РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Новые подходы к организации образовательного процесса в условиях филиализации школы

Дорога мудрости длинна – пройдет немалый срок,
Пока от головы она дойдет до рук и ног.
/Фирдоуси/

Реформа сети, оптимизация, структурные изменения – для экономистов эти понятия являются неотъемлемыми составляющими реформ в любой крупной отрасли народного хозяйства. Последние подвижки в области экономики образования – финансирование общеобразовательных учреждений из региональных субвенций, введение отраслевой системы оплаты труда, введение нормативного финансирования – неизбежно ставят вопрос и об изменении структуры сети образовательных учреждений. Но простыми решениями о закрытии или открытии той или иной школы здесь не обойтись. Что делать с людьми, которые сроднились со своей школой и для которых это не просто смена работы? Или ломка системы человеческих отношений – естественный спутник образовательных реформ?

Почему нас хотят оптимизировать? Оптимизация сети образовательных учреждений очень даже привлекает внимание реформаторов. Главным образом изза стоимости образования на селе. “Ученик сельской школы порой стоит столько, сколько студент Бауманского училища”, – не перестает повторять ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. И действительно, порой обучение в одних сельских школах даже в рамках того или иного муниципального образования стоит в несколько раз дороже, чем в других образовательных учреждениях. Сохраняется ли при этом равенство получения образования всеми учащимися района? Не слишком ли расточительно содержать малокомплектные школы?

Другие соображения оптимизации – неравномерность сети образовательных учреждений. За последние несколько лет проявилось не только содержательное многообразие образовательных учреждений, но и разное соотношение типов и видов образовательных учреждений в зависимости от района их расположения. Так, например, доля основных школ среди всех образовательных учреждений в одних сельских районах составляет 3%, а в других достигает 60%. Вероятнее всего, в последних у детей значительно меньше возможностей продолжать свое обучение в старшей школе.

Еще одно основание задуматься над оптимизацией сети – демографические изменения. По сравнению с 1993 годом число первоклассников, пришедших в школы, во многих регионах сократилось в три раза. В то время как, например, число десятиклассников в крупных городах увеличилось. Миграция населения тоже дает о себе знать. Люди стараются переезжать в более крупные населенные пункты.

Все это сопровождается старением материальнотехнической базы школ. Основные фонды изношены на 60–70%. Доля заработанной платы в бюджетах образовательных учреждений начинает составлять 70–75%. Но не потому, что учителя много зарабатывают, а потому, что остальные расходы из бюджета практически не финансируются. Еще немного – и содержать школы станет совсем невыгодно.

Тут же возникает проблема межбюджетных отношений. Сейчас ведь реально стоимость одного ученика велика не столько потому, что ктото из директоров сумел убедить власти в значимости своей особой образовательной программы. Скорее образование начинает решать не только образовательные, но и социальные задачи. Отсюда возникает множество дополнительных ставок, обеспечивающих занятость населения.

Кроме того, все больше говорят об отрыве результатов образования от динамики рынка труда. Уже менее половины выпускников вузов идут работать по специальности. Вот такие, отчасти технократические аргументы в пользу оптимизации сети школ.

Можно выделить несколько обобщенных моделей оптимизации сети.

1. Новые виды образовательных учреждений.

В ходе модернизации образования и реструктуризации сети действительно стали и продолжают появляться интересные и продуктивные формы организации деятельности образовательных учреждений: «школа – детский сад» или «школа – вуз»; появились кооперации образовательных учреждений с учреждениями дополнительного образования. Некоторые родители в отличие от прошлых лет уже не мыслят школьное образование без спортивных секций и художественных кружков. Школа берется за удовлетворение этих потребностей, расширяя перечень образовательных услуг. Общественные потребности становятся все более многообразными. И здесь всевозможные кооперации образовательных учреждений не ограничены пределами сферы образования. Хорошим примером может служить деятельность сельских социокультурных комплексов, в состав которых входят и учреждения культуры, и здравоохранения, и почта.

2. Сетевое образование.

Где то потаенно, пока неявно, но следует признать, что в идее оптимизации кроется постепенный отказ от понимания образования в его жесткой привязанности к какомулибо образовательному учреждению. Оно начинает мыслиться как процесс “надучрежденческий”, связанный с выбором разных мест получения образования, и потому сетевой. Мы пока боимся сказать прямо: школьное образование перестает быть доминирующим способом обретения человеком своего образа. Слишком сложная социальная ткань, чтобы воспринять эту идею и пойти на коренной слом действующих институтов образования. Однако думается, что постепенное развитие идей Интернетобразования, индивидуальных образовательных программ, деятельности тьюторов, дистанционного обучения, ассоциаций образовательных учреждений – все это, с одной стороны, размывает рамки школы и, с другой, выводит нас в поле развивающегося сетевого образования.

3. Самая популярная на сегодняшний день модель – базовая школа с филиалами.

Бывают в жизни каждого человека моменты, когда он особо нуждается в поддержке. Часто это связано с необходимостью принять правильное и ответственное решение, сделать верный выбор.

Поступление в школу  это очень важный шаг, который определяет всю дальнейшую судьбу человека. Образование  не роскошь. Образование, полученное в школе, может определить путь ребенка на долгие годы.

Родители, в основном, выбирают школу не по содержательным основаниям, а по ее месторасположению; по возрасту учителя класса, где будет учиться их ребенок; по возможности оплачивать те или иные дополнительные услуги. Но главное внимание родителей направлено не на сеть учреждений в целом, а на каждое образовательное учреждение в частности.

В чем же состоит преимущество большой школы перед малокомплектной? Ответ очевиден. В сельских малокомплектных школах у многих детей адекватность самооценки не соответствует возрастной норме. Особенно это видно на выпускниках основной школы: они не готовы определиться и принимать самостоятельные решения, и ждут, что ктото решит все за них. Миф о большей самостоятельности детей из малокомплектных школ исследованиями не подтверждается: они оказываются более зависимыми, чем дети, которые учатся в большой школе. Этому способствует внешняя среда: у них очень алгоритмичная жизнь, маленький социальный опыт. В рамках привычной социальной обстановки они действуют уверенно, но сразу теряются в новых условиях…

То есть, мы можем констатировать, что школа, социум, который окружает ребенка малочисленной школы, не дают возможности сформироваться тем социальнопсихологическим качествам личности, на основании которых можно прогнозировать успешность жизни, построение профессиональной карьеры.

С другой стороны сельская малочисленная школа не может обеспечить всех педагогов необходимой учебной нагрузкой по специальности. По таким учебным предметам как физика, биология, география, химия, история и другим в сельской школе нельзя иметь учителя, преподающего один учебный предмет, поэтому ему чаще всего приходится преподавать две-три дисциплины. Это ставит его в сложнейшие условия, к которым не готовили в педагогическом вузе. Учителю малочисленной сельской школы, имеющему в учебной нагрузке предметы не по специальности, приходится изыскивать дополнительное время на теоретическое и практическое освоение содержания и технологии обучения новому для него предмету. Переход от одного предмета к другому в течение учебного дня отрицательно сказывается на его здоровье, эмоциональном состоянии. В таких условиях сельский учитель находится ежедневно в течение многих лет. Всё это отражается на качестве его работы и, как следствие, на качестве образования сельских школьников.

Малое число детей и учителей, работающих с ними, создает специфические проблемы в организации образовательного процесса в целом. Анализ посещенных уроков и внеклассных мероприятий в малокомплектных школах показал, что наибольшие затруднения учителя испытывают в организации самостоятельной работы младших школьников в малых разновозрастных группах, в формировании умений работать с учебной информацией, в изучении динамики учебных достижений и личностного развития детей.

Все это привело к необходимости выстраивания модели базовой школы с филиалами. В рамках процесса филиализации возможно решить целый ряд проблем: создать полноценные методические объединения учителейпредметников и педагогический совет, расширить сферу общения для детей (общие праздники, соревнования, олимпиады, конкурсы), сэкономить часть средств на общей инфраструктуре (один директор, заместитель директора по АХЧ). И самое главное – добиться единства требований: теперь ребята, получив основное образование в филиале и переходя в большую школу, легче адаптируются к новым условиям.

Базовая школа – это единое образовательное учреждение со структурными подразделениями, призванное решить проблему повышения мотивации к обучению, адаптации учащихся на всех ступенях обучения.

Достоинства данной модели:

  • не требуется основательного изменения организационных, методических и технологических основ учебного процесса;
  • обеспечивается преемственность,
  • сокращается адаптационный период учащихся на всех ступенях обучения;
  • осознанный выбор профиля учащимися на старшей ступени обучения;
  • активизация межшкольных методических объединений;
  • рациональное использование материальнотехнических, кадровых ресурсов Базовой школы;
  • повышение рейтинга Базовой школы на уровне района.

Недостатки:

  • трудности организации подвоза детей и педагогов;
  • понижение статуса школы до филиалов.

Задачами Базовой школы являются:

  • создание и развитие образовательной среды как фактора личностного становления школьников;
  • подготовка выпускников к жизни в семье и обществе, поддержка мотивации учения у учащихся;
  • повышение квалификации педагогов, модернизация методической работы, внедрение в учебновоспитательный процесс современных образовательных технологий.

Деятельность Базовой школы с филиалами осуществляется по следующим направлениям:

  • совершенствование качества обучения: дальнейшая реализация предпрофильного и профильного обучения;
  • формирование единого образовательного пространства путем координации планов учебновоспитательной работы, организация совместных мероприятий с детьми, обеспечение возможностей дополнительного образования учащихся;
  • организация взаимодействия в процессе осуществления методической работы и повышения квалификации педагогических работников.

Работу по созданию действующей модели нашей базовой школы можно условно разделить на три этапа.

I этап – 2004-2005 гг. Данный этап мы начали с разработки Программы развития школы в соответствии с требованиями модернизации образования и в соответствии с Программой реструктуризации сети образовательных учреждений Сосновского района. Именно в Программе развития нами было заложено понятие Базовой школы, поставлены цели и определены задачи, в ходе решения которых мы должны были создать действующую модель новой школы. К этому времени в образовательном учреждении сложился квалифицированный, мобильный, творческий, дружный коллектив единомышленников, где каждый имел возможности для самореализации, выбора оптимальных форм и методов обучения и воспитания, занятия экспериментальной деятельностью.

С 1 сентября 2004 года школа являлась районной экспериментальной площадкой по введению предпрофильного обучения. В целях формирования у учащихся потребности в обучении и саморазвитии, раскрытии творческого потенциала, в организации возможностей углубленно изучать именно те предметы, которые и определяют выбор будущей профессии, в школе было введено 11 элективных курсов. Велась подготовка по введению профильного обучения.

В 2005 году мы стали победителями регионального конкурса «Лучшие школы Тамбовщины», что значительно повысило престиж учреждения в районе и самооценку педагогического коллектива в целом.

II этап – 2006-2007 гг. На данном этапе, реализуя Программу развития, администрацией школы был подготовлен проект «Базовая школа как центр территориального школьного объединения» на инвестиционный конкурс по направлениям реструктуризации сельских школ в рамках подпрограмм «Содействие инновационному развитию системы образования на селе на 2005-2008гг.», «Сельская школа».

Замысел создания проекта появился в ответ на новые социальные требования к школе, выполнение которых связано с модернизацией образования и управления образовательным учреждением.

Проект предусматривал создание Базовой школы как центра территориального школьного объединения на базе МОУ Сосновской сош № 2, путем совместной деятельности близлежащих учебных заведений: МОУ Космачевской оош, МОУ Новогрязновской оош, МОУ Верхнегрязновской оош и МОУ Вирятинской оош. Выпускники перечисленных образовательных учреждений продолжали свое обучение именно в нашей школе.

Базовая школа как центр школьного территориального объединения представляла единое методическое пространство, что привело к активизации работы межшкольных методических объединений учителейпредметников, классных руководителей.

Победа в конкурсе проектов позволила получить школе компьютерное оборудование на сумму 750 000 рублей.

В 2006 году наша школа стала победителем в конкурсе лучших образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках ПНП «Образование» и получила денежный грант в размере 1 000 000 рублей, который был направлен на укрепление материальнотехнической базы. Была закуплена оргтехника, школьная мебель, наглядные пособия, спортинвентарь, методическая и учебная литература. В рамках этого проекта было получено лабораторное оборудование для кабинетов физики, географии, наглядные пособия и оборудование для кабинета биологии.

Анализируя ожидаемые и достигнутые результаты в ходе реализации этого проекта, можно с уверенностью сказать, что большая часть запланированного нами была выполнена, что говорит о том, что наше образовательное учреждение пошло по правильному пути реструктуризации.
III этап – 2007-2008 гг. Этот этап я считаю самым плодотворным для школы. Реализация проекта «Базовая школа как центр территориального межшкольного объединения» подготовила благоприятную почву для плавного, практически безболезненного перевода школ в филиалы.

В 2007 году МОУ Сосновская сош № 2 приняла участие и победила в конкурсе «Модели оптимизации сети общеобразовательных учреждений Тамбовской области» с проектом «Базовая школа с филиалами» и «Профильная школа Тамбовщины» с проектом «Профильное обучение на старшей ступени общего образования в МОУ Сосновская сош № 2», получив на развитие материальнотехнической базы школы и создания необходимых условий для обучающихся грант в 3 000 000 рублей.

Основная задача проекта «Базовая школа с филиалами»  планомерная работа по филиализации школы и профилизации образования, непрерывности, доступности и преемственности обучения для всех участников образовательного процесса. Реализация проекта позволит содействовать развитию системы сетевого взаимодействия образовательных учреждений, предоставит возможности самореализоваться учащимся Базовой школы и филиалов, улучшить материальнотехническое обеспечение образовательного процесса.

Данный проект имеет целевой и практико-ориентированый характер и направлен на решение очень важных проблем образования:
• непрерывность,
• доступность,
• адаптация,
• социализация и конкурентоспособность выпускников.

Имеющийся кадровый потенциал МОУ Сосновской сош № 2 и материальнотехническая база позволяют в полной мере реализовывать проект «Базовая школа с филиалами»
Переход к новым социальноэкономическим отношениям вызвал изменение роли человека в обществе, пересмотр требований к нему как к профессионалу. На первый план выходят такие личные качества профессионала как предприимчивость, интеллектуальность, общественная активность, социальнопрофессиональная мобильность. Отсюда следует, что перед началом трудовой деятельности каждый человек должен получить широкий кругозор, познакомиться с различными возможностями преобразующей деятельности человека, оценить свои способности и выбрать направление своей профессиональной деятельности. Все эти возможности предоставляет профильное обучение.

Профильное обучение в нашей школе реализовывается через профильные классы (внутришкольная профилизация). Преимущества внутришкольной профилизации состоят в том, что при обучении на базе школы дети имеют возможность получать образование по месту жительства, в классном коллективе, с постоянным составом учителей (что особенно важно для школьников, ориентированных на отношения). В данном случае можно ожидать хорошего знания особенностей учащихся и более полного осуществления индивидуального подхода.

Профильное образование по своим целям и содержанию занимает промежуточное положение между общим средним и профессиональным образованием. Оно позволяет старшеклассникам приобрести глубокие и разносторонние теоретические и прикладные знания, прочные практические навыки по избранному профилю, подготовить себя к успешному продолжению образования в среднем (высшем) профессиональном учебном заведении соответствующего направления или к труду в сфере материального производства.

В 2006-2007 учебном году в соответствии с задачами профильного обучения в МОУ Сосновской сош № 2 был организован, в качестве эксперимента наряду с общеобразовательным классом и профильный физикохимический класс, в котором при сохранении в полном объеме государственного стандарта обучения профильное реализовывается за счет школьного компонента.

Сейчас в школе реализуются два профиля: физикохимический и социальногуманитарный. Недостаточное количество обучающихся на старшей ступени обучения (73 человека) не позволяет открыть большее количество профилей, что заставляет задуматься о создании многпрофильных классов для более полного удовлетворения образовательных запросов социума.

Коренная модернизация образования предполагает и полное обновление деятельности руководителя образовательного учреждения. Появляющиеся у школы права и, одновременно, необходимость выстраивать индивидуализированную, конкурентоспособную образовательную политику связано и с повышением ответственности за сделанный выбор. Играя в многоуровневой системе управления образованием ключевую роль и находясь в центре социальноэкономических и педагогических преобразований, руководитель школы координирует, направляет, побуждает к деятельности и мотивирует труд педагогов.

Профессиональная позиция руководителя образовательного учреждения как субъекта управления складывается, по моему мнению, на пересечении четырех основных линий его деятельности.

  • Первая линия  ресурсообеспечение и ресурсосбережение (в том числе здоровьесбережение).
  • Вторая линия  учебновоспитательная работа, ее методическое и технологическое обеспечение.
  • Третья линия – оценка качества образования, экспертиза образовательных инноваций и проектов, организация мониторинга их реализации.
  • Четвертая линия  стимулирование развития педагогического коллектива.

В условиях новой системы оплаты труда возможно (при достаточном фонде оплаты труда) повысить мотивацию учителей:

  • на повышение своей профессиональной педагогической квалификации и соответственно квалификационной категории;
  • на участие в профессиональных конкурсах;
  • на подготовку победителей и лауреатов олимпиад;
  • на получение ещё более высоких результатов ЕГЭ;
  • на использование передовых информационных технологий, применение достижений и передовых методов, с целью получения высоких результатов в работе.

Это должно способствовать повышению качества преподавания и как, следствие, качества знаний.

Рассматривая себя как современное образовательное учреждение, школа является частью образовательного пространства поселка. При этом образовательная среда школы является социально ориентированной и природосообразной, т.е. отвечает особенностям современного этапа развития общества природным способностям и возможностям учащихся.

В широком смысле миссия школы заключается в том, чтобы создать необходимые условия для успешного вхождения подрастающего человека в мир социума и овладения ценностями культуры. Поэтому все три проекта объединяет и еще одна цель – создание базовой школы. Что же на данном этапе представляет собой наше образовательное учреждение? Может ли оно по праву называть себя базовой школой?

МОУ Сосновская сош № 2 расположена в центре рабочего поселка. Вблизи образовательного учреждения функционируют Центральная районная библиотека, музыкальная школа, Дом творчества, Центральная районная больница, Дом культуры, РОВД.

В близком расположении от школы находятся 3 детских дошкольных заведения: ДДОУ №1, 2, 5; имеется асфальтированная дорога для доставки учащихся из филиалов школы по программе «Школьный автобус».

Основная цель, которая стоит на данном этапе перед школой – создание условий для повышения качества и доступности образования. Реализуя это направление, школа определила для себя следующие пути достижения:

  • создание условий для увеличения направлений профильного образования в соответствии с заказом социума;
  • развитие в школе единой информационной образовательной среды;
  • использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, пропаганда здорового образа жизни;
  • совершенствование системы гражданскопатриотического воспитания;
  • расширение участия органов государственнообщественного управления в жизни школы.

Работая в инновационном режиме, мы стремимся к развитию личности каждого ученика как индивидуальности, обучать любого ребенка соответственно его психологофизиологическим особенностям, формировать устойчивую мотивацию к учению как жизненно важному виду деятельности, воспитанию гражданских и нравственных качеств, развитию творческого мышления, необходимого для познания практической деятельности, ориентации в окружающем мире.

Созданные комфортные условия пребывания детей в нашем образовательном учреждении сделали его привлекательным для социума поселка. 100% четвероклассников продолжают обучение в 5 классе.

Достаточно стабилен процент девятиклассников, продолжающих обучение в 10 классе, что и позволило ввести в школе профильное обучение.

Создание благоприятного психологического климата как основного условия развития, саморазвития, социализации всех участников образовательного процесса – цель работы образовательного учреждения в целом и конкретно психологопедагогической службы, приоритетным направлением деятельности которой является бережное отношение к индивидуальности и решение всех проблем и ситуаций, исходя из интересов ребенка. Она занимается исследованиями и анализом особенностей школьного социума, оказанием методической помощи педагогам школы, просветительской работой со всеми участниками образовательного процесса, а также проводит профилактическую и коррекционную работу, оказывает психологическую помощь, помогает в проведении профориентационной работы, способствуя тем самым нравственному становлению личности ребят и их социализации.

В МОУ Сосновской сош № 2 созданы все условия для осуществления образовательного процесса. Участие в конкурсах, получение финансовой поддержки в рамках РКП позволило закупить оборудование для тренажерного зала, спортивный инвентарь, компьютерная и оргтехника, школьная мебель, литература для библиотеки, учебники для реализации регионального компонента, учебнонаглядные пособия для кабинетов, технологическое оборудование для столовой, акустическое оснащение актового зала, теле и видео и аудиоаппаратуру. Все это позволяет в полной мере обеспечить ведение предпрофильной подготовки, профильного обучения и организацию работы системы дополнительного образования.

Одним из главных направлений нашей работы является совершенствование образовательного процесса через применение новых образовательных технологий. 75% учителей нашей школы широко внедряют инновационные образовательные и информационнокоммуникационные технологии, новые модели уроков. Важным аспектом является реализация здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.

Для организации питания в МОУ Сосновской сош № 2 имеется столовая на 120 посадочных мест. За последние два года удалось технически оснастить пищеблок (тестомесильная машина, электрические плиты, электрическая сковорода, жарочные шкафы, электромясорубка, электрическая овощерезка, холодильники, водонагреватели).
Приоритетное направление деятельности школы в 2007 году – внедрение информационнокоммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс. Полученные гранты позволили создать второй кабинет информатики. По национальному проекту школа имеет выход в Интернет. В результате повысился уровень компьютерной грамотности и информационной культуры, обеспечена оперативная связь между всеми участниками образовательного процесса, процесс обучения стал более динамичным, появились условия для тиражирования передового педагогического опыта.

Информационнокоммуникационые технологи широко используются и в воспитательной работе школы: при организации и проведении мероприятий, конкурсов, тематических вечеров.

Школа имеет свой сайт на протяжении трех лет, который постоянно обновляется, оперативно освещаются все школьные новости. В мае 2008 году школа участвовала в региональном этапе конкурса webсайтов, где по итогам конкурса заняли 8 место. Отправлена заявка на участие во Всероссийском конкурсе webсайтов.

 

В рамках приоритетного национального проекта «Образование» нам поступил пакет лицензионных программ, которые были установлены на все школьные компьютеры.
Специалистами была установлены пожарная сигнализация и система видеонаблюдения. Видеокамерами ведется наблюдение за территорией школы, входом в здание, рекреациями на всех этажах.

Сохранение и укрепление здоровья – одно из приоритетных направлений в работе школы. В школе разработана и введена в действие комплексноцелевая программа «Здоровье», мероприятия которой направлены на пропаганду здорового образа жизни, профилактику употребления психоактивных веществ, использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Целенаправленная работа идет в школе с обобщением результатов мониторингов качества обучения учащихся, контрольных работ, промежуточных срезов, переводных экзаменов, итоговой аттестации выпускников и результатов ЕГЭ. Идет работа в режиме самоконтроля в рамках каждой предметной области.

Достаточно высок процент поступления выпускников нашей школы в высшие учебные заведения по результатам ЕГЭ. Это свидетельствует о желании выпускников получить высшее образование и качественной подготовке обучающихся к дальнейшему продолжению образования.

Уровень качества знаний учащихся подтверждается получением выпускниками ежегодно золотых и серебряных медалей.

Педагоги школы и обучающихся принимают активное участие в конкурсах, олимпиадах и проектах различного уровня, достигая высоких результатов.

Победа в конкурсах – не повод остановиться в развитии. Успехи школы – это успехи коллектива педагогов, учащихся и родителей учащихся.

Мы открыты к сотрудничеству со всеми кто заинтересуется нашим опытом.

Таким образом, на данный момент в результате реализации проектов школа имеет три филиала: один с начальной ступенью обучения и два с основной. В одном из филиалов организованы группы кратковременного пребывания, реализующие предшкольное образование. Прошли экспертизу, лицензированы и реализуются программы дополнительного образования по 3 направленностям: художественноэстетической, научнотехнической, интеллектуальнопознавательной, причем в одном из филиалов реализуются все три направленности. Осуществляется подвоз учащихся по программе «Школьный автобус». Консолидация сельского и поселкового норматива позволила ликвидировать дефицит бюджета.

Осуществляя реорганизацию школ в филиалы, была создана нормативноправовая база, регламентирующая отношения филиалов и базового учреждения. Выстраивая свои взаимоотношения с филиалами мы руководствуемся заповедью врачей «не навреди», т.е. реализуя общие годовой план работы школы, план воспитательной работы, внутришкольного контроля мы старались обозначить основные направления, предоставляя вместе с тем филиалам достаточную свободу в выборе форм и методов реализации этих планов, сохраняя их лучшие традиции, самобытность и накопленный опыт.

Конечно, нельзя сказать, что процесс филиализации протекает гладко. Понижение статуса школы вызывает опасение у педагогов, работающих в филиалах, создавая некоторую неуверенность в завтрашнем дне; у родителей, заставляя их сравнивать условия осуществления образовательного процесса в филиале и в базовой школе и делать выбор в пользу базовой школы.

В настоящий момент финансирование транспорта не позволяет осуществлять подвоз детей для проведения совместных мероприятий. Отсутствие собственного транспорта у школы затрудняет процесс контроля учебной и хозяйственной деятельности филиалов.

Здания филиалов не типовые, а значит, под спортивные залы и столовые используются приспособленные помещения, не во всех филиалов в здании есть санузлы. Повышающиеся требования к созданию условий для реализации образовательного процесса заставляет задумываться либо о невозможности дальнейшего функционирования филиалов, либо об изыскании средств на реконструкцию, что, в общемто, весьма проблематично и в какойто степени нецелесообразно, учитывая демографическую ситуацию в селах.

Закончив в основном организационные вопросы по реорганизации школ, мы должны теперь, суммировав все «за» и «против», найти то оптимальное управленческое решение, которое позволит нам и сохранить школу в селе, и развивать материальнотехническую базу не только базовой школы, но и филиалов, создавая условия для получения качественного и доступного образования.

Слова “оптимизация” и “оптимизм” этимологически имеют общий корень: optimus – наилучший. По значению же первое отличается от второго тем, что в процессе оптимизации всегда ктото выбирает правильное решение. Оптимизм же – не процесс выбора, а личное представление о том, что в мире действует некоторое положительное начало – добро. Возможна ли оптимизация сети образовательных учреждений с оптимизмом, с надеждой на общественное благополучие? Возможна, если она будет удовлетворять общественные потребности.

Я глубоко убеждена, что оптимизация сети имеет смысл, только если образование работает на удовлетворение общественных потребностей. Многообразие вариантов школьной сети должно стать естественным отражением многообразия общественных потребностей. Было бы целесообразно полагать, что если можно установить встречу общественных интересов и образовательных инициатив в области представлений о том, какой должна быть сеть образовательных учреждений, какой должна быть школа то тогда и любая реструктуризация пройдет успешно.

Важно и то, что, согласно рассматриваемой в математике теории оптимального управления, проблемы выработки оптимальных решений возникают в задачах, когда результат не полностью известен лицу, принимающему решения. Поэтому оптимизация по большому счету – всегда ход в неизвестное, заранее жестко неопределенное. Для образования это означает, что оптимизация так или иначе должна базироваться на инициативах именно тех, для кого она проводится. Иначе не сработает.-

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.