РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конкурсная статья "Семья и школа: педагогика сотрудничества"

Конкурсная статья "Семья и школа: педагогика сотрудничества" Терехова Елена Анатольевна,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3
с углублённым изучением отдельных предметов»
город Котовск Тамбовская область,
учитель математики и экономики.


Семья в процессе воспитания ребёнка играет как позитивную, так и негативную роль. Её положительное влияние на формирующуюся детскую личность неоценимо: никто, никогда и нигде не будет так сильно любить, так самоотверженно заботиться, так трепетно относиться к ребёнку, как его родные.

С другой стороны, никто не сможет нанести большего вреда маленькому человеку, как неблагополучная семья. Крепкая счастливая семья, заботливые любящие родители – залог счастливого будущего маленького человека.

Для комфортной и радостной жизни и деятельности детей, успешного личностного развития необходима продуманная система воспитательной работы школы, ориентированная на плодотворное сотрудничество с семьями обучающихся.

Известный французский поэт, философ, эссеист Поль Валери считал, что воспитание не ограничивается школой, т.к. важнейшие воспитательные задачи невозможно решать без привлечения семьи. Именно совместные усилия родителей и школьных учителей приносят ощутимые, положительные результаты.

Выдающийся отечественный педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский понимал, что и педагогам, и воспитателям нельзя обойтись без помощи и поддержки родителей в деле изучения, воспитания, развития детей.

На практике плодотворный тандем школы и семьи порой весьма проблематичен. Зачастую родители со слов ребёнка получают искажённую информацию о школьной жизни, о его взаимоотношениях со сверстниками и педагогами, учебных успехах и промахах. Школьник эмоционально воспринимает происходящие события, пропуская всё через призму своего малого жизненного опыта и мировосприятия, поэтому подобные сведения не всегда объективны и справедливы.

Перегруженные на работе и дома родители не успевают или не хотят разбираться в сложившейся ситуации, конструктивно решить проблему ребёнка. Они либо отмахиваются от подобной «ерунды», либо спешат обвинить других людей (классного руководителя, учителей-предметников, одноклассников и т.д.) в бедах своего любимого чада. Такое отношение семьи является серьёзной помехой на пути установления добрых взаимоотношений между родителями обучающихся и школой.

Мудрые слова великого отечественного педагога-новатора Василия Александровича Сухомлинского о том, что нужно как можно реже вызывать в школу родителей учащихся для моральных нотаций и устрашения детей, актуальны и сегодня.

Классные руководители изучают семьи школьников, социально-бытовые условия, специфику взаимоотношений школьника с близкими ему людьми, знакомятся с традициями, духовными ценностями семьи, устанавливают доверительные отношения с родителями (или лицами, их заменяющими), получают информацию о состоянии здоровья ребёнка, его склонностях, выявляют неблагополучные семьи, детей «группы риска».

Для диагностики широко применяется классический психолого-педагогический набор: беседа, анкетирование, наблюдение, тестирование, ролевые и деловые игры, анализ кейс-ситуаций, продукты детского творчества. На основе исследований на каждую семью составляется социальный паспорт.

Важнейшими составляющими делового сотрудничества школы и семьи являются:
  • изучение условий жизни и воспитания ребёнка в семье; 
  • защита прав и интересов детей в общественных организациях, государственных судебных органах; 
  • индивидуальная и групповая работа с родителями; 
  • проведение родительских собраний (конференций, семинаров по вопросам развития, воспитания, безопасности жизни и здоровья школьников); 
  • систематическая работа с неблагополучными семьями, семьями и детьми, состоящими в «группе риска»; 
  • привлечение активных родителей к участию в работе Управляющего Совета школы; 
  • активное привлечение родителей к организации яркой разнообразной внеучебной деятельности школьников. 
Психолого-педагогическое просвещение родителей – серьёзное направление сотрудничества семьи и школы. В рамках родительского всеобуча можно получить много полезной информации, посещая индивидуальные консультации, лекции, конференции, семинары, родительские собрания, практикумы, открытые уроки, внеклассные мероприятия, участвуя в работе творческих групп.

Индивидуальные консультации строятся на доверительных отношениях между педагогом и ребёнком, педагогом и родителями. Они помогают подобрать правильный воспитательный подход к конкретному ребёнку.

Медики утверждают, что болезнь легче предупредить, чем лечить, поэтому важной педагогической задачей является профилактика девиантного поведения школьников. Компетентный педагог видит насущные проблемы каждого ученика, старается творчески сотрудничать с родителями, объясняя им необходимость предъявления единых требований к ребёнку.

Именно духовное родство семьи и школы, общность интересов и психолого-педагогических требований – залог положительных изменений в воспитании и обучении школьников.

«… Всё обучение ребёнка - это его воспитание; что бы вы ему ни рассказывали, ни объясняли, ни спрашивали, вы прикасаетесь к его сердцу, вы излучаете свет, который, в конечном счёте, отражается на родителях…» - писал В.А. Сухомлинский. С его словами трудно не согласиться.
Терехова Елена Анатольевна16.10.2013 9783 Конкурс статей "Семья и школа"
Всего комментариев: 3
avatar
0
1

Автор статьи поднимает актуальнейшую тему: СОТРУДНИЧЕСТВА. Невозможно воспитать полноценную личность, если семья и школа не будут взаимодействовать.
avatar
0
2

Школа без участия родителей в воспитании их ребёнка бессильна
avatar
0
3

"Зачастую родители со слов ребёнка получают искажённую информацию о школьной жизни".
Очень верно сказано. Потому крайне важным является сотрудничество двух сторон в воспитании.
avatar