РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Технология игровой деятельности на уроках географии, как фактор формирования ключевых компетенций учащихся в рамках перехода на ФГОС

Технология игровой деятельности на уроках географии, как фактор формирования ключевых компетенций учащихся в рамках перехода на ФГОС

Автор: Холкина Г.Ф.

Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра.
Й.Хейзинга

Цель мастер-класса показать роль игры в учебном процессе в рамках перехода на ФГОС на уроках географии. Общеизвестно, что знания должны «поглощаться с аппетитом», что учиться должно, быть интересно, что эмоции играют большую роль в деятельности человека. Работа, которой человек увлечен, спорится, не тяготит его, выполняется быстро и дает хороший результат. Поэтому учебная деятельность должна осуществляться с подъемом, сопровождаться положительными эмоциями, доставлять радость.

В своей работе при обучении географии я делаю акцент на творческие задания, которые стимулируют интерес учащихся к предмету, способствуют развитию навыков индивидуальной и коллективной деятельности и в итоге приводят к более глубоким знаниям учащихся и приобретению метапредметных навыков.

В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта(ФГОС) к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации; творчески решать возникающие проблемы; применять на практике полученные знания, умения и навыки. На сегодняшний день наиболее востребованы такие качества личности как социальная мобильность, инициативность, умение легко и пластично реагировать на изменяющиеся условия и находить адекватные способы самоопределения, самореализации.

География - предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать. А благодаря этому у учащихся формируются, как мне кажется, ключевые компетенции.

Принято выделять три основных типа компетенций:

  1. профессиональные;
  2. мобильные;
  3. ключевые.

В преподавании географии, наиболее важны ключевые компетенции - необходимые для получения новых знаний и адаптации имеющихся знаний к новым требованиям и мобильные компетенции – такие как социальные, коммуникативные, информационные, которые необходимы для эффективной трудовой деятельности в рамках различных профессий.

Необходимо заметить, что формирование всех вышеперечисленных компетенций эффективно происходит на уроках – играх. А что значит игра? Деятельность. Мотивированность. Обучение и воспитание в коллективе и через коллектив. Увлеченность. Развитие речи. Формирование определенных навыков. Общение. Познание. Усвоение учебного материала.
Игры можно включать и в урок, и в занятия кружка, можно проводить на привалах во время походов, на экскурсиях в природу, школьных переменах.

Все образовательные игры выполняют одновременно три функции:

  • обучающая – развитие умений и навыков;
  • развивающая – развитие различных психических функций;
  • воспитывающая – развитие качеств личности, общей культуры ученика.

А сама игровая деятельность, в свою очередь, отличается следующими особенностями:

  • добровольность;
  • высокая активность;
  • контактная зависимость учеников.

В литературе представлено множество классификаций игр, но для меня наиболее подходит следующая:

  • неимитационные в 5- 6 классах;
  • ролевые в 7 – 8 классах;
  • деловые в 9 -10 классах

ТДЗ по виду деятельности могут быть:

  • Индивидуальные
  • Парные
  • Мелкогрупповые (3-7 человек)
  • Групповая (10-15 человек)
  • Коллективная

ТДЗ по уровню оформления

  • Рабочая (в тетради, с листа)
  • Экспозиционная (на отдельном формате, содержащая иллюстрации, схемы, таблицы)
  • Файл – лист
  • Буклет
  • Брошюра
  • Газета
  • «Раскладушка»
  • Альбом
  • Электронная презентация.

Каждая игра включает в себя рад этапов, четкое следование которым позволяет добиться хорошего результата. Это:

  • этап подготовки, на котором происходит постановка цели игры, определение правил игры, распределение ролей, формирование групп, консультации.
  • этап проведения, где уже непосредственно происходит работа с раздаточным материалом, выступление групп, защита проектов, работа экспертов.
  • этап анализа и обобщения, который включает в себя подведение итогов игры, выводы игроков, рефлексию, рекомендации.

Особое внимание уделяю этапу анализа и обобщения результатов. Где каждый из участников игры должен суметь провести самоанализ, анализ работы в группе и анализ всего мероприятия в целом.

В помощь ученикам я предлагаю план проведения анализа или таблицу:

  • Что я узнал нового
  • Что я хотел бы узнать, рассмотреть более подробно.
  • Как я оцениваю свою работу на занятии.
  • Как я оцениваю работу своих одноклассников.

Так в 5 - 6 классах, когда только начинается знакомство с новым предметом, я применяю неимитационные игры. Это игры с использованием разнообразных карточек с заданиями, загадок, кроссвордов. На уроках – играх ребята учатся сравнивать географические объекты и явления, сопоставлять факты, группировать, выделять лишнее. Происходит формирование организационной и коммуникативной компетенций, учебно-познавательной (сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки) Ребята работают и в больших и в малых группах возможно парами. Предлагаю такие игры как: «Кто последний и кто больше», «Путешествие Капельки».

В рамках викторины можно показывать ребусы, шарады, кроссворды, логические цепочки – все, что вызывает интерес и делает урок нескучным. Еще одно развивающее задание – составление «синквейнов», выступает как симбиоз географии и русского языка и способствует развитию речи, творческих способностей и расширению географического кругозора.

Например:

_____________ 1 существительное
___________ _________  2 глагола
___________ _________ ____________  3 прилагательных
__________ ___________ __________ ____________  Предложение

Игра “Широта и долгота”

Участники игры (их должно быть не менее 4 человек) делятся на четыре группы. Первая - “ северные широты”, вторая - “южные широты”, третья - “восточные долготы”, четвёртая - “западные долготы”. Игроки вперемежку выстраиваются в шеренгу. Ведущий называет любой географический объект, участники игры быстро вспоминают, где он находится. Те, которые представляют “широты” и “долготы” этого объекта, должны быстро присесть. Например, ведущий называет: остров Мадагаскар; приседают ребята, изображающие “южные широты” и восточные долготы”. Кто ошибся – получает штрафное очко, а при повторной ошибке выбывает из игры (Япония)

Игра “Раз! Два! Три!”

Участники игры берутся за руки и образуют круг. Начиная движение по часовой стрелке, они произносят слова: “ Раз! Два! Три! Море назови!” При последних словах все останавливаются и начинают по очереди перечислять названия морей. Если кто-нибудь промолчит, то он выбывает из игры.

Игра со словами: “Раз! Два! Три! Остров ( горы, реки, город) назови, продолжается, пока не останется минимальное количество участников.

Игра “Верх - вниз”

Игроки образуют полукруг от ведущего. Он начинает перечислять большие и маленькие по площади государства. Если названо большое государство (Китай, Россия, Бразилия и т. п.), ребята поднимаются на носки и тянут руки вверх, тем самым как бы показывая размеры. Если же названы небольшие государства, все участники игры опускают руки вниз. Сделавший две ошибки выбывает из игры.

Ведущий не только называет страны, но и сам выполняет движения, иногда намеренно ошибаясь. Те, кто невнимателен и копирует действия ведущего, скоро выбывает из игры. Игра может продолжаться 2-3 минуты, после чего её можно повторить, но называть уже надо горы, озёра и т. д.

Дешифратор.

В 6-м классе при изучении темы «План и карта», чтобы подвести учащихся к изучению новой темы, я зашифровываю ее с помощью условных знаков. Таким образом учащиеся повторяют тему «Условные знаки». (Масштаб)

При изучении темы «Географические координаты» можно зашифровать какое-либо слово с помощью координат. Учащимся предстоит сначала определить какие города соответствую данным координатам, а потом определить заданное слово.

  • 59 с.ш. 11 в.д. Осло
  • 35 с.ш. 51 в.д. Тегеран
  • 13 ю.ш. 76 з.д Лима
  • 52 с.ш. 105 в.д. Иркутск
  • с.ш. 115 в.д. Чита
  • 42 с.ш 78 з.д. Нью-Йорк
  • 46 с.ш. 75 з.д. Оттава

Такое задание можно давать учащимся на дом. Они могут зашифровать свое имя, фамилию или любое другое слово, которое на следующем уроке будут отгадывать его одноклассники.

В 7 классе, помимо неимитационных игр, начинаю проводить ролевые игры. При подготовке к ролевой игре не первом этапе, подготовительном, появляется необходимость деления класса на группы, раздача им опережающих заданий. К выше перечисленным компетенциям добавляется еще и информационная а так же оценочная (направленная на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки), общекультурная (сюда относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира)

Предлагаю познавательные игры, логические задачи как средство развития мышления учащихся

  • Игра «Город в океане»
  • Игры «Конкурс капитанов»
  • Конкурс туристических фирм.

«Геопочта»

Учащимся раздаются «письма» (можно «СМС-ки») с описанием природной зоны. Задача разнести по адресатам. На доске висят конверты с названиями природных зон. Задания в данном случае могут быть разнообразны: географические объекты материков, горные породы и т.д.
Письмо (Из страны, в которой вы якобы живете, своему другу, живущему на другом материке).
Баобаб, зебра, лев,красно-…(саванны)
Мох, песец, лишайник, субаркти…(тундра)

«Отыщи на карте».

Учитель предлагает паре учащихся показать на карте географический объект. Выигрывает тот, кто показал его первым. Тот, кто проиграл выбывает, его место занимает следующий

Географическая викторина «Заработай балл»– неотъемлемый и любимый учениками атрибут каждого занятия, помогающий быстро включить ребят в деловой ритм, расширить географический кругозор, создать непринужденную атмосферу через элемент игры. За каждый правильный ответ учитель ставит балл и записывает его в тетрадь. Этот балл ребенок может использовать для повышения оценки за любой письменный и устный ответ, суммируя его с полученной оценкой (прибавлять нельзя только к «2»). Баллы, как поощрение можно ставит за активную работу на уроке, за хороший логический вывод и т. д.

Варианты заданий:

1 тип

  • Страна, в которой расположено озеро Балатон.
  • Высочайший в мире водопад.
  • Страна с самой большой береговой линией.
  • Материк, который пересекают все меридианы.

2 тип

  • Что это такое?
  • Эрги, гамады
  • Самум, баргузин
  • Вади, крики
  • эндемики
  • эпифиты

3 тип

Какие столицы здесь зашифрованы? Из слова удалены одинаковые гласные, а оставшиеся согласные переставлены.

  • РНК (Анкара)
  • ДКРЖТ (Джакарта)
  • БКЛМ (Коломбо)

“Географический детектив”

Уроки-детективы я использую уже давно. За это время накопились небольшие детективные рассказы, соединенных в единое целое главным героем. Это полицейский инспектор Макс. В отличие от прочих полицейских он постоянно попадает в запутанные истории. Только отличное знание географии позволяет ему с честью выходить из любой ситуации. А если серьезно, то это просто система географических задач, облеченных в занимательную форму детектива. Основная масса заданий рассчитана на уровень обычного школьника и не выходит за рамки школьной программы. Проводятся подобные уроки в конце темы и представляют собой особую творческую форму зачета.

Методика работы с данным типом заданий строится на основе коллективной творческой работы. Весь класс разбивается на группы по 4 – 5 человек. Каждая группа получает в начале урока заранее распечатанную подборку из 5 детективов по данной теме. В шестом классе, когда ученики впервые сталкиваются с таким типом заданий уже в первой четверти, результаты зачета-детектива не впечатляют. Обычно за урок шестиклассникам удается раскрыть всего 2 – 3 детективных задания. Это означает, что оценки у команд невысокие. В данном случае можно учителю позволить себе некоторые подсказки ученикам. Это не должно быть прямое решение задачи, но конкретизация направления поиска решения. Помните, что уже в следующий раз результаты будут несколько лучше, потом еще лучше, и к концу шестого класса многие команды будут находить правильный ответ во всех пяти заданиях.

Интересны подобные формы уроков тем, что типично географические задания даны в совершенно нетипичной форме. Единого алгоритма решения их не существует, а значит, в каждом новом детективе, ученикам приходится самостоятельно находить пути решения. Это развивает логику научного поиска, так как логика поиска преступника и логика поиска научной истины зачастую очень схожи между собой.

Зачет по теме «План и карта» - 6 класс (детектив)

«Сигнал SOS»

Однажды, по делам службы, полицейскому пришлось находиться в управлении береговой охраны. Он уже кончал беседу с начальником управления, когда неожиданно в кабинет вбежал молодой офицер.

- Сэр. Получен сигнал SOS, - доложил он начальнику.

- Немедленно вышлите спасательный вертолет.

- Сэр. Дело в том, что связь с яхтой терпящей бедствие прервалась. Радист успел четко зафиксировать только долготу – 120о з. д., а во время передачи широты начались помехи. Широта то ли 30, то ли 40 градусов.

Раф резко встал с кресла и подошел к карте.

- Вы невнимательны лейтенант. Ясно, что из этих двух широт возможна только одна.

Какую широту назвал полицейский?

СИГНАЛ SOS

Ответ: Происшествие случилось в районе Лос-Анджелеса. Значит в виду имелась северная широта. Точка с координатами 1200з. д. и 400с. ш. лежит на суше. Следовательно вертолет надо высылать в точку с координатами 1200з. д. и 300с. ш.

«Школьный друг»

Однажды гуляя на улице Макс встретил своего одноклассника Алекса. Друзья радостно обнялись и сели поболтать на ближайшей скамейке.
- Ты все колесишь по свету? – спросил Макс.
- А ты все гоняешься за своими бандитами?
- Кто-то же должен гонятся за бандитами.
- А кто-то должен колесить по свету.

Алекс работал в крупной геологоразведочной компании и по роду деятельности ему часто приходилось бывать за границей.
- Откуда ты на этот раз?
- Из Аргентины. Искали там бокситы да ничего не нашли.
- Зато ты посмотрел красивую страну.
- Да нет там ничего красивого. Степи да степи. Представь себе абсолютно плоскую равнину. Кругом трава и не одного дерева. Даже взгляду не за что зацепится.
- Да, но там еще есть горы.
- Был я в этих горах. Тоже ничего интересного. Та же трава, только на склонах. Я поднимался до самых вершин и ничего интересного там не заметил. Горные степи да ледники.
- По моему ты как всегда преувеличиваешь. Почему Макс пришел к такому выводу?

Ответ!

Согласно закону высотной поясности, пояса должны закономерно сменять друг друга при движении от подножия горы к вершине. Если у подножия степи, а на вершине ледники, то между ними неизбежно должен сформироваться пояс горных лесов.

“Логическая задача”

Логические задачи хорошо известны любителям головоломок. Они представляют собой ряд условий (высказываний), с помощью которых и решается задача. Для этого обычно составляют специальную таблицу, содержащую в себе все возможные выводы. Затем путём логических рассуждений расставляют в ней “+” и “-”, обозначающие верные и неверные выводы.

Задание. Определите, на каких кораблях плавали знаменитые российские мореплаватели М. П. Лазарев, Г. Я. Седов, В. М. Головин, если известно, что:

  1. “Святой Фока” был построен последним из этих кораблей;
  2. Во времена плавания “Святого Гавриила” М. П. Лазарев и В. М. Головин ещё не родились;
  3. В. Беринг совершил своё путешествие раньше остальных;
  4. Корабль “Мирный” участвовал в русской кругосветной экспедиции, открывшей Антарктиду;
  5. Г. Я. Седов сдавал выпускные экзамены в Морском кадетском корпусе вместе с внуком В. М. Головина.

В клетках с неприемлемыми вариантами необходимо расставить минусы, и оставшиеся свободными клетки покажут, каким кораблём командовал каждый из мореплавателей.
Мореплаватель “Святой Фока” “Святой Гавриил” “Диана” “Мирный”

М. П. Лазарев; Г. Я. Седов; В. Беринг; В. М. Головин

Фольклор на уроках географии Природные условия территории всегда имели большое значение для проживания на ней населения, то чем они занимались. В многочисленных загадках, пословицах и поговорках передается описание характерных черт природы конкретных территорий. Работа идет не только чисто географическая через наблюдения за погодой и природой, параллельно учащиеся работают и над словом, улучшая свою грамматику и орфографию.

“Слова в словах”

Учитель пишет на доске географическое название, например: “Караганда”. Из букв этого слова нужно составить другие географические названия, не прибавляя новых букв, а буквы, которые есть в этом названии, в одном слове можно использовать только один раз. Из букв слова “Караганда” можно сложить такие названия: Канада, Ангара, Анкара, Гана, Карадаг.

Учащихся желательно разделить на две группы. По очереди школьники каждой группы поднимают руки и отвечают.

Географические вопросы

В игре участвуют две команды. После проведения жеребьёвки игру начинает одна из команд №1. Капитан этой команды по договорённости с её членами задаёт 10 вопросов на географические темы, а члены команды №2 должны дать ответы, начинающиеся с какой- то одной буквы. Букву называет капитан первой команды, например букву П.

После этого капитан команды №2 предлагает 10 вопросов команде №1. Побеждает та команда, которая ответит на все вопросы без задержки.

Вопросы

  1. Назовите известного русского путешественника- географа. (Пржевальский)
  2. Назовите страну нашей планеты. (Парагвай)
  3. Назовите столицу европейского государства. (Париж)
  4. Какая река протекает в Южной Америке? (Парана)
  5. Назовите город, расположенный на полуострове Камчатка. (Петропавловск-Камчатский)
  6. Какой полуостров в Европе вы знаете? (Пиренейский)
  7. Какую вы знаете горную страну? (Памир)
  8. Кто возглавлял первую дрейфующую станцию “ СП-1”? (Папанин)
  9. Назовите известный вам канал. (Панамский)
  10. Какие горы расположены в Англии? (Пеннины)

8 и 9 классы – происходит переход от просто ролевой игры к деловой.

В 8 классе это такие игры как:

  • Заповедники и национальные парки России.
  • «Удивительное путешествие по….».
  • «Дуэль почвоведов».

9 класс:

  • «Лаборатория нерешенных проблем» ТЭК;
  • Урок – экскурсия «Дворцово – парковые ансамбли окрестностей Санкт - Петербурга».

Ребята примеряют на себя, помимо уже известных им ролей капитанов кораблей, директоров туристических фирм, географов, климатологов, биологов, этнографов, роли экологов и пытаются объяснить те или иные экологические проблемы, а так же роли экскурсоводов.

Одной из моих самых любимых игр является урок – экскурсия. При проведении подобных игр ученики примеряют на себя роли экскурсоводов. Им необходимо профессионально представить ту информацию, которую они собрали по предложенной теме. Ребятам необходимо вжиться в роли экскурсоводов, заинтересовать и даже заинтриговать своих слушателей, при этом им необходимо выучить достаточно большой объем материала (читать нельзя, можно только несколько раз посмотреть в подготовленный ими текст).

Доносить информацию четко, членораздельно и с выражением. Рекламный плакат. Например: «Приглашение в Бурятию» и др.

Продолжается формирование уже перечисленных компетенций – организационной, учебно-познавательной, информационной, коммуникационной, оценочные (компетенции личностного самосовершенствования), общекультурные.

Один из оригинальных способов работы при изучении нового материала - «Фишбоун» что в переводе с английского означает рыбий скелет. Суть его довольно проста и интересна для учеников, позволяет организовать как индивидуальную, так и парную работу.

Голова нашей рыбки – вопрос или главное понятие темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – вывод или ответ на вопрос. Все записи должны быть краткими, представлять собой ключевое слово или фразу, отражающие суть.

А так же «Корзина» идей, понятий, имен…

Этот прием я обычно применяю для организации индивидуальной и групповой работы учащихся на этапе изучения нового материала. Чаще всего по тем темам, которые связаны с ранее пройденным материалом.

В 10-11 классах

Игры длительного характера «Караул, тонем!»

  • Потепление климата на Земле обозначило проблему спасения населения прибрежных территорий от затопления.
  • Задача: на географической карте найти свободные территории, где можно разместить население. Класс делится на пять групп, по направлениям: климатологи, геологи, картографы, почвоведы, биологи. Группы оглашают свои предложения по данному вопросу. Учитель оценивает их правильность.

Нельзя забывать и про работу с картой, при проведении всех уроков – игр обязательно присутствуют задание по работе с картой. Карта - язык географии. Использование в работе картографического ис¬точника информации позволяет сформировать образное представление об объектах, явлениях и территории. Но чтение карты является "сухим действием", а вот путешествие по ней в качестве капитана корабля или туристического агента в поисках нового туристического маршрута - дело иное.

В первом случае - ребенок перемещается во времени и пространстве, а во втором - тво¬рит и ощущает значимость своего творения. В последнее время большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям. Предлагаю несколько подвижных географических игр.

Геолото.

На уроке проверки и учета знаний и умений использую геолото. Для организации игры использую эстетически оформленную емкость. В ёмкости находятся открывающиеся бочонки, в которые вложены тематические вопросы. Кроме вопросов в бочонках находится жетон «приз» и жетон «зеро». В чем преимущества игр лото перед известным фронтальным опросом? В том, что ученик знает, что ему самому придется решить свою «участь», т.е. вытянуть сложный или простой вопрос. И ребенку уже никогда не покажется, что учитель специально пытается его уличить в незнании предмета, поставить ему отрицательную оценку Если ученику выпадает бочонок «Приз», то он освобождается от ответа, а если бочонок «Зеро», то, зачит, учитель получил право задать ученику любой вопрос на свое усмотрение.

В рамках перехода на ФГОС необходимо понимать, что методика обучения должна перейти из «обучения делать что-то» в «оказание помощи научиться что-то делать».
В основе моей работы лежит обучение посредством деятельности, а главный вид деятельности, который свойственен детям по их природе - это игра.

По моему мнению, использовать такой подход в преподавании географии просто необходимо, не происходит разрыва между теорией и практикой, ученики получают возможность учиться через собственную практику и ошибки, обеспечивается интеграция теории и практики. Способность «учиться тому, как учиться».

У учеников, в ходе урока – игры появляется возможность обучаться в рамках многообразных ситуаций, а мне использовать различные стили обучения.

Результатом каждой игры должно стать либо приобретение новых знаний, либо улучшение качества уже существующих. Игра может быть как самостоя¬тельной дидактической единицей, так и элементом при использовании любой другой технологии обучения. Игра универсальна, т. к. возможна на любом эта¬пе урока, при любой его форме.

Критериями результативности выбираю такие показатели как:

  • качество образования,
  • степень облученности,
  • сформированность ключевых компетенций учащихся,
  • отношения учащихся к предмету

Все вышеизложенное позволяет мне сделать вывод, что игровая деятельность должна и может стать неотъемлемой частью преподавания географии в рамках перехода на ФГОС.

Холкина Г.Ф.09.02.2016 10610 Новые ФГОС
Всего комментариев: 0
avatar