РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Некоторые приемы патриотического воспитания личности гражданина России на уроках математики

Некоторые приемы патриотического воспитания личности гражданина России на уроках математики

Как нет человека без самолюбия, -
так нет человека без любви к Отечеству,
и эта любовь дает воспитанию
верный ключ к сердцу человека…
К.Д. Ушинский

Направление деятельности педагогов школ в патриотическом воспитании, воспитание гражданина своей страны всегда было актуальным и важным, занимало ведущее положение.

Это положение закрепилось в связи с принятием Правительством РФ государственной программы “Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 г.”, а затем ее продолжением “Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 г.”. Кроме того, необходимость патриотического, духовно-нравственного воспитания подчеркнута и в других законодательных документах РФ: Конституции, Законе “Об образовании”, “Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России”.

Любовь к Родине – это то чувство, которое мало поддается изменению. Патриотизм – это качество человека, коллектива, общества. Закаляется оно постепенно, через победы и поражения, открытия и неудачи, вместе со словом учителя входит в жизнь Гражданина.

Патриотические чувства современных школьников подвергаются серьезным испытаниям со стороны семьи, общества, средств массовой информации. Причинами возникновения этого явления могут служить следующие факторы: в обществе наблюдается низкий уровень нравственности; у школьников формируются антипатриотические идеалы. В этой ситуации обосновано патриотическое воспитание детей с ранних лет.

Основными направлениями в системе патриотического воспитания можно определить следующие: духовно-нравственное, историко-краеведческое, гражданско-патриотическое, социально-патриотическое, героико-патриотическое, спортивно-патриотическое [1, 15-16].

Содержание патриотического воспитания реализуется на всех ступенях общеобразовательной школы. На первой ступени (начальная школа) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности. В средней и старшей школе этот процесс продолжает развиваться.

Анализ учебных программ и учебников для средней и старшей школы по математике позволяет сделать вывод о том, что в содержании учебного предмета заложены минимальные возможности для осуществления патриотического воспитания.

Математика – это абстрактный предмет, и поэтому может сложиться впечатление, что он очень неудобен для воспитания вообще, и тем более для патриотического воспитания. Однако, мы считаем, что математическое образование в школе нельзя сводить только к передаче учащимся определенной суммы знаний и навыков. Перед учителем математики стоит и другая, не менее важная задача – реализация возможностей своего предмета в развитии личности учащихся. Учитель может осуществлять воспитание посредством содержания образования, применением различных методов и форм обучения, и прежде всего через личность самого учителя.

Одним из ведущих направлений формирования патриотического сознания детей является краеведение, изучение особенностей нашей страны в целом, что позволяет воспитывать у учащихся бережное отношение к природным богатствам, уважение к труду и традициям народа, любовь к родному краю и своей Родине.

В обучении математике с точки зрения воспитания патриотизма как основы духовной безопасности России огромную роль играет подбор математических задач для уроков с учетом дидактических и методических требований. Решение задач, включающих исторические сведения, факты, данные, способствует развитию кругозора обучающихся и познавательного интереса к предмету.

Остановимся на возможности использования интересных фактов и сведений об уникальном географическом объекте нашей страны в рамках темы “Сложение и вычитание десятичных дробей” (5 класс). Занятие проводится в форме урока-путешествия. Путешествие содержит следующие этапы: пропуск, историческая справка, животный мир, растительный мир, итог.

В начале урока обучающимся предлагается ответить на вопросы: как сложить десятичные дроби? как вычесть десятичные дроби?
Верно ответив на поставленные вопросы, дети переходят к первому этапу путешествия.

1 этап. Пропуск. На данном этапе предстоит выяснить, какое озеро в нашей стране называют жемчужиной планеты. Для ответа на данный вопрос необходимо устно выполнить вычисления (рис. 1).

Рисунок

Решив задание правильно, обучающиеся получают ответ: “Жемчужина планеты – озеро Байкал”. Учитель показывает местонахождение этого озера на карте и его фотографию (рис. 2, 3).

Рисунок

Рисунок

Далее обучающимся предлагается узнать возраст озера, его площадь поверхности, и максимальную глубину, решив примеры (рис. 4).

Рисунок

2 этап. Историческая справка. Обучающимся предлагается ответить на вопрос задачи: “В озеро Байкал впадают 336 рек, а вытекает одна. Как называется эта река?”. Для этого им необходимо решить уравнения, содержащие десятичные дроби (рис.5). Полученным числам соответствуют буквы, необходимо расположить ответы в порядке возрастания. Полученное слово - название реки (Ангара). На следующем слайде учитель демонстрирует фотографию реки (рис. 6).

Рисунок

Рисунок

Обучающие переходят на следующий этап путешествия.

3 этап. Животный мир. На данном этапе происходит знакомство с животным миром природного комплекса озера Байкал. Лось - самый крупный зверь Прибайкалья. Обучающимся узнают о длине и массе его тела, высоте, решив примеры (рис. 7)

4 этап. Растительный мир. На завершающем этапе обучающиеся узнают об уникальных деревьях, растущих на берегу озера Байкал - ходульные деревья. Для этого необходимо решить примеры, применив законы сложения и вычитания чисел (рис. 8). Учитель демонстрирует фотографию деревьев на экране (рис. 9).

Рисунок

Рисунок

В такой интересной, увлекательной форме обучающиеся могут познакомиться с удивительным природным комплексом озера Байкал.

Данный материал полезен в учебно-воспитательном процессе тогда, когда он является источником получения новых знаний, расширения кругозора учащихся; используется систематически; собран и обобщен при непосредственном участии школьников.

Можно предложить учащимся и работу по составлению задач с использованием краеведческого материала. В этом случае обучающимся необходимо будет работать с дополнительной литературой: познакомиться с историей, с животным и растительным миром родного края. Подобная работа важна как для расширения детского кругозора, так и для воспитания патриотических чувств. Считаем полезным систематически вести данную работу, используя разные области краеведения: история, природа, семья, культура и т.д. Краеведческая работа способствует возрождению русского национального характера, российской духовности, воспитанию чувства малой Родины [2;29].

Краеведческие задачи служат эффективным средством развития личностных универсальных учебных действий обучающихся. Урок математики становится для них не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять, заучивать формулы, а побуждают чувства сопричастности к величию своей страны, к ее красоте, природному богатству, истории.

Составлять такие задачи к уроку не сложно - главное, выбрать тот материал, который оставит яркое впечатление в душе ребенка.

За все время обучения в школе обучающийся приобретает множество разнообразных знаний, умений, навыков, но одной из главных задач остается задача воспитания Человека, Личности, а учитель математики может и должен помочь формированию душ обучающихся.

Литература

  1. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / автор - составитель И.А.Пашкович. - Волгоград: Учитель, 2006.
  2. Байбородова Л.В., Чернявская А.П. Воспитание в сельской школе. – М.: Центр "Педагогический поиск", 2002.
Стифорова Анна Александровна03.11.2016 1450 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar