РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Блог как форма работы с телескопной лексикой на уроках английского языка

Марковенко Екатерина Андреевна

Главной целью обучения иностранному языку в школе, согласно Е.И Пассову, является формирование коммуникативной компетенции учащихся, развитие устных и письменных форм их общения. Таким образом, владение лексикой иностранного языка в плане семантической точности, адекватности и уместности ее использования является неотъемлемой предпосылкой реализации этой цели. Одним из наиболее проблемных аспектов при формировании лексических навыков для учащихся являются вопросы словообразования. Данному аспекту в школе уделяется недостаточно внимания, а между тем одно из заданий Единого государственного экзамена по английскому языку полностью основывается на знании основных словообразовательных моделей языка. Современный английский язык в целом очень продуктивен с точки зрения образования новых словарных единиц. При этом в языке появляется все больше лексем, образованных путем телескопии, и тенденция к количественному росту таких телескопных образований ничуть не уменьшается. Таким образом, учитывая все вышеперечисленное, имеет смысл рассмотреть методический потенциал и специфику работы с данным слоем лексики с целью развития предметных и метапредметных умений школьников.

Одной из эффективных форм работы с телескопной лексикой можно считать работу учащихся с интернет-блогом. Интернет-блог «World of TELESCOPIC words!» является учебно-тренировочным комплексом для школьников среднего этапа обучения и представляет собой теоретический и практический материал для организации урочной и внеучебной работы по английскому языку. Учебно-тренировочный комплекс нацелен на формирование лекси-ческих навыков школьников в области телескопной лексики, а также совершенствование их метапредметных умений, связанных с навыками анализа лексемы.

Задания блога включают работу с теоретическим материалом, с видео, с заголовками аутентичных онлайн-газет, онлайн-тесты с привлечением других электронных ресурсов. Все практические упражнения интерактивные, разные по типу и уровню сложности.

Разработанный учебно-тренировочный блог можно использовать на уроках по английскому языку с целью развития предметных и метапредметных умений школьников среднего этапа обучения. Получение знаний о таком способе словообразования английского языка как телескопия позволит снизить риск неверной интерпретации информации школьниками при работе с англоязычными текстами, аудио- и видеоматериалами, будет способствовать верному вычленению компонентов слова на уровне словообразовательного анализа, а также поможет определить наиболее верные подходы к переводу телескопной лексики на родной язык. Помимо предметных умений, настоящая система учебно-тренировочных упражнений позволит совершенствовать и некоторые метапредметные умения в рамках деятельностного подхода к обучению. Именно метапредметные умения, подчеркивающие ценность и уникальность индивидуальных возможностей учащихся, формируют и развивают способности личности к самоорганизации, самоконтролю, саморазвитию и управлению собственным процессом обучения.

Структура учебно-тренировочного блога представлена одиннадцатью разделами: вводный и завершающий посты, два теоретических раздела и семь разделов с практическими упражнениями.

Самый первый пост «Hello!» является приветствием для учеников на блоге, содержит объяснение целей его создания и работы. Основные его функции – функция целеполагания, а также вдохновение школьников на работу, создание у них положительной мотивации.

Во втором разделе «Introduction: What is a Telescopic Word?» подробно рассказывается о телескопии как о способе словообразования, даются яркие и интересные примеры телескопных слов, как из английского, так и из русского языков. Для соблюдения принципа наглядности обучения, некоторые примеры сопровождаются картинками или видео, выражающими сущность представленных телескопных слов. Для более глубокого понимания теоретического материала раздел написан на русском языке.

После изучения теоретического материала учащимся предлагается выполнить упражнения. Первое задание «Let`s Do Some Tasks: Task 1» тесно связано со вторым «Let`s Do Some Tasks: Task 2». В первом упражнении ученикам требуется выполнить небольшое онлайн-тестирование, где из нескольких предложенных слов нужно выбрать, какое образовано при помощи телескопии, а во втором – выбрать два составляющих компонента получившегося телескопного слова и дать его перевод. Таким образом, выполняя второе задание, ученики имеют возможность самостоятельно проверить правильность выполнения первого упражнения. Так как ученики еще не знакомы достаточно хорошо с явлением телескопии, предложенное упражнение углубляет предметные знания обучающихся о разных способах словообразования английского языка, помогает научиться различать эти способы, составлять логические группы слов, давать перевод слова, основываясь на составляющих его компонентах, а также, позволяет развивать умение «языковой догадки», умение анализировать и синтезировать информацию, умение критически мыслить. Для задания рекомендуется фронтальная форма работы с направляющей ролью учителя либо работа в парах.

После первых двух практических упражнений идет вторая порция теоретического материала. Раздел «How Telescopic Words are Formed and Where They are Used» содержит информацию об основных структурно-функциональных особенностях телескопных слов: представлено много примеров с целью донесения до обучающихся информации о том, как именно телескопные слова образуются, представлены сферы наибольшего распространения подобных лексем. Раздел также написан на русском языке для более глубокого понимания школьниками теоретического материала.

Все оставшиеся задания – практические. «Let`s Do Some Tasks: Task 3» направлено на повышение мотивации обучающихся. В ходе изучения теоретической информации предыдущего раздела, ученики выяснят, что телескопные слова часто используются в заголовках журналов и газет для привлечения внимания читателей и для создания ярких словесных образов. В упражнении обучающимся предстоит иметь дело с заголовками из аутентичных онлайн-газет. Главная задача – найти телескопное слово и постараться перевести его. Задание способствует повышению интереса и уровня мотивации школьников, а также развивает поисковые умения, навыки перевода слова путем анализа непосредственных его компонентов и контекста, способствуют становлению коммуникативной и социокультурной компетенций школьников через их знакомство с англоязычной аутентичной публицистикой. Форма работы подойдет любая – все зависит от конкретных особенностей класса.

Четвертое задание «Let`s Do Some Tasks: Task 4» представляет собой онлайн-тестирование с открытыми вопросами. Каждый вопрос теста содержит ситуативный диалог. Основы диалогов – обычные житейские ситуации, близкие и понятные ученикам. В каждом диалоге пропущено подходящее по смыслу телескопное слово. С целью реализации принципа наглядности, а также для сохранения интереса учащихся к выполнению упражнения, к вопросам добавлены иллюстрации, подходящие к каждой конкретной коммуникативной ситуации. Посредством данного упражнения у обучающихся развиваются такие важные умения как умение читать с пониманием, умение понимать ситуацию общения и подбирать слова в соответствии с ней, аналитические, поисковые умения, умение логически мыслить. Кроме того, темы для составления диалогов неограниченны, что означает, что подобные задания с использованием телескопных слов можно включать и непосредственно в план урока, не ограничиваясь лишь внеурочными мероприятиями по предмету. Рекомендуемая форма работы при выполнении задания – индивидуальная работа учащихся.

Следующее упражнение «Let`s Do Some Tasks: Task 5» способствует развитию, прежде всего, навыков перевода. Задача школьников – суметь правильно перевести представленные телескопные слова, адекватно и наиболее полно отразив значение, которое ему придают слова-компоненты. Необходимо отметить, что перевод телескопных единиц на русский язык весьма непрост. Пытаясь разобраться, как же именно перевести ту или иную лексему у обучающихся развиваются: умение высказывать, обосновывать и отстаивать свое мнение, умение анализировать, объединять и обобщать информацию, умение прогнозировать результаты своей деятельности, умение логически мыслить, четко и компактно формулировать свои мысли. Для задания рекомендуется фронтальная форма работы с направляющей ролью учителя.

«Let`s Do Some Tasks: Task 6» предполагает развитие умения давать и выбирать верную дефиницию к предложенным телескопным словам. Следует отметить, что умение давать дефиниции является одним из важнейших лексических умений, которые, зачастую, не сформированы у школьников на должном уровне. Помимо этого, умение давать дефиниции можно рассматривать как универсальное, необходимое каждому человеку умение для осуществления компетентной коммуникации. Оно позволяет избегать в речи ненужного повторения и делает ее более разнообразной. С целью развития критического мышления учащихся, дефиниций в задании на одну больше, чем самих телескопных слов. Это создает проблему выбора и позволяет избежать ситуации, известной как «выбор методом исключения». За счет одной лишней дефиниции учащиеся вовлекаются в дискуссию по определению этой дефиниции. Следует отметить, что важнейшим преимуществом таких дискуссионных упражнений является создание условий для учеников для обоснования и отстаивания собственной точки зрения. Дополнительно данное упражнение направлено на развитие умения осуществлять выбор, принимать решение, умения анализировать, синтезировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и структурировать информацию, аргументировать и отстаивать свою позицию. Форма работы при выполнении задания – фронтальная.

Заключительное упражнение «Let`s Do Some Tasks: Task 7» – это задание творческого характера. Школьникам предлагается из предложенных английских слов попытаться создать свои собственные телескопные слова и объяснить их значение. Это задание основывается на знании способов образования телескопных слов. Более того, обучающимся также необходимо учитывать фонетическую и смысловую сочетаемость двух исходных слов, ведь телескопная лексика – это, прежде всего, лексические единицы необычной и интересной формы, емко и компактно включающие в себя значения двух исходных слов. Таким образом, данное упражнение совершенствует словообразовательные лексические навыки школьников, развивает умения анализировать, синтезировать, сравнивать и обобщать информацию, умение четко и компактно формулировать свои мысли, составлять логические группы слов, умение прогнозировать результаты своей деятельности, а также умение действовать по образцу. Упражнение рекомендуется выполнять в парах, чтобы ученики имели возможность обменяться идеями и мнениями. Упражнение имеет интерактивный характер, способствует формированию не только умения обосновывать и отстаивать собственную точку зрения, но, также и умения прислушиваться к мнению других. У учеников также имеется и внутренний стимул – ведь они должны представить результаты своего творчества перед всем классом, быть ответственными за свою работу, и поэтому будут стремиться выполнить ее качественно.

Завершающий раздел блога «CONGRATULATIONS!» побуждает учеников к созданию некого заключения о проделанной работе и несет в себе мотивационный компонент. Его главная цель – проведение обучающимися рефлексии и вдохновение их на дальнейшее совершенствование своих умений, углубление навыков по предмету и удовлетворение познавательных потребностей.

Непосредственная категория учащихся, для обучения которых рассчитан данный блог – школьники среднего звена. Тем не мене, существует перспектива использования блога и на старшем этапе обучения в школе. Таким образом, изучение телескопной лексики посредством работы с блогом может стать перспективным и одним из действенных средств развития предметных и метапредметных умений школьников в рамках учебного предмета «Иностранный язык».

Список источников

  1. Дубенец, Э.М. Лингвистические изменения в современном английском языке / Э.М. Дубенец – М. : Глосса-Пресс, 2003. – 256 с.
  2. Заботкина, В.И. Новая лексика современного английского языка : учеб. пособие для студентов филол. фак. ун-тов / В.И. Заботкина. – М. : Высшая школа, 2009. –126 с.
  3. Пассов, Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам / Е.И. Пассов. – М.: Русский язык, 2002. – 276 с.
  4. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам : базовый курс лекций : пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. - 4-е изд. - М. : Просвещение, 2006. – 239 с.
  5. Интернет-блог «World of TELESCOPIC words!» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://telescopicwords.blogspot.ru/ (09.10.2015).
Марковенко Екатерина Андреевна19.05.2016 4150 Использование ИКТ в образовании
Всего комментариев: 0
avatar