РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Духовно-нравственное воспитание младших школьников через уроки окружающего мира (по УМК «Перспективная начальная школа»)

Духовно-нравственное воспитание  младших школьников через уроки окружающего мира  (по УМК «Перспективная начальная школа»)

Автор: Кудакова Татьяна Михайловна

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознателъное стремление κ идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли».
Н.И. Пирогов

Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции школы – воспитательно-образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие, происходит переориентация со «знаниецентристской» системы преподавания на «культуросообразную» систему, призванную обеспечить формирование духовного мира человека, его приобщение к ценностям национальной и мировой культуры.

Все сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

Вооружение ребёнка нравственными знаниями важно потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представление. О последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. Перед школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих людей.

Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей.

Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.

Стоит отметить, что все уроки системы УМК «Перспективная начальная школа» воспитывают в детях благородное отношение к своему Отечеству, к своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации. Содержание уроков окружающего мира позволяет во всей широте раскрыть в ребёнке духовность и нравственность. Героями уроков являются Маша и Миша, у которых определены топонемические характеристики (географические названия). Они являются жителями села Мирного, с которым учащиеся знакомятся уже на первом уроке окружающего мира. Постепенно дети накапливают знания о малой Родине Маши и Миши.

Во втором классе на уроке окружающего мира дети узнают, что в селе Мирном протекает речка Татьянка, что за селом располагается метеорологическая станция, что в селе можно встретить живой памятник-берёзу. К четвёртому классу через героев интриги выстраивается система социальных, многонациональных отношений в селе Мирном. Через содержание учебных пособий дети знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознаают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя маленьким гражданином великой страны. В учебниках УМК постепенно через их содержание выстраивается и формируется гражданская идентичность. На окружающем мире в 1 классе дети знакомятся со стилизованной картой нашей страны, государственной символикой (герб, гимн, флаг), проводят первую заочную экскурсию по Москве. Ученики знакомятся с особенностями государственного гимна нашей страны. Во втором классе дети встречаются с такими темами, как «Конституция», «Твои права и обязанности». Постепенно к четвёртому классу у детей формируется представление о гражданской ответственности.

Одной из важнейших задач УМК «Перспективная начальная школа» является развитие у ребёнка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, её прошлого и настоящего, её природы и общественной жизни. Её культурного и духовного величия. Учебник по окружающему миру носит культурологический характер. Вся информация об истории нашей страны, общественных отношениях рассматриваются с культурологической точки зрения.
За четыре года обучения дети проходят длинный путь культурного развития. И в конце периода начального обучения выполняют олимпиадную работу «Человек в мире природы и культуры». На каждом уроке они учатся видеть огромную ценность в произведениях литературы, памятниках, музыкальных произведениях.

Включение проектной работы в урочную и внеурочную деятельность формирует у детей активную жизненную позицию. Ведь научные выступления готовятся не только самого себя, но и для более младших школьников. Поликультурность содержания УМК «Перспективная начальная школа» носит сквозной характер. Она обеспечивается в каждой предметной линии, с учётом предметной специфики и отражает многообразие и единство национальных культур народов России, содействуя формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному диалогу, знакомству с культурами других стран мира. Через героев интриги дети знакомятся с культурными особенностями разных народов. Вместе с Машей и Мишей в одном классе учится мальчик Рашид. В четвёртом классе ученики сравнивают мифологические представления о происхождении мира древних славян и башкир. На окружающем мире сравнивают обычаи проводов зимы у разных народов, проживающих на территории России. Через содержание уроков дети учатся видеть национальные особенности в сказках разных народов.

В 4 классе через курс окружающего мира ученики совершают заочные экскурсии по Японии, Франции, Америки, Белоруссии и другим странам. Особая роль школы состоит в создании условий для духовного становления и развития личности свободной, образованной, нравственно и физически здоровой. Становление такой личности достигается, если она станет развивать его природные задатки, потребности и интересы.

Таким образом, педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему, продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.

Литература

  1. Воронов В.В. Современная технология воспитания: Пособие для препод. Вузов, студентов и учителей. / В.В. Воронов – М.: Школьная Пресса, 2000. 96с.
  2. Гликман И.З. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / И.З. Гликман – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 176с.
  3. Жукова Н.М. Методика воспитательной работы: Учебное пособие. / Н.М. Жукова – М.: МГАУ, 2005. – 104 с.
  4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. / И.А. Зимняя – М., Логос, 2004.
  5. Лиходей Н.В. Программа воспитательной работы с классом. / Н.В. Лиходей – М., ТЕИС, 2007.
  6. Подласый И.П. Процессы воспитания. книга вторая. / И.П. Подласый – М., Феникс, 2006. – С 67.
  7. Рындак В.Г. Педагогика: Учебное пособие. / В.Г. Рындак – М., БЕК, 2006.
  8. Рожков М.И. Теория и методика воспитания. / М.И. Рожков – М.. Владос-пресс, 2004.
  9. Селевко Г.К. Воспитательные технологии. / Г.К. Селевко – М., Русь, 2005. – С.320.
  10. Смирнов И.П. Новый принцип воспитания: ориентация на интересы молодежи. / И.П. Смирнов – Екатеринбург: ИД Сократ, 2005 – 184 с.
Кудакова Татьяна Михайловна03.02.2015 18230 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar