РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Рассылка портала

Рассылка для учителей

Некоторые приемы патриотического воспитания личности гражданина России на уроках математики

Некоторые приемы патриотического воспитания личности гражданина России на уроках математики

Как нет человека без самолюбия, -
так нет человека без любви к Отечеству,
и эта любовь дает воспитанию
верный ключ к сердцу человека…
К.Д. Ушинский

Направление деятельности педагогов школ в патриотическом воспитании, воспитание гражданина своей страны всегда было актуальным и важным, занимало ведущее положение.

Это положение закрепилось в связи с принятием Правительством РФ государственной программы “Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 г.”, а затем ее продолжением “Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 г.”. Кроме того, необходимость патриотического, духовно-нравственного воспитания подчеркнута и в других законодательных документах РФ: Конституции, Законе “Об образовании”, “Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России”.

Любовь к Родине – это то чувство, которое мало поддается изменению. Патриотизм – это качество человека, коллектива, общества. Закаляется оно постепенно, через победы и поражения, открытия и неудачи, вместе со словом учителя входит в жизнь Гражданина.

Патриотические чувства современных школьников подвергаются серьезным испытаниям со стороны семьи, общества, средств массовой информации. Причинами возникновения этого явления могут служить следующие факторы: в обществе наблюдается низкий уровень нравственности; у школьников формируются антипатриотические идеалы. В этой ситуации обосновано патриотическое воспитание детей с ранних лет.

Основными направлениями в системе патриотического воспитания можно определить следующие: духовно-нравственное, историко-краеведческое, гражданско-патриотическое, социально-патриотическое, героико-патриотическое, спортивно-патриотическое [1, 15-16].

Содержание патриотического воспитания реализуется на всех ступенях общеобразовательной школы. На первой ступени (начальная школа) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности. В средней и старшей школе этот процесс продолжает развиваться.

Анализ учебных программ и учебников для средней и старшей школы по математике позволяет сделать вывод о том, что в содержании учебного предмета заложены минимальные возможности для осуществления патриотического воспитания.

Математика – это абстрактный предмет, и поэтому может сложиться впечатление, что он очень неудобен для воспитания вообще, и тем более для патриотического воспитания. Однако, мы считаем, что математическое образование в школе нельзя сводить только к передаче учащимся определенной суммы знаний и навыков. Перед учителем математики стоит и другая, не менее важная задача – реализация возможностей своего предмета в развитии личности учащихся. Учитель может осуществлять воспитание посредством содержания образования, применением различных методов и форм обучения, и прежде всего через личность самого учителя.

Одним из ведущих направлений формирования патриотического сознания детей является краеведение, изучение особенностей нашей страны в целом, что позволяет воспитывать у учащихся бережное отношение к природным богатствам, уважение к труду и традициям народа, любовь к родному краю и своей Родине.

В обучении математике с точки зрения воспитания патриотизма как основы духовной безопасности России огромную роль играет подбор математических задач для уроков с учетом дидактических и методических требований. Решение задач, включающих исторические сведения, факты, данные, способствует развитию кругозора обучающихся и познавательного интереса к предмету.

Остановимся на возможности использования интересных фактов и сведений об уникальном географическом объекте нашей страны в рамках темы “Сложение и вычитание десятичных дробей” (5 класс). Занятие проводится в форме урока-путешествия. Путешествие содержит следующие этапы: пропуск, историческая справка, животный мир, растительный мир, итог.

В начале урока обучающимся предлагается ответить на вопросы: как сложить десятичные дроби? как вычесть десятичные дроби?
Верно ответив на поставленные вопросы, дети переходят к первому этапу путешествия.

1 этап. Пропуск. На данном этапе предстоит выяснить, какое озеро в нашей стране называют жемчужиной планеты. Для ответа на данный вопрос необходимо устно выполнить вычисления (рис. 1).

Рисунок

Решив задание правильно, обучающиеся получают ответ: “Жемчужина планеты – озеро Байкал”. Учитель показывает местонахождение этого озера на карте и его фотографию (рис. 2, 3).

Рисунок

Рисунок

Далее обучающимся предлагается узнать возраст озера, его площадь поверхности, и максимальную глубину, решив примеры (рис. 4).

Рисунок

2 этап. Историческая справка. Обучающимся предлагается ответить на вопрос задачи: “В озеро Байкал впадают 336 рек, а вытекает одна. Как называется эта река?”. Для этого им необходимо решить уравнения, содержащие десятичные дроби (рис.5). Полученным числам соответствуют буквы, необходимо расположить ответы в порядке возрастания. Полученное слово - название реки (Ангара). На следующем слайде учитель демонстрирует фотографию реки (рис. 6).

Рисунок

Рисунок

Обучающие переходят на следующий этап путешествия.

3 этап. Животный мир. На данном этапе происходит знакомство с животным миром природного комплекса озера Байкал. Лось - самый крупный зверь Прибайкалья. Обучающимся узнают о длине и массе его тела, высоте, решив примеры (рис. 7)

4 этап. Растительный мир. На завершающем этапе обучающиеся узнают об уникальных деревьях, растущих на берегу озера Байкал - ходульные деревья. Для этого необходимо решить примеры, применив законы сложения и вычитания чисел (рис. 8). Учитель демонстрирует фотографию деревьев на экране (рис. 9).

Рисунок

Рисунок

В такой интересной, увлекательной форме обучающиеся могут познакомиться с удивительным природным комплексом озера Байкал.

Данный материал полезен в учебно-воспитательном процессе тогда, когда он является источником получения новых знаний, расширения кругозора учащихся; используется систематически; собран и обобщен при непосредственном участии школьников.

Можно предложить учащимся и работу по составлению задач с использованием краеведческого материала. В этом случае обучающимся необходимо будет работать с дополнительной литературой: познакомиться с историей, с животным и растительным миром родного края. Подобная работа важна как для расширения детского кругозора, так и для воспитания патриотических чувств. Считаем полезным систематически вести данную работу, используя разные области краеведения: история, природа, семья, культура и т.д. Краеведческая работа способствует возрождению русского национального характера, российской духовности, воспитанию чувства малой Родины [2;29].

Краеведческие задачи служат эффективным средством развития личностных универсальных учебных действий обучающихся. Урок математики становится для них не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять, заучивать формулы, а побуждают чувства сопричастности к величию своей страны, к ее красоте, природному богатству, истории.

Составлять такие задачи к уроку не сложно - главное, выбрать тот материал, который оставит яркое впечатление в душе ребенка.

За все время обучения в школе обучающийся приобретает множество разнообразных знаний, умений, навыков, но одной из главных задач остается задача воспитания Человека, Личности, а учитель математики может и должен помочь формированию душ обучающихся.

Литература

  1. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / автор - составитель И.А.Пашкович. - Волгоград: Учитель, 2006.
  2. Байбородова Л.В., Чернявская А.П. Воспитание в сельской школе. – М.: Центр "Педагогический поиск", 2002.
Стифорова Анна Александровна03.11.2016 2740 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar
Презентации на 23 февраля