РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Любовь и доброта в воспитании детей

Любовь и доброта в воспитании детей
Любовь и доброта в воспитании детей 

Выступление на 10 Никандровских чтениях  
Полищук Ирина Анатольевна
учитель начальных классов
МАОУСОШ №2 п.Хвойная

Доброту не купишь на базаре.
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь. 

Видимо, порой образованью
Тронуть душу
Не хватает сил. 

Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была вначале?.
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом. 

А. Дементьев 

Доброта – это умение замечать других людей и понимать их потребности. Это умение ценить каждого человека. И подобно всем чертам характера любящего человека, доброта гораздо проще и сильнее, чем нам кажется. 

Ирония заключается в том, что доброта как образ жизни приносит огромную радость не только окружающим, но и нам самим. Когда мы проявляем доброту, несмотря ни на что, то сразу замечаем, как изменяется наша жизнь. 

Если доброта поселилась в семье, то мы видим ее в каждом поступке мамы, папы и, в конечном итоге, в поступках ребенка. Но в настоящее время наступил кризис не только в финансовой сфере , но и в духовно-нравственной сфере. Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. 

Разрушены нравственные представления о браке и семье. Повреждены устои семьи:
  • фактически полностью разрушена иерархия семейных взаимоотношений; 
  • утрачен традиционный уклад семейной жизни; 
  • нарушены родовые и семейные связи между поколениями, 
  • традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов. 
Утрачено традиционное восприятие родительства и детства. Система общественного воспитания и образования не может изменить ситуацию, внести позитивный вклад в восстановление традиционных ценностей семьи - тема целомудрия, любви, верности почти не звучит в содержании образования. 
Последнее время сделана попытка изменить ситуацию, но слишком много воды уже утекло, слишком много времени мы потеряли, и сейчас будет очень трудно вернуться к истокам. Очень трудно будет доказать современным детям, что семья –это ,в первую очередь, любовь, уважение, доброта и понимание. 

Мы в своей работе придерживаемся немного старых традиций, стараемся чтобы в обучении была команда, где учится не только ребенок, а и семья вместе с ним. Часто бывает , что именно школа, мероприятия в школе, встречи с родителями становятся тем камнем преткновения , который возвращает семьи к перемирию, сближает их. Это огромный труд, в первую очередь, для педагога. Он закладывает доброту в сердцах детей, а они несут ее в семью. В жизни происходит так, что и мы учимся у своих детей, а иногда они бывают мудрее нас, их не проведешь, не обманешь. 

Для того, чтобы говорить о природе семьи, посмотрим, как определяют значение понятия "семья" различные источники:
  • совокупность близких родственников, живущих вместе [2]; 
  • основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью [3] 
Как видим, помимо общности быта членов семьи, указывается и на их взаимные, нравственные обязанности. То, что понятие "семья" имеет не только нравственную, но и духовную природу подтверждают религиозно-философские и богословские исследования. 

Для каждого из своих членов семья является школой любви как постоянной готовности отдавать себя другим, заботиться о них, оберегать их. На основании взаимной любви супругов рождается родительская любовь, ответная любовь детей к родителям, бабушкам, дедушкам, братьям и сестрам. Радость и горе в духовно здоровой семье становятся общими: все события семейной жизни объединяют, усиливают и углубляют чувство взаимной любви. 

В православной традиции, семейная жизнь понимается как "путь ко Спасению", восхождение по которому связано с несением "креста" повседневных обязанностей взаимных забот, сотрудничества, понимания и согласия. 

Особая роль семьи - "домашней Церкви" в христианской культуре заключается в исполнении исконной функции - духовно-нравственном воспитании детей. По учению Церкви "чадородие" (имеющее в виду не только рождение, но и воспитание детей) является спасительным для родителей. Дети воспринимаются не как случайное приобретение, а как дар Божий, который родители призваны беречь и "приумножать", содействуя раскрытию всех сил и талантов ребенка, возводящих его к добродетельной христианской жизни. 

В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. Здесь могут только появиться помощники, которые вместе с семьей занимаются воспитанием и становлением ребенка и придерживаются главного правила « не навреди». В нашем случае это стал класс, где все понимают друг друга уже с полуслова, где всё делается сообща, где всегда вместе родители и дети , и их педагог. В семейном общении человек учится преодолевать свой греховный эгоизм, в семье узнает, "что такое хорошо и что такое плохо".
В условиях бедственного положения современной семьи, сложностей преодоления кризисных явлений в семейном воспитании, не помогут разовые меры, необходим системный подход, программная форма организации и управления работы по социально-педагогической и духовно-нравственной поддержке семьи. 

Вот уже много лет мы занимаемся этим вопросом. Был у нас этап, когда мы преподавали «Основы нравственной культуры» у старшеклассников, где был большой раздел семейное воспитание. Создавали отдельно в каждом классе программы по работе с семьей, и зарождалась система работы, которая давала свой положительный результат. Теперь стараемся проводить родительский всеобуч, где вместе учимся воспитывать детей, закладываем мудрость в сердца родителей, доброту по отношению к деятельности школы к другим семьям в классе, любовь к детям во всех ее проявлениях. Проводим совместные встречи с батюшкой, как для детей, так и для родителей. Если вначале это встречалось в штыки, то теперь это встречается с пониманием и уважением. 

Планомерная работа по семейному воспитанию, где во главе стоит доброта, и любовь дает следующие результаты: укрепление семей, возрождение традиций семьи, активизация духовного и культурного, педагогического сознания родителей, снятие напряженности для детей в процессе обучения в школе. 

Дарите людям доброту,
Заботу и любовь,
И пониманье и мечту –
Дарите вновь и вновь!

Пусть о награде мысли нет
И никогда не будет,
Ответный сердца тёплый свет
Тебе подарят люди.

И жизнь изменится твоя,
Удачливее станет,
Когда потоком на тебя
Волна любви нагрянет!
Дарите людям доброту… 

Литература
  • Петрова Л.И Родители- особая профессия-«Феникс»;2010г-319с 
  • Балашов Н.В. И сотворил Бог мужчину и женщину: Комментарии к Социальной Концепции Русской православной Церкви. - М.: 2001. - 96 С. 
  • Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. - М.: 1989. - 420 С. 
  • РуденкоВ.И Родители и подростки: умные отношения-«Феникс»-2012-219с 
5.Слуцкий В Растим вместе: как помочь ребенку стать счастливым-«феникс»2012-364с
Полищук Ирина Анатольевна11.07.2013 15501 О воспитании...
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

Ирина Анатольевна, спасибо за мнение, за поднятую проблему. А батюшку я бы тоже приглашала, но наша светская школа пока не в состоянии позволить это нам везде и всегда, а скорее никогда. В такой уж своеобразный отрезок времени мы живем, что-то очень ценное создаем, но и утрачиваем,порой, бесценное, жизнеутверждающее (ту же доброту и любовь).
avatar