РАЗРАБОТКИ

Другие модули


«Здоровье в порядке - спасибо зарядке!»

«Здоровье в порядке - спасибо зарядке!»

Физкультминутки на уроках

Несмотря на то, что много лет работаю учителем начальных классов, в этом году зашла в класс снова с волнением. С новыми портфелями, в элегантных школьных формах встретили меня мальчишки и девчонки 1 «В» класса школы №12. С первых дней вместе с родителями я помогаю обучающимся адаптироваться к школьной жизни. В первом классе урок длится 35 минут.
В начальной школе дети, кроме психологической, получают и большую физическую нагрузку. Быстро утомляясь, они отвлекаются, внимание их рассеивается. Зрительная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала. В значительной мере этому содействуют физкультминутки. Наибольшая эффективность от них достигается тогда, когда они по форме и содержанию разнообразны.

Особенно дети любят танцевальные физкультминутки или ритмические упражнения, которые выполняются под веселую музыку популярных детских песен.

Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь – богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим.
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво;
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой «л» расставим ноги.
Точно в пляске – руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!

Оздоровительно-гигиенические физкультминутки можно выполнять как стоя, так и сидя: расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, поработать ногами.

Очень полезна зарядка для глаз. Такие упражнения выполняются после 10–15 минут напряженного зрительного труда, особенно на уроках чтения и письма. Вот некоторые приемы зарядки для глаз:
Разного рода траектории, по которым дети «бегают» глазами. Для этого на листе изображаются какие-либо цветные фигуры (овалы, восьмерки, зигзаги, спирали). Предлагается соединять их взглядом в различных сочетаниях.
«Веселые человечки». На карточках, которые показывают детям, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения равен 2 см. Дети повторяют движения человечка. Кроме того, полезно использовать на уроке упражнения для тренировки мышц глаз. По словам психоаналитиков, если эту гимнастику проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается. Далее приводятся некоторые элементы этой гимнастики.
Сидя за столом, расслабиться и медленно переводить зрачки слева направо. Затем справа налево. Повторить по три раза в каждую сторону.
Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить три раза.
Представить вращающийся перед вами обруч и, наметив на нем определенную точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.
Закрыть ладонями глаза так, чтобы они неплотно лежали на глазницах, но не пропускали свет. И повторить все названные упражнения в той последовательности, в которой они описаны.

Упражнения для укрепления определенной группы мышц. Они выполняются строго под счет с равномерным чередованием вдоха и выдоха. Вот подходящие рифмованные строки:
Вдох и выдох!
Раз – присели!
Два – привстали,
Чтоб задержки никакой!
Три – нагнулись
И достали до носка одной рукой.
Здоровье в порядке –
Спасибо зарядке!

Некоторые физкультминутки помогают на уроках при изучении какой-либо определенной темы. Например, на уроке математики, при ознакомлении детей с понятиями «справа», «слева», я рекомендую такое упражнение:
Это – правая рука,
Это – левая рука.
Справа – шумная дубрава,
Слева – быстрая река...
Обернулись мы, и вот
Стало все наоборот:
Слева – шумная дубрава,
Справа – быстрая река...
Неужели стала правой
Моя левая рука?

На уроках письма без тренировки для пальцев не обойтись. Дети очень любят такое занятие. И у каждого есть своя любимая рифмованная присказка, например, из такого текста:
Мы писали, мы писали.
А теперь все дружно встали.
Ножками потопаем,
Ручками похлопаем.
Затем пальчики сожмем,
Сядем и писать начнем.
Дождик песенку поет:
– Кап-кап...
(Постукивание по парте пальцами.)
Только кто ее поймет?
– Кап-кап? (Постукивание пальцами.)
Не пойму ни я, ни ты.
– Кап-кап! (Постукивание пальцами.)
Но зато поймут цветы.
– Кап-кап! (Постукивание пальцами.)
И осенняя листва – Кап-кап! (Постукивание пальцами.)
Пожелтевшая трава.
– Кап-кап! (Постукивание пальцами.)
Оживленно проходит в классе и так называемая «Веселая минутка». На каждый мой вопрос дети отвечают хором: «Вот так» – и жестом показывают соответствующее движение:
– Как живешь?
– Вот так! (Поднимают вверх большой палец.)
– Как идешь?
– Вот так! (Прошагать двумя пальцами по ладони.)
– А бежишь?
– Вот так! (Согнуть руки в локтях и показать, как работают ими при беге.)
– Ночью спишь?
– Вот так! (Руки под щеку и положить на них голову.)
– Как берешь?
– Вот так!
– А даешь?
– Вот так!
– Как шалишь?
– Вот так! (Надуть щеки и слегка стукнуть по ним ладонями.)
– А грозишь?
– Вот так! (Погрозить пальцем своему соседу.)

Стараюсь формировать здоровый образ жизни учащихся непосредственно на уроках математики и русского языка. Для этого делаю краткие вставки о здоровье на уроках.

– Я хочу быть здоровым.

– Я могу быть здоровым.

– Я буду здоровым.

«Здоровье всего дороже»; «Без труда нет добра!»; «Терпенье дает уменье»; «Терпенье и труд все перетрут».

«Чистота – залог здоровья»; «Здоровье разум дарит»; «Кто долго жует, тот долго живет»; «С курами ложись, с петухами вставай».

Русские народные пословицы – кладовая мудрости народа. Они отражают национальные традиции. Хорошо, если бы дети с раннего возраста впитывали их и следовали им. Обсуждаем мудрые и образные пословицы и повторяем их все вместе вслух.

Физкультминутки помогают детям на уроке снять напряжение, усталость, отдохнуть.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены