РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Духовно-нравственное воспитание: итоги и перспективы

Духовно-нравственное воспитание: итоги и перспективы

Автор: Хворенкова Маргарита Ивановна

Духовность и нравственность воспринимаются неоднозначно.

Духовность - это весьма сложное качество человека: одни считают его с верой, религиозностью, другие считают, что духовность может быть светской, атеистической. Если рассматривать это понятие в свете формирования нравственных качеств личности, то, на мой взгляд, духовность - это высшее их проявление.

Духовность, нравственность, здоровье, как компоненты социализации, превращающие индивид в личность, обогащающие личность правилами взаимодействия с людьми, опытом цивилизованной жизни. Решение этой сложной проблемы и ответственность по воспитанию духовно – нравственной культуры подрастающего поколения возлагается обществом на общеобразовательную школу и семью при доминирующей роли первой из них.

Общеизвестно, что школа должна не только создавать благоприятные условия для овладения учащимися основами научных знаний, но и формировать личность школьника, развивать его физические, умственные и духовные силы. Продуктом системы образования в качестве ориентира принимается высококвалифицированный специалист, гражданин России, личность с развитыми духовно-нравственными потребностям.

Новая роль учителя, как нравственного, духовного наставника в жестком мире, требует от него воспитания у учеников человечности.
На современном этапе развития социально-экономических отношении в обществе наблюдается общекультурный кризис, характеризующийся огромным потоком, обрушившимся в первую очередь на молодёжь, часто не имеющей духовно - нравственной основы . Недостаточное общение детей с высоким искусством, синтезирующим культурно-исторический опыт и формирующим «здоровую» гуманитарную среду для духовно-нравственного восприятия мира, приводит к изменениям в системе ценностей размыванию чётких границ между добром и злом, нравственным и безнравственным.

Это объясняет то негативное, что есть в современном обществе, возрастание наркомании, алкоголизм, рост преступности. Мы не выживем физически, если погибнем духовно, особо актуализирует проблему духовного воспитания подрастающего поколения.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.

Статистические данные показывают, что в России рождается 17% детей с психическими отклонениями, 15млн. наркоманов, 35 млн. алкоголиков. На одного человека России приходится более 25 л алкоголя в год, тогда как при 8 л алкоголя в год начинается вырождение нации. Могут быть признаны здоровыми лишь 15-19% детей и подростков, не менее 75% детей и подростков нуждаются, в той или иной степени, в психиатрической помощи и лечении. По данным экспертов ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения, при коэффициенте жизнеспособности по шестибалльной шкале в России он составляет всего 1,4 балла. Это, по сути, смертный приговор нации. Поэтому, несомненно, вопросы нравственного воспитания подрастающего поколения выходят в нашем обществе на первый план. Сегодня я хочу осветить вопросы нравственного воспитания школьников, как с теоретической, так и с практической точки зрения, попытаться найти новые приёмы, формы и методы работы по данному направлению воспитательной деятельности, проанализировать, насколько эффективно работают уже используемые нами воспитательные технологии.

Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Сегодня школа переживает драму воспитания. Рассыпались на глазах многие идеалы и ценности. Ушли в прошлое октябрятско пионерско-комсомольские традиции. Сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому проблема духовно-нравственного воспитания так актуальна и выбор данной проблемы не был случайным. Природа дала человеку два оружия – интеллектуальное и нравственное.

Просвещенный интеллектуальный разум облагораживает, укрепляет и усиливает нравственные чувства человека. Нравственность человека проявляется только в одном – в его поступках, а поступки происходят от характера помыслов. Нравственное воспитание молодежи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера (например, телесного или этического) большего вреда обществу нанести невозможно. Духовные болезни становятся неизлечимыми и более пагубными, чем болезни тела. От чьих-то болезней тела никто больше не страдает, кроме самого больного, а от духовно больного страдают многие. И не дай Бог, если таковым окажется руководитель государственного масштаба, тогда пострадают целые народы. В истории таких имен можно было бы насчитать немалое количество.

В чем же причины появления или развития такой опасной духовной болезни, как безнравственность?

Для ясности возьмем сравнение. Если мы поставим такой вопрос: «Почему ребенок - первоклассник не знает законы физики, химии, биологии и т.д. и не умеет ими руководствоваться в жизни?» - то мы получим верный ответ. Скажут: ребенок не может знать эти законы и правила их применения, поскольку еще не изучал их и систематических знаний не получал.

Разве использование законов и правил нравственного поведения меньше нужны человеку, чем знание физики или истории? После школы все школьные науки, как правило, забудутся, оставив в памяти лишь общие представления.
Другое дело этические нормы, законы и правила. Для дальнейшей жизни человек должен в совершенстве владеть законами нравственности.
Безнравственный знаток физики или химии более опасен, чем нравственно развитый работник» но не владеющий этими знаниями. Действительно, какой же земледелец или животновод, портной или столяр, руководствуются знаниями в области философии или географии, языкознания или астрономии? Однако безнравственное отношение к своему делу в каждой сфере непременно завершится браком, порчей, вредом, убытками, лишениями, страданиями для многих.
Еще в 1701 году профессор Московского университета Сырейщиков Е.Б. в статье «О пользе нравоучения при воспитании юношества» писал, что от всех болезней душевных предохраняет человека нравственная наука, что надо эту науку преподавать как можно раньше".

Часто наблюдая за поведением учеников на переменах, в столовой, на улице, транспорте мы приходим к размышлениям об их недостойных поступках. Мучаем себя вопросами: Ну почему они такие? Чего им не хватает? Почему они безнравственны? Как воспитывать таких детей? Назрела необходимость пересмотра основ духовно-нравственного воспитания. Нужен новый взгляд на саму сущность этого воспитания.

Педагоги в тесном взаимодействии с семьей, с общественностью призваны формировать у подростков морально-нравственные критерии и принципы повседневной жизни. В этом и заключается сущность нравственного воспитания несовершеннолетних, которое осуществляется через процессы воспитания, обучения, саморазвития школьников с использованием комплекса воспитательных, образовательных, развивающих, психологических, физиологических, социальных мер и факторов. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали. Результатом этого процесса является формирование нравственно цельной личности, подразумевающей наличие свободной нравственной воли, умения владеть собой, обретения внутренней свободы и т.д. Нравственность формируется в мероприятиях, в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения, совершать поступки. Очень многое зависит и от нравственного пространства, в котором формируется ребенок.

Нравственное воспитание молодежи - неоспоримая и важнейшая опора всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу непоправимый урон. Интеллектуальное развитие молодежи не представляет сегодня такой проблемы, как ее нравственное становление. Это обуславливается тем, что обучение основам наук в наше время происходит достаточно четко, планово и в обязательном порядке. Однако нравственное воспитание молодого поколения сильно отстает. А ведь именно нравственность должна стоять впереди и за собой вести интеллект. Таким образом, целью нравственного воспитания является формирование нравственности, морали, чему соответствуют критерии добра, милосердия, заботы, образованности, порядочности, честности.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания:

  • во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;
  • во-вторых, в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности;
  • в-третьих, нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Поэтому духовно-нравственное воспитание обучающихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Духовно-нравственное воспитание предполагает:

  • становление отношений ребёнка к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и самому себе;
  • развитие качеств:
  • патриотизма,
  • толерантности,
  • товарищества,
  • активного отношения к действительности,
  • глубокого уважения к людям.

Принципы духовно-нравственного воспитания

  • Воспитание на традициях.
  • Принцип сотрудничества.
  • Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.
  • Системно-организованный подход.
  • Личностно-ориентированный подход.
  • Принцип сохранения исторической памяти.

Подростковый возраст - это самый трудный период в жизни человека. Так говорят не только психологи и педагоги, но и все чаще родители. Именно в этом возрасте необходимо вести полный контроль за ребенком. Желание казаться взрослым, заводить новые знакомства, пробовать то, что еще никогда не пробовал, отправиться в те места, куда всегда запрещали родители, может очень сильно изменить ребенка не в лучшую сторону. Если подросток вызывающе одевается, имеет пирсинг, ярко выкрашивает волосы, нецензурно выражается – это скорее аморальное поведение, но если взрослые начнут кричать ему в след, размахивая руками о том, что его поведение неправильное, это уже можно назвать безнравственностью взрослых. И хотя борьба поколений, или как мы еще называем тема «отцов и детей», была всегда, мы боимся себе в этом признаться, говоря: «Мы, в свое время такими не были…». Это тема была, есть и будет, и, как и прежде люди ищут пути решения в борьбе за нравственно-культурное общество.

В Семейном кодексе четко прописано, что первые и единственные заинтересованные воспитатели детей – это родители. Но по-прежнему общество замерло в ожидании действий школьных учреждений.

Но только ли педагоги несут ответственность за поведение детей в обществе? Конечно же, нет. Нельзя так же снимать ответственность с телевидения, локальных сетей, которые доступны абсолютно всем детям без границ в возрасте, с издательств журналов, газет, наконец, общество в целом. Все они вместе взятые несут ответственность за будущее нашей страны, а это и есть наши дети.

Нельзя не отметить действия предпринимателей, которые торгуют спиртными напитками и табачными изделиями, они вывешивают правило «Лицам, не достигшим 18-летнего возраста, спиртные и табачные изделия не отпускаются» и стараются следовать ему. Или еще один пример: включая сегодня телевизор, можно увидеть возрастные ограничения к просмотру передачи или фильма. Так родители могут проконтролировать то, что можно смотреть их детям. Это хотя и маленький, но все же «шаг» к нравственной культуре.

Сегодня на плечах педагогов лежит непосильный труд. Педагоги продумывают каждые мелочи при работе с детьми. А в сельской местности, как известно, дети живут в разных жизненных условиях, и главная задача – найти подход к каждому ребенку, заглянув глубоко в его глаза, чтобы понять, что именно хочет ребенок.

Особое место в общей системе формирования духовно-нравственной культуры человека занимает сельская общеобразовательная школа, в силу ряда социально-географических факторов ( отдалённость от культурных центров, специфика учебно-воспитательного процесса, численность и состав учащихся и педагогов, наличие учебно-материальной базы и др. ) сельская школа вынуждена брать на себя функции центра образования и воспитания молодёжи.

Сельская школа обладает арсеналом средств, отсутствующих в городе,
среди которых тесная органическая связь с природной средой, сохранившиеся традиции, обычаи, ритуалы в общественной и семейной жизни, духовное единение, забота о младших и людях старшего поколения, направленность на трудовую деятельность.

Развитие личности происходит в учебно-познавательной деятельности (урочной и внеурочной) в организации разнообразной и интересной жизни коллектива школы, в работе объединений по интересам, в свободном общении, в личной жизни растущего человека. Анализируя современное состояние общественной жизни можно считать самым важным сейчас воспитание доброты и милосердия, умение радоваться успехам своих товарищей, достойно переживать свои неудачи и быть рядом, когда неудача у другого. Воспитывать в ребенке чувства доброты, отзывчивости, сострадания невозможно без комплексного подхода к каждой индивидуальной личности. Поэтому ориентировочные направления всей работы акцентируются на «Я» каждого ребенка.

Основные источники нравственного опыта.

Это, прежде всего, учебная деятельность. Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания.

Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока. Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал, особенно по литературе и истории. В нём содержится большое количество морально-этических суждений. На уроках преподаватель напрямую выводит учеников на осмысление отношений к человеку и обществу. Так на уроках литературы в 11 классе проводились «Литературные гостиные». «Гостиная»-это комната, в которой принимают гостей. Гостей принимают для общения и во имя общения. Хозяйка гостиной помогает удобно расположиться, каждого одаряет улыбкой – одним словом, приветствуя, производит «психологическое поглаживание». В «Гостиной у Высоцкого» хозяева гостиной, учащиеся, интересно рассказывали о поэте, доступно и лаконично познакомили гостей с отдельными эпизодами жизни Высоцкого. На уроке видна совместная деятельность учителя и учеников. Чтение стихов учащимися сопровождалось эмоциональным словом учителя, которым умело подобраны стихи о дружбе и любви. Любимая песня поэта в исполнении ребят под гитару, внесла в урок содержательность, глубину восприятия поэзии Высоцкого. Эта встреча в гостиной с поэтом осталась, несомненно, в душах детей.

Другим важным источником нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа. В ней создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности. Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают во внеучебной деятельности. Еще Макаренко говорил: «Коллектив является воспитателем личности и воспитание достигается не путем чьей-нибудь проповеди или нравоучений, а исключительно из жизни работы коллектива» Поэтому в классе и в школе обязательно избраны органы самоуправления, но не на целый год, а на одно дело (или несколько, чтобы на хрупкие плечи ребят в течении года не ложилась огромная ответственность за всю общественную работу).

Готовится в классе какое-то дело, для его организации избирается или создается совет, в котором собраны дети и могут их родители, закончилось дело – совет распался. В общешкольных делах совет обычно разновозрастный. Чем сложнее дело, тем более теплыми остаются у ребят отношения после его окончания («День вежливости», День учителя, Новогодний праздник). Воспитатели, которые в своей работе используют дифференцированный подход к учащимся, довольно быстро начинают чувствовать рост самостоятельности ребят, ощущают заметную отдачу. Это происходит потому, что в условиях деятельности небольшой группы ребят, связанных общей целью и общими интересами легче организовать любое дело на действительно самостоятельных началах, без непосредственного участия классного руководителя.

Любые мероприятия несут в себе определенную цель, которая, как правило, достигается. Так, например, в 7 классе провожу праздник «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть!»

На занятиях дети придумывали ситуации из жизни, и сами находили выход из них. Целью занятия было формирование у воспитанников способов оптимального поведения в различных ситуациях, закрепление нравственных норм и привычек, полученных в ходе предыдущих мероприятий.

На занятиях с детьми велась работа по сплочение коллектива, на воспитании правил поведения друг с другом и другими людьми. Дети, сначала ведут себя скованно, стесняются друг друга, не решаются участвовать в играх на сближение. Но, как правило, к концу занятий дети чувствуют себя комфортнее, стараются активно отвечать на вопросы, некоторые смело обыгрывают жизненные ситуации. Из чего я сделала вывод, что такие занятия нужны и, проводить их нужно чаще, чтобы помочь детям раскрепоститься и не стесняться проявлять себя среди других.

Все мы помним песню «С чего начинается Родина?». А что для наших учеников – Родина? На классном часе, рассказывая о пространстве, где мы живём, я получила ответы: «Родина - это где находится моя семья. Родина – это мой дом. Родина – это русская природа. Родина – это мои земляки. В ней хорошо, уютно и тепло».
В каждом из этих учеников хочется в будущем видеть высоконравственную личность, гражданина с большой буквы, человека, который ни при каких условиях не скажет цинично: «А что мне Родина?». А пока мы беседуем, спорим, в том числе и о былой русской жизни, о Родине, малой Родине. Рассказываем о традициях своей семьи, создаём генеалогическое древо.

Воспитывая любовь к малой Родине и, формируя гражданскую позицию, мы показываем учащимся связь родного края, села с Родиной, помогаем уяснить неразрывную связь: единства села с историей и жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и принять своим долгом и честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.

В школе традиционно учащиеся отмечают «День пожилого человека». Это не просто день, отмеченный в календаре, это связь поколений, преемственность в воспитании, проявление уважения к старшим, забота о родных. Пожилой человек – это человек, который пожил, много видел, а значит, может и детям и внукам что-то рассказать. Ребята посещают пожилых одиноких людей, помогают им: носят воду, колют дрова, моют пол, осенью помогают собирать урожай.

Если идеал Запада – материальное благополучие, то идеал России – преображение». Нам нужно воспитывать детей не «Иванами, не помнящими родства», а человека любящего Отечество, способного постоять за него, нужно воспитывать учащихся на традициях отечественной культуры. Без знаний основ народной жизни, родного фольклора, классического искусства невозможно воспитать уважение к культуре других народов. В школе в начале октября проводится праздник, посвященный осени «Осенний балл». Он помогает ребятам узнать много нового об осени, пробуждает у них любовь к родной природе, стремление бережно относиться к ней. На классных часах «Масленица в гости к нам пришла», «Народные промыслы», «Святки», «Рождество, как празднуют у нас и в других странах» ребята познакомились с народными обрядами, играми, историей происхождения этих праздников.

Ведущими формами творческой деятельности, направленными на развитие нравственных качеств личности являются кружки и спортивные секции, творческие объединения ребят при подготовке и проведении КТД, спецкурсы, защита самостоятельных докладов на уроках, массовые литературные, музыкальные, театральные праздники, выставки детских работ, экскурсии, различного рода школьные соревнования, конкурсы, олимпиады.
Невозможно не отметить традиционные праздники школы: «День знаний», «Новогодний праздник», Праздник последнего звонка и другие.

Для формирования отношений между детьми, воспитания у них нравственных чувств в классе проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, «Что такое настоящий друг», где ребята учились анализировать критически свои поступки, терпимости и корректности в общении с друзьями; «Дети и деньги»- воспитание правильного отношения к деньгам, как выработать у детей разумное отношение к материальной стороне жизни?; «Последний бой, он трудный самый!» - целью этого классного часа, посвященной Великой Отечественной войне, было расширить представление детей о Великой Отечественной войне; воспитывать уважение к героическому прошлому страны, пробуждать сочуствие к людям старшего поколения; формировать положительную оценку таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, патриотизм; формировать активную жизненную позицию, побуждать детей к активному сопротивлению попыткам очернить историю страны; чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей.

Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. В данном направлении мы проводим классные часы, конкурсы стихов о войне, рисунков, плакатов, праздники посвященные «Дню Победы», «Дню Защитника Отечества», встречи с ветеранами войны и тружениками тыла. На классных часах, при изучении официальных символах России и Ульяновской области, рассматриваем историю геральдической символики, что помогает объяснить цветовую гамму и форму герба. После рассказа предлагаю нарисовать герб Белого Яра или своей семьи.

Данная работа позволяет:

  1. Дать элементарные представления о геральдической символике
  2. Формировать умения выражать в рисунке свои зрительные представления о составлении гербовой символики
  3. Воспитывать гражданственность, аналитические способности, чувство меры

Дети получают уроки нравственности и духовности при работе в спортивных секциях. Веселые старты, соревнования, игры и просто прогулки на свежем воздухе, походы оказывают неоценимую помощь в оздоровлении не только тела, но и души.

При определении направлений нравственного воспитания учащихся очень важно понять, как сегодня молодое поколение определяет характер и содержание завтрашнего дня России, насколько несёт в себе дух нового времени. Для полноты картины освоения учащимися основных нравственных ценностей был проведён мониторинг учащихся.

Какие проблемы личного плана волнуют Вас больше всего?
(Расположите в порядке снижения важности проблемы.)

  • Взаимоотношения в семье - 1
  • Здоровье - 2
  • Учёба - 3
  • Будущая карьера - 5
  • Любовь - 4
  • Взаимоотношения с одноклассниками - 6
  • Взаимоотношения с учителями - 7
  • Возможность заработка - 9
  • Проведение свободного времени - 8
  • Нормальное питание - 11
  • Покупка одежды и других вещей - 10

Анализ данных показывает, что приоритетными вопросами личного плана являются взаимоотношения в семье, здоровье, образование. В процессе изучения особенностей освоения нравственных ценностей учащимися важно знать уровень ориентации на традиционные гуманистические ценности. Ученикам был предложен перечень гуманистических ценностей, с тем, чтобы выразить своё отношение к ним методом ранжирования.

  • Справедливость - 1
  • Счастье - 2
  • Свобода - 3
  • Добро - 4
  • Честь, достоинство и совесть - 5
  • Дружба -6
  • Миролюбие -8
  • Патриотизм -7
  • Милосердие -9
  • Вера и идеалы - 11
  • Истина -10
  • Коллективизм -12

Обращает на себя внимание факт, что такие ценности как милосердие, патриотизм и коллективизм имеют сравнительно низкий рейтинг.
Интересны результаты и следующего исследования среди учащихся.

Чему жизненно важному учит Вас школа?

  • Самостоятельности и уверенности в себе - 1
  • Умению общаться-2
  • Уважению к людям, человеколюбию - 3
  • Дружбе - 4
  • Самопознанию - 5
  • Доброте - 6
  • Творческому отношению к жизни - 7
  • Организаторским умениям - 8
  • Жизнелюбию - 9
  • Преданности – 10
  • Ничему не учит - 9
  • Затрудняюсь ответить – 11

Таковы основные результаты освоения нравственных ценностей старшеклассниками. Эти данные объективно отражают картину и помогут нам спланировать воспитательную работу, как на уровне классного коллектива, так и на уровне школы.

Первоначальный этап формирования духовно- нравственных идеалов у человека начинается в семье, в д/садике и далее в школе. Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей.

Выводы

  • Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности школьника состоит в том, чтобы помогать ему, продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
  • Успешность данного вида деятельности зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.
  • Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в её общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию.

В заключении мне хотелось бы привести стихотворение Сэлли Фельдман, которая напоминает нам, что какую бы роль мы не играли в жизни ребенка, всем нам необходимо помнить то, что воспринял человек в детстве, определяет всю его дальнейшую жизнь.

Дети, привыкшие к КРИТИКЕ,
Учатся осуждать.
Дети, ВРАЖДОЮ воспитанные,
Знают, как нападать.
Дети, в НАСМЕШКАХ выросшие,
Впитывают робость.
Много и часто СТЫДИМЫЕ -
С виною своей неразлучны.
Те, кто воспитан ТЕРПИМОСТЬЮ,
Постигают науку терпения.
Воспитанные ОБОДРЯЮЩИМ СЛОВОМ
Умеют верить в себя.
Дети, взращенные ПОХВАЛОЮ,
Умеют видеть хорошее.
А воспитание СПРАВЕДЛИВОСТЬЮ
Учит детей доверию.
Дети, воспитанные ОДОБРЕНИЕМ,
Живут с собою в ладу.
Одаренные ДРУЖБОЙ, ДУШЕВНЫМ ТЕПЛОМ -
Находят в мире любовь.

Использованная литература.

  1. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя.-М.:Вита-Пресс,1999.-88с.
  2. Масленникова А.В.Традиционные и личностно-ориентированные педагогические технологии.//Практика административной работы в школе.2010№7.с.53-58.
  3. Полат Е.С.Основные направления развития современных систем образования.// Народное образование.2005.№ 6.с.156-163.
  4. Сгибнева Е.П. Классные часы в средней школе. – 2-еизд., испр.-М.:Айрис-пресс, 2005.- (Методика).
  5. Классные часы: 9 класс/Авт-сост.А.В.Давыд ова.-М.:ВАКО, 2012.-272с.- (Учебный год).
  6. Журнал «Классный руководитель» № 3, 2008год.
Всего комментариев: 0
avatar
Рассылка портала

Рассылка для учителей
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.