения конфликтной ситуации, дает возможность указать собеседнику на его недостатки, не используя агрессивность, в притче осуждается не человек, а порок.

В программу «Уроков милосердия» введено несколько притч.

Например, «Притча о муравье и голубке». Дети после прочтения данной притчи приходят к выводу, что добрый герой, будь он большим или совсем маленьким, за свои хорошие дела непременно оказывается вознагражден. В евангельской притче о милосердном самарянине Господь Иисус Христос наставляет, как следует проявлять любовь к людям. Главная мысль - дела милосердия оцениваются по глубине любви и силе воли, с которыми человек совершает их.

В содержании курса представлены жития и деяния особо почитаемых на Руси православных святых людей: Пресвятой Богородицы, преподобных Петре и Февронии Муромских, Амвросия Оптинского, Сергия Радонежского. Удивительному взору ребёнка открывается совершенно незнакомый мир - мир людей, уже живущих на земле по законам Вечной жизни - Царствия Божия: по законам кротости, смирения, прощения, терпения, любви, самопожертвования, взаимопомощи и верности.

В программе «Уроков милосердия» учащиеся знакомятся с главными православными праздниками на материале произведений Шмелёва, Салтыкова - Щедрина, Пушкина, Плещеева и других писателей и поэтов. Учащиеся знакомяться с духовным значением праздников Светлая Пасха и Рождество Христово в жизни народа. Изучают православные традиции праздников.

Материал уроков милосердия способствуют воспитанию патриотического духа среди младших школьников. Учащиеся анализируют произведения о защитниках Отечества, знакомятся с библейскими законами войны.

«Уроки милосердия» - это интегрированный курс, который включает в себя не только литературное, но и художественно-эстетическое творчество и музыкальное искусство.

Поэтому виды деятельности на уроках самые разнообразные. Это работа с произведением, репродукциями картин, прикладное творчество, лепка, рисование, раскрашивание рисунков. Там, где целесообразно и вытекает из хода занятия, применяется проектная деятельность и коллективное творческое дело.

Очень важно при знакомстве детей с произведениями литературы и изобразительного искусства, которое вводит детей в мир высоких духовно-нравственных образов, делать это в эмоционально привлекательной, понятной форме. Поэтому важную роль на занятиях играет её музыкальная часть. Музыка обладает эмоциональным воздействием, как на образное восприятие, так и на развитие духовно-нравственной сферы ребёнка. Классическая музыка сама по себе уже оказывает гармонизующее воздействие на психическое состояние и развитие детей. Поэтому на занятиях предполагается знакомство с музыкальными произведениями С.В. Рахманинова, П.И. Чайковского, Н.А., Римского-Корсакова, С.С.Прокофьева, М.П. Мусоргского и других композиторов. Во время выполнения ручного труда и рисования фрагменты музыкальных произведений могут служить музыкальным фоном.

При изучении курса «Уроки милосердия» очень важно помочь ребёнку ощутить глубокую личную причастность к великим ценностям Православия, которые были созданы нашим народом и его государством, предками, законными наследниками которых и являются современные дети: на них лежит ответственность за сохранение и развитие этой величайшей в истории человечества культуры. В связи, с чем очевидно, что в деле духовно-нравственного воспитания ребёнка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей, которая рассматривается как малая Церковь. Многим родителям просто неизвестно, что уже в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Постепенное включение родителей в активное воспитание своих детей на «Уроках милосердия» идёт от принятия детских работ в виде подарков до подготовки общих детско-родительских спектаклей, праздников и участия в семейных поездках и экскурсиях, активного участия в благотворительных акциях, концертах, оказании помощи детским домам, ветеранам и участникам Великой Отечественной войны, вдовам погибших.

Таким образом, материал уроков милосердия позволят сформировать ценностные отношения к духовному историческому наследию и воспитанию доброты, открытости, милосердия, благородства, умению отличать добро от зла. Научат детей быть отзывчивыми и разовьют способности к сопереживанию, что так необходимо в наше время.

Информационные ресурсы

  1. Материалы сайта http://ipk.68edu.ru
  2. Уроки милосердия: Учебное пособие для учащихся 1-3 класссов/ автор-сост.: Г.Д.Зубова. – Тамбов: ОАО «Издательский дом «Мичуринск», 2014
Масликова Наталия27.06.2016 4750 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar