РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование коммуникативных УУД в процессе изучения информатики

Формирование коммуникативных УУД в процессе изучения информатики

Шиманаева К.А., учитель информатики,
Муниципальное общеобразовательное
автономное учреждение лицей № 6,
город Благовещенск, Амурская область.

Современная жизнь ставит перед школой задачу формирования личности, готовой к стремительно изменяющемуся информационному миру, к постоянному саморазвитию и самообучению, в том числе и с использованием современных информационных технологий обучения.

Основной результат образования в соответствии с ФГОС рассматривается на основе системно-деятельностного подхода [1] как достижение учащимися новых уровней развития за счет освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов. В связи с необходимостью реализации положений новых образовательных стандартов перед учителем информатики возникает задача формирования у учащихся совокупности универсальных учебных действий, составляющих информационную компетентность, вообще, и коммуникативных универсальных учебных действий в частности.

Коммуникативные действия, с точки зрения А.Г.Асмолова [2], составляют несколько ключевых умений современного школьника: умение представлять и сообщать информацию в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; а также умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Отечественные исследователи отмечают что, информатика как учебный предмет имеет ряд отличительных от других дисциплин особенностей, а также условий, которые позволяют формировать коммуникативные УУД, а также использовать в преподавании разнообразные методы и приемы.
Опираясь на предложенные А. Г. Асмоловым типовые задания [2], были разработаны собственные, которые и предлагаются к использованию с целью формирования коммуникативных УУД через различные задачи.

Формирование коммуникативных действий учёта позиции собеседника (партнёра) в процессе учебной деятельности на уроках

Задание «Составь определение»

Цель: диагностика уровня сформированности коммуникативных действий, помогающих пониманию позиции собеседника (партнёра), и анализ оснований для того или иного мнения партнёров по общению (коммуникативная рефлексия).

Описание задания: Ученикам раздаются карточки с различными определениями терминов. Задание строится как столкновение двух (или более) разных точек зрения по одному вопросу (или несовпадающих оценок).

Инструкция: учащимся предлагается прочитать данные определения и составить на их основе то, которое будет являться рабочим для них и обосновать свое мнение перед одноклассниками. Затем рабочее определение сравнивается с эталоном, предложенным авторами учебника.

Задание «Общее мнение»

Цель: формирование коммуникативных действий, связанных с умением слушать и слышать собеседника, учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное.

Описание задания: учащимся, предлагается выработать, а затем представить и обосновать общее мнение по заданному вопросу.

Инструкция: учащимся предлагается материал (в бумажном или электронном виде) по изучаемой теме, также предлагается перечень вопросов, позволяющих ускорить процесс поиска информации, необходимой для ответа. У каждого учащегося имеется доступ только к определенной части материала. Необходимо представить общий материал, содержащий ответы на все указанные вопросы. После выполнения задания заслушиваются ответы разных групп. Ответы сравниваются по полноте и обоснованности аргументации. Обсуждаются разные точки зрения и аргументы, вырабатывается общее мнение.

Средства ИКТ: возможен вариант выполнения такого рода задания с использованием облачных технологий: совместные документы, презентации, таблицы.

Задание «Дискуссия»

Цель: освоение правил и навыков ведения дискуссий.

Описание задания: под руководством учителя проводится дискуссия на определенную тему.

Инструкция: ребята знакомятся с основными правилами ведения дискуссии. После этого им предлагается потренироваться в их применении. Они должны разбиться на группы по 6-8 человек. Каждая группа делится пополам - сторонники одной точки зрения и их уважаемые оппоненты. Выбирается тема для обсуждения. В ходе обсуждения участники должны прийти к какому-либо решению. Следует обязательно применять правила ведения дискуссии, которые должен озвучить и контролировать учитель.

Темы для дискуссии: «Какую антивирусную программу выбрать» «Социальные сети: за или против», «Когда жизнь была лучше: раньше (до появления компьютеров) или сейчас?», ««Аффтар – жжот!» или великий и могучий?», «Программирование не для девочек?».

Формирование действий по организации и осуществлению сотрудничества в ходе учебной деятельности на уроках

Задание «Совместное рисование»

Цель: Формирование коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Описание задания: учащимся, сидящим парами, предлагается придумать и создать общими усилиями графический объект к изучаемой теме.

Инструкция: учащимся предлагается готовый графический объект. Затем им предлагается составить алгоритм по его созданию. Ребята должны определиться, кто из них будет отвечать за тот или иной шаг в создании объекта.

Средства ИКТ: возможно использование различных инструментов для совместного рисования через Интернет с применением сервисов облачных технологий: совместные документы, интерактивные онлайн-доски. Также возможен вариант с использованием надстройки Microsoft Mouse Mischief (“Несколько мышей”) для Microsoft PowerPoint, которая позволяет реализовать интерактивные занятия с поддержкой нескольких мышей от 5 до 25. Это позволяет детям выполнять задания на общем экране при помощи мыши, работая как индивидуально, так и в группах.

Формирование коммуникативно-речевых действий по передаче информации и отображению предметного содержания деятельности

Задание «Компьютерная презентация»

Цель: формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование, объяснение и представление информации по определённой теме, и умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности.

Описание задания: каждой подгруппе учащихся предлагается создать фрагмент компьютерной презентации (один или несколько слайдов) по определённой теме — предложенной учителем или выбранной детьми.

Инструкция: Сначала в процессе общего обсуждения создаётся описание последовательности слайдов, далее каждой группе или отдельному ученику поручается определенный фрагмент, а затем, ученики составляют текст и рисунки для отдельных слайдов. Полученные фрагменты презентации собираются в общую работу и демонстрируются группе, которая оценивает понятность и полноту представления темы.

Средства ИКТ: выполнения такого рода задания наиболее удобно организовать с использованием сервисов облачных технологий: презентации, интерактивные онлайн-доски. Также возможен вариант, когда работа выполняется каждым учеником в отдельной презентации, а затем подгружается в совместную презентацию.

Как показывает наш опыт, использование описанных выше методов и приемов на уроках информатики и ИКТ, а также данных заданий позволяет формировать коммуникативные универсальные учебные действия на уроках информатики.

Литература:

  1. Аксенова Н.И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов [Текст] / Н.Н. Аксенова. СПб.: Реноме, 2012. С. 140–142.
  2. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.Володарская и др.- М.: Просвещение, 2011.2.
Шиманаева Ксения Андреевна05.04.2015 23170 Новые ФГОС
Всего комментариев: 0
avatar