РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование речевой готовности учащихся на начальном этапе освоения коммуникативной компетенции

Формирование речевой готовности учащихся на начальном этапе освоения коммуникативной компетенции

Киселева О.Б., к.п.н.,
учитель начальных классов
МБОУ гимназии № 7 г. Чехова

В настоящее время (с 2010 года) в начальной школе действует новый образовательный стандарт, основой которого является деятельностный подход, предполагающий ориентацию на результат образования как системообразующий компонент.

В условиях смены традиционной модели образования на личностно ориентированную, развитие личности обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий – обобщенных способов действий, которые формируют способность субъекта (ученика) к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Одним из ключевых в современной образовательной парадигме становится понятие компетенции, которая в стандарте рассматривается как общая способность и готовность использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения.

Определяющей для решения первоочередных задач новых стандартов является коммуникативная компетенция. Особенно важным является решение проблемы формирования коммуникативной компетенции на ступени начального образования [9, с. 137].

За лингвистическую основу формирования коммуникативной компетенции нами приняты понятия язык-норма-речь. В качестве основополагающих компонентов процесса формирования речемыслительных умений и способностей школьников выделены следующие: осознание языковых единиц, усвоение норм русского литературного языка, развитие связной устной и письменной речи.
Психолингвистической основой исследования является опора на виды речевой деятельности учащихся (слушание, чтение, говорение, письмо) и теорию порождения речи.
Деятельностный подход к обучению строится на таком способе организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными получателями информации, а сами активно участвуют в учебном процессе. Психологические основы деятельностного подхода заложены работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина. Сущность деятельностной теории раскрывается в том, что конечной целью обучения является формирование способа действий, который может быть сформирован только в результате специально организованной деятельности (учебной деятельности); механизмом обучения при этом становится не передача знаний, а управление учебной деятельностью. Таким образом, основным механизмом реализации целей и задач обучения в современной школе является включение ребенка в учебно-познавательную деятельность. Из этого следует вывод, что обучение и воспитание через ведущую деятельность способны целенаправленно влиять на психическое развитие ребенка в целом, становление его личности, а следовательно, и на речевое развитие.

Анализ современных программ и учебников по русскому языку для начальной школы позволил сделать вывод, что во всех программах в соответствии с Государственными образовательными стандартами представлены личностные, предметные, метапредметные требования к результатам обучения. Все программы призваны прежде всего сформировать у ребёнка желание и умение с удовольствием учиться [10, с. 119].

Основой современных учебных образовательных программ по русскому языку становится формирование базовых компетенций современного человека, одной из важнейших составляющих которых названа коммуникативная компетенция.

Программа нашего исследования была построена в соответствии с психолого-педагогическими и методическими требованиями к начальной школе и осуществлялась по конкретным этапам: был подобран и использован комплекс диагностических упражнений, позволяющих изучить особенности формирования речевой готовности первоклассников.

Задания были направлены на определение уровня усвоения орфоэпических норм – норм, отражающих умения правильно произносить слова и ставить ударение; лексических – нацеленных на усвоение лексического значения слова и умение использовать его в речи, грамматических норм – направленных на правильное образование грамматических форм и употребление их в устной и письменной речи; связной речи – умение связно излагать свои мысли.

Результаты констатирующего эксперимента и анализ учебно-методических комплексов подтвердили необходимость разработки методической системы, направленной на формирование речевой готовности первоклассников к освоению коммуникативной компетенции.

В основе создания методической системы, направленной на формирование речевой готовности учащихся на начальном этапе освоения коммуникативной компетенции, лежат принципы целостного, комплексного, системного подхода к обучению.

Под начальным этапом обучения русскому языку мы понимаем обучение русскому языку в 1 классе, которое состоит из четырёх содержательных блоков: добукварный, букварный, послебукварный и собственно русский язык. Каждый из этих содержательных блоков имеет свои цели, содержание и включает определенный комплекс упражнений, который вводится в учебный процесс по принципу градуальности.

Целью данных этапов являлось формирование речевой готовности учащихся на начальном этапе освоения коммуникативной компетенции, то есть развитие речевых умений, обогащение и активизация словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики.

В процессе подготовки и проведения обучающего эксперимента мы опирались на общедидактические и методические принципы изучения языка и обучения речи, выведенные профессором Федоренко Л.П.: принцип внимания к материи языка, принцип понимания языковых значений, принцип оценки выразительности речи, принцип развития чувства языка, принцип опережающего развития устной речи по сравнению с письменной, принцип убыстрения темпа обучения [12, с. 57].

В процессе экспериментального обучения уделялось внимание развитию способности учеников оценивать свои мысли и действия как бы «со стороны», соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание. Таким образом, по нашему мнению, у учащихся формировалась способность к рефлексии – навыку осознавать действие ума с точки зрения эмоций и интеллекта.

Задачей периода обучения грамоте, в который входят добукварный, букварный и послебукварный этапы, являлась подготовка к активному и осознанному усвоению норм русского литературного языка, способствующая в дальнейшем повышению уровня речевой грамотности учащихся.

Цель добукварного периода – введение в систему языкового и литературного образования; приобщение к учебной деятельности; развитие диалогической и монологической устной речи; развитие фонематического слуха.

Целью букварного периода является знакомство с алфавитом; обучение чтению; усвоение механизма чтения; формирование орфографической зоркости. В букварном периоде используются все четыре вида речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо. Ведется работа по обучению чтению и письму, а также по развитию речи. На данном этапе происходит переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развивается выразительность чтения слов, предложений, текстов,

В начальной школе выделяются три вида чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое. В основе этой классификации лежит характер предполагаемого использования извлеченной из текста информации.

Обучение чтению нами рассматривается как процесс осознанного освоения текста и формирования коммуникативных, познавательных, личностных универсальных учебных действий, которые сводятся не только к ознакомлению школьников с общим содержанием текста, но и их умению выделить основу содержания, извлечь максимально полную информацию. Такое чтение становится коммуникативно ориентированным, поскольку способствует осмыслению и преобразованию информации. В качестве дидактического материала ученикам предлагались короткие и несложные тексты, в соответствии с интересами и читательским опытом детей.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Одной из задач обучения русскому языку в 1 классе является развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности, речевое и языковое развитие ребенка. Его целью является знакомство с элементарными понятиями русского языка. Содержание курса предусматривает знакомство с основными понятиями, правилами русского языка, отражающими внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка; вводятся понятия словосочетание, предложение, текст. На этом этапе у учащихся вырабатываются следующие умения: осознанно строить речевое высказывание в устной форме; выражать свои мысли полно и точно; сопоставлять текст и отдельные предложения; озаглавливать небольшой текст; составлять предложения на определенную тему; письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, письмо предложений с такими словами; осознанно и выразительно читать.

Для формирования данных умений нами использовались следующие упражнения: создание текста в искусственно созданной речевой среде (игра); составление рассказов из собственной жизни; развернутое объяснение загадок; чтение скороговорок, чистоговорок, потешек с различной интонацией; письменное изложение содержания прослушанного или прочитанного текста.

На протяжении всего периода обучения грамоте и русскому языку нами проводилась работа по формированию у учащихся норм современного русского литературного языка (орфоэпических, грамматических, лексических), а также работа по развитию связной речи.

Оценивание деятельности учащихся происходило на каждом уроке, что являлось стимулом к активной работе, вызывало интерес к урокам русского языка.
С этой целью был разработан плакат с изображением самолета, поезда, машины и черепахи, а под ними были изображены четыре ромашки (по числу звеньев), в лепестках которых фото ребенка из этого звена. Дети были поделены на 4 звена, участники которого в течение недели собирали жетоны (трех цветов: красный – отлично, зеленый – хорошо, голубой – старайся) и «цветочки» за активную учебную деятельность на уроке.

В конце каждой недели «звеньевые» подсчитывали количество жетонов и «цветочков» в своем звене, после чего данные сообщались учителю. Учитель делал сводную таблицу для четырех звеньев, по результатам которой учащиеся узнавали, какое звено по результатам недели лидирует, и получали «билет домой», куда они ехали: на самолете – 1 место, на поезде – 2 место, на машине – 3 место, на черепахе – 4 место. Таким образом, элемент соревнования позволял повысить не только интерес к урокам, но и интерес к учебной деятельности. Также учащиеся анализировали в результате чего они заняли не 1 место, искали пути достижения более высоких результатов. Для учеников также был важен факт анализа результатов: почему они были лучшими или наоборот не смогли набрать определенное количество жетонов.

Значимым в нашей методике было использование компетентностно ориентированных заданий и современных образовательных технологий.

Под компетентностно ориентированными заданиями мы понимаем задания, связанные с активной речевой деятельностью учащихся, способствующие обогащению словарного запаса, грамматического строя речи учащихся, овладению нормами современного русского литературного языка, нацеленные на формирование умений связно излагать свои мысли в устной и письменной речи. К данным заданиям мы отнесли: проблемно-лингвистическую задачу; моделирование (лингвистическое и речевое); исследовательскую работу; творческую работу учащихся. Данные задания расширяют возможности учителя по организации самостоятельной работы учащихся, помогают более точно определить проблемы ученика по изучаемой теме.

Компетентностно ориентированные задания, на наш взгляд, являются одним из способов повышения мотивации к изучению русского языка, способствуют усвоению норм современного русского литературного языка, обогащению словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка, являются современные образовательные технологии. Образовательные технологии – это система совместной деятельности учащихся и учителя по планированию (проектированию) и организации учебного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участников.

В экспериментальном обучении нами были использованы такие современные образовательные технологии, как педагогическая мастерская, проектная деятельность, дидактическая игра, презентации на различные темы.

Для успешного формирования речевой готовности учащихся необходимы разнообразные упражнения, постепенно усложняющиеся и направленные на увеличение самостоятельности учащихся. Нами были введены рецептивные, репродуктивные, продуктивные и творческие упражнения, направленные на усвоение норм русского литературного языка и развитие связной устной и письменной речи.

Литература

  1. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку: учеб пособие для вузов / Т.М. Воителева. – М.: Дрофа, 2006. – 319, [1] с.
  2. Выготский JI.C. Мышление и речь // Собр. сочинений. Т. 2. М.,1982. - 503 с.
  3. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. – 370 с.
  4. Культура и техника речи [Текст] / под ред. Г.Н. Приступы. – Рязань: РГПИ им. С.А. Есенина, 1986. – 80 с.
  5. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М.: Педагогика, 1975. – 255 с.
  6. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики [Текст] / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2003. – 287 с.
  7. Львов М.Р. Основы теории речи: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 248 с. Львов М.Р.
  8. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст] / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий,О.В. Сосновская. – М.: Академия, 2000. – 464 с.
  9. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 204 с. – (Стандарты второго поколения).
  10. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч 1. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 400 с. – (Стандарты второго поколения).
  11. Речевое развитие младших школьников [Текст] / под ред. Н.С. Рождественского. – М.: Просвещение, 1970. – 212 с.
  12. Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи [Текст] / Л.П. Федоренко. – М.: Просвещение, 1984. – 160 с.
Киселева Ольга Борисовна02.03.2015 13350 Новые ФГОС
Всего комментариев: 0
avatar