РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Текст как объект лингвистического анализа

Функциональный аспект в изучении языка, ориентация на коммуникативный процесс, неизбежно привели к выявлению коммуникативной единицы высшего порядка. Такой единицей является текст, который мыслится, прежде всего, как единица динамическая, организованная в условиях реальной коммуникации и обладающая экстра и интралингвистическими параметрами.

В тексте заключена речемыслительная деятельность пишущего субъекта, рассчитанная на ответную деятельность читателя, на его восприятие.

Таким образом, текст оказывается одновременно и результатом деятельности, он рассчитан на чье -либо восприятие: летописец пишет для потомков, специалист-ученый – для коллег с целью передать свои наблюдения и выводы.

Изучение текста осуществляется под разными названиями: кроме термина «теория текста», бытуют термины «лингвистика текста», структура текста», «грамматика текста», «стилистика текста».

В существующих исследованиях по теории текста выделяют два подхода: стремление построить формализованную грамматику текста, для чего создаются правила, процедуры, схемы, по которым можно осуществить моделирование структур текста, и стремление создать общую теорию текста путем изучения конкретных речетворческих актов, закономерностей их организации и функционирования. Первый подход характерен для западно-европейских школ, второй – для современной лингвистики.

Лингвистический анализ помогает выявить дополнительные «приращения смысла» которые развиваются у слов и грамматических форм в тексте, показать развертывание и соотношение концептуальных значимых семантических полей, определить семантику ключевых текстовых единиц и «игру значений».

Лингвистический анализ – это анализ, при котором рассматривается текст как «структура словесных форм в эстетической организованности».

Лингвистический анализ текста является начальным этапом филологического анализа, он предполагает, как уже отмечалось, комментирование различных языковых единиц, образующих текст.

В настоящее время тест привлекает специалистов разных областей знания,в том числе, а может быть и в первую очередь лингвистов, сосредоточивших внимание на функционально-коммуникативных качествах языка, средства выражения которого и составляет текстовую ткань.

Само слово «текст» означает ткань, сплетение, соединение. Поэтому важно установить и то, что соединяется, и то как и зачем соединяется.

Текст обладает следующими параметрами: тема, фокус и связь.

Тема – это основное содержание текста, фокус служит для выделения маркированных элементов текста, а связь – это средство объединения различных отрезков высказывания.

Одним из важнейших компонентов текста является его заглавие. Находясь вне основной части текста, оно занимает абсолютно сильную позицию в нем.

Заглавие активизирует восприятие читателя и направляет его внимание к тому, что будет изложено далее.

Таким образом, текст реализует определенную коммуникативную задачу:

  1. сообщить, констатировать (описание);
  2. рассказать, изобразить (повествование);
  3. сравнить, резюмировать, обобщить.
  4. обосновать, доказать, опровергнуть, разоблачить (аргументация, рассуждение);
  5. побудить, просить, приказать.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены