РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Методические приёмы актуализации знаний УУД в начале или в процессе урока технологии в 5 классе в рамках реализации ФГОС ООО.

Методические приёмы актуализации знаний УУД  в начале или в процессе урока технологии в 5 классе в рамках реализации ФГОС ООО.

Агеев Олег Владимирович
учитель технологии
МБОУ «Гимназия №97 г. Ельца»

В данной статье предлагаю рассмотреть некоторые методические приёмы, которые учитель технологии может использовать при проведении занятий в 5 классах в начале или в процессе урока при изучении раздела «Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов» для актуализации знаний УУД.

1. Тема урока: «Графическое изображение деталей и изделий».

В начале урока можно провести разминку для повторения пройденного материала по теме «Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы». Задание может быть, например, «Убери лишнее»:

а) берёза, дуб, сосна, осина; (сосна)

б) клён, ель, лиственница, кедр; (клён)

в) доски, бруски, фанера, горбыль; (фанера)

г) ДВП, шпон, ДСП, пластина. (пластина)

Другой вариант задания – «Обобщение»:

         а) липа, вишня, груша, рябина; (лиственные породы)

         б) доски, бруски, четвертина, горбыль; (пиломатериалы)

         в) ель, сосна, лиственница, кедр; (хвойные породы)

         г) ДВП, ДСП, шпон, фанера. (древесные материалы)

Такая разминка позволит обучающимся настроится на учебную деятельность, развивает мышление, произвольную память, воображение, внимание, умение анализировать, выделять главное, обобщать.

2. Тема урока: «Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины».

Для актуализации знаний УУД в начале или в процессе данного урока можно использовать следующий методический приём, который требует от учителя предварительной подготовки. Вариантов может быть несколько.

Вариант 1

Как известно, не все обучающиеся с охотой «рвутся в бой», чтобы ответить на вопрос учителя, поэтому можно создать такую ситуацию на уроке, когда отвечающий будет выбран случайно, причём никто, ни учитель, ни сами ученики об этом не знают. Такой методический приём позволяет «держать в тонусе» абсолютно всех обучающихся класса. И со временем каждый из них захочет быть избранным для ответа.

Для осуществления этого методического приёма подойдут различные средства. Вот некоторые из них.

а) Обычная монетка.

Выбираются два ученика, например, фамилии которых начинаются с одной буквы или у них одинаковые имена, или в журнале они следуют друг за другом, или иным каким-то образом. Один из учеников – это «орёл», а другой – «решка». Подбрасывается монета и соответствующий ученик отвечает на вопрос по пройденной теме. Например, «Что такое эскиз?», «Что такое технический рисунок?», «Что такое чертёж?» и так далее.

б) Обычные спички.

Учитель берёт, например, пять спичек, одну из них надламывает. Вызывает к себе пять обучающихся (первых по списку). Они тянут спички по очереди. Тот обучающийся, кому достанется надломанная спичка, отвечает на поставленный вопрос. Например, «Для чего используется сплошная основная линия?», «Где применяется штриховая линия?», «Для чего нужна волнистая линия?» и так далее.

Вариант 2.

Можно на доске написать вопросы для повторения пройденного материала и, вызывая к доске ученика, дать ему возможность выбрать вопрос случайным образом.

Для осуществления этого методического приёма подойдут следующие средства. Например, учитель может заранее сделать из картона подобие рулетки с размеченными секторами по числу вопросов. Также можно использовать бочонки от игры лото, предварительно оставив число бочонков, равное числу вопросов.

Обучающийся вращает «рулетку» или вытягивает бочонок из мешочка и отвечает на вопрос, записанный под этим номером. Затем другой обучающийся проделывает то же самое.

Данный методический приём даёт обучающимся понять, что в жизни всегда присутствует элемент случайности и для повышения процента везения необходимо качественно готовиться к каждому занятию, а не надеяться на «авось».

3. Тема урока: «Разметка заготовок из древесины».

На данном уроке можно использовать методический приём, который заключается в том, что учитель, сообщая материал обучающимся, допускает ошибки, которые обучающиеся должны отыскать, используя, например, учебник. Этот приём позволяет научить обучающихся правильно и внимательно слушать объяснение учителя, который тоже является человеком, и иногда может, например, оговориться или допустить ошибку в расчётах и так далее. Необходимо обязательно поощрять таких обучающихся, которые внимательно подходят к изучению темы, и требовать этого от всех остальных.

Варианты «ошибок» могут быть на данном уроке следующими.

а) «Прежде чем приступить к обработке заготовки, её следует приметить» (не приметить, а разметить);

б) «Перед разметкой наиболее кривую из двух плоскостей заготовки принимают как базовую (базовая пласть)» (не кривую, а ровную);

в) «Чтобы во время разметки настроенный на рейсмусе размер не изменился, крепёжный клин забивают сильным ударом в отверстие» (не сильным, а лёгким);

г) «С помощью столярного угольника можно проводить линии, расположенные под тупым углом (90 градусов)» (не тупым, а прямым).

4. Тема урока: «Сверление отверстий в деталях из древесины».

В начале этого урока можно использовать методический приём, который заключается в ответе на вопрос «На какую оценку вы готовы при проверке домашнего задания? На 5, 4, 3…» Обучающиеся поднимают руки и учитель видит настрой на работу. Далее требуется проверить соответствие заявленного настроя реальности. Этот методический приём способствует выявить степень доверия учителя обучающимся и их уровень самооценки. Для этого можно задать следующие вопросы на повторение темы «Строгание заготовок из древесины».

а) Чем нож шерхебеля отличается от ножа рубанка?

б) Каково назначение стружколомателя?

в) Что общего между рубанком и пчелиным ульем?

г) Почему шерхебель и рубанок нельзя ставить на крышку верстака подошвой?

д) Покажите правильную рабочую позу при строгании?

5. Иногда при проведении занятий по технологии прошу обучающихся составить кроссворд из 7-10 слов, используемых на уроке. Этот методический приём можно использовать на любом уроке при условии, если остаётся время. Обычно это бывает при изучении несложных тем. От обучающихся требуется составить сетку-кроссворд и написать вопросы к словам. Дома можно порекомендовать оформить наиболее удачные кроссворды на листах формата А4, например. Безусловно, обучающихся, которые справятся с этой задачей необходимо поощрять оценкой. Можно также лучшие кроссворды помещать на стенде в качестве визуализации достижений обучающихся. Ведь составление кроссворда – это непростая творческая работа, с которой справляются не все обучающиеся, но стремиться к этому необходимо.

Данный методический приём позволяет развивать мышление, память, воображение, технологическую грамотность, внимание у обучающихся, способствует закреплению и более прочному усвоению изученного материала.

6. При проверке знаний обучающихся в ходе практической или контрольной работы по предмету они пытаются пользоваться учебником, конспектом, что учитель для объективности оценки должен пресекать. Чтобы сделать этот процесс не скрытым, а более демократичным, можно использовать методический приём, который заключается в том, что дома обучающиеся готовят «шпаргалки» и могут их использовать при повторении. Только заранее учитель должен сообщить требования к «шпаргалкам»:

а) она должна быть оформлена на альбомном листе или листе формата А4;

б) она должна содержать только символы, рисунки, схематические обозначения, линии, стрелочки, отдельные слова без предложений;

в) число используемых слов, символов или обозначений ограничено (например, не более 10-15 слов, 6 символов, 7 обозначений и так далее; учитель сам определяет последнее условие в зависимости от сложности изучаемого материала).

Затем можно провести также небольшую выставку «шпаргалок», поощрить обучающихся, изготовивших наиболее качественные из них.

Данная методика позволяет обучающимся творчески самовыражаться при подготовке своей «шпаргалки». Ведь им приходиться в рамках обозначенных условий подготовить и реализовать такую «работу», которая будет способствовать быстрому и полному ответу на любой вопрос по пройденной теме, кроме того, условные обозначения могут быть понятны только им самим. Получается своего рода официально открытая форма подсказки. Но любой учитель должен понимать, что это один из методов и использовать его постоянно на каждом занятии не имеет смысла. Также, как и другие методические приёмы, их все необходимо использовать в совокупности, время от времени меняя и делая уроки разнообразнее и интереснее для обучающихся. А это уже требует творческой самоотдачи от самих педагогов.

Список использованных печатных источников.

  1. Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Агеев Олег Владимирович09.02.2016 9720 Новые ФГОС
Всего комментариев: 0
avatar