РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Роль творческих заданий в развитии образного мышления и развития речевых компетенции на уроках немецкого языка

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №13
ст.Владимиркой МО Лабинский район.

Доклад


Тема: Роль творческих заданий в развитии образного мышления и речевой компетенции на уроках немецкого языка.

Автор: Садовская Евгения Викторовна ,
учитель немецкого языка 1 кат.,
МОБУ СОШ №13 ст.Владимирской
Лабинского района


Роль творческих заданий в развитии образного мышления и речевой компетенции на уроках немецкого языка.

Ни один город в мире не хотел бы проводить у себя Олимпийский игры после Игр в Монреале, убытки от которых составили около 1 биллиона американских долларов. Москва приняла у себя Олимпийские игры в 1980 году, так как для неё финансовые затраты не были решающим фактором. В 1984 году Питер Юберроут обеспечил такой финансовый успех игр в Лос - Анжелесе ( более 250 миллионов долларов чистой прибыли), что сейчас города соревнуются за право проводить Олимпийские игры у себя. Необычайный успех Олимпийских игр во многом зависел от новых концепций и творческих идей, разработанных и осуществлённых на практике Питером Юберроутом. При этом сам Питер Юберроут в интервью газете « Вашингтон Пост» признавался, что добиться такого результата ему помогли приёмы развития творческого мышления.

У нас нет недостатка информации. Информация сейчас стала товаром (предметом широкого потребления). Технология также стала товаром, при этом – больше прибыли получают не те организации, которые владеют более высокими технологиями, поддерживающими значимые и прогрессивные идеи. Таким образом, говоря о будущем, мы должны признать, что процветание в нём будет зависеть не от владения информацией и технологиями, а от творчества, направленного на преобразование новых идей и концепций. Принято утверждать, что на смену технологической культуре пришла информационная культура устройства общества, но я думаю, что на смену идёт эра творчества. В действительности ни одна организация не относится к творчеству серьёзно. Творчество для большинства- нечто отдалённое, о котором руководители много говорят, но ради которого делают очень мало. Причина в том, что очень немногие понимают- что такое творчество.

О творчестве написано очень много. В первую очередь нужно разделять понятия творчества и искусства. Творчество, представляющее собой смену представлений , идей, концепций и восприятия имеет очень мало общего с искусством. У художников, поэтов ,артистов есть очень много талантов: особое восприятие, умение выражать испытываемые эмоции, эстетические чувства. Но создание новых идей – это что-то другое.

Вам совсем необязательно быть художником , чтобы быть творческой личностью. Многие старомодные представления о творчестве делают упор на так называемое освобождение разума, на свободу говорить что угодно. Представьте себе связанного верёвкой человека. Перед ним лежит скрипка. Разве можно утверждать, что если разрезать верёвку, то человек сразу же станет скрипачом?

Конечно- путы, наложенные традиционным образованием, заставляющим ребёнка осваивать тысячи единиц ненужной информации и стереотипов, серьёзно мешают развиваться творчеству. Но снятие барьеров- только часть условий, ведущих к становлению творческого мышления.

Мозг устроен настолько специфически, что по природе своей он не является творческим. Если бы каждую задачу мозг решал творчески, то жизнь вообще была бы невозможна.

Назначение мозга выдавать определённые модели, унаследованные от предыдущего жизненного опыта, и использовать эти модели в жизни.

Возможность творить - это не какой-то таинственный талант, данный только избранным, а умение , которое может выработать в себе каждый. Как и любыми навыками ( игра на гитаре, приготовление пищи)- творчеством можно овладеть и мера овладения зависит не от только от природных талантов, но и от тренировок. Творчеству можно и нужно научиться. Творчество - как залог успеха и процветания- это свойство хорошо организованной системы, готовой к активному освоению и преобразованию получаемой информации.

Творчество, направленное на выработку идей, обеспечивающих прогресс ( то есть идей, идущих впереди, а не плетущиеся в хвосте информации)- есть продукт хорошо организованного и тренированного мозга. Можно назвать четыре основные качества, которые должен выработать у себя человек, заинтересованный в прогрессе:

  1. Чувство юмора
  2. Умение опираться на интуицию.
  3. Умение упорядочивать информацию и превращать её в хорошо структурированные модели.
  4. Умение активизировать мозг, сосредотачивая усилия на быстром и свободном восприятии, оценке и переработке информации.

Как известно, ведущим мотивом деятельности учеников является мотив общения. Наиболее полно он может проявиться через творческий подход к обучению, активные формы обучения, которые предполагают свободное общение, обыгрывание жизненных ситуаций, подготовку самостоятельных заданий по выбору. Формируя речевую компетенцию учащихся через коммуникативное общение важно, чтобы задания или темы для обсуждения были интересны. Согласитесь, что формировать речевые навыки невозможно, когда учащиеся со скучным выражением лица рассказывают, как они провели каникулы или описывают классную комнату.

Современный урок – это полилог, где в ходу затвержённые иноязычные конструкции, а живой иностранный язык, свободный разговор преподавателя и учеников, ребят друг с другом.

Мне бы хотелось обратить внимание на некоторые моменты, которые влияют на результативность урока.

Во-первых, важна формулировка темы урока, которая задаёт тон, вызывает интерес с первых минут урока.

«Берлин - это больше, чем сумма двух половинок», « Легко ли быть молодым?»…
Подать урок под таким углом- это значит сравнить своё мнение с оценкой учеников.

Во-вторых - наличие лексико-грамматических опор. Формулируя своё высказывание, ученик думает о содержательной и языковой стороне. Чтобы снять трудности необходимо использовать лексико-грамматические опоры с символами, различными словами, знаками.

В-третьих : важно, чтобы учащиеся сами могли добывать себе знания. Поэтому на уроке должно быть как можно больше ученика и как можно меньше учителя. Допустим, пересказ текста не нужен ни мне, ни, тем более, ученику. Тексты, которые предлагаю ребятам - это всего лишь информационный материал.

Это «опоры», которые нужны им для дальнейшей работы, для выполнения творческих заданий, типа:

  • презентация нашей школы;
  • репортаж из школы;
  • интервью с учителем;
  • золотые правила для учеников…

Задания на выбор являются действенным средством, активизирующим мыслительную деятельность учащихся. Они делают учебный процесс увлекательным и интересным. Это хороший стимул в овладении языком. Задача учителя при выполнении таких заданий состоит в том, что любая информация должна органично накладываться на уже известное, чтобы лексика и грамматика запоминались в естественной ситуации разговора, общения. Как бы, между прочим, ненавязчиво.

Конструкция haben\ sein + zu + Infinitiv
Jeder Lehrer hat an die Uberlastung der Schuler zu denken.

Затем ученики пишут свои приказы.

А вот учащиеся выбирают эпитеты для современного учителя, «купаясь» в прилагательных.

Der Lehrer von Beruf
Der Lehrer von Berufung
Aufrichtig, gut ausgebildet, geduldig, gerecht, verantwortlich, aufmerksam, klug, hoflich, hilfsbereit, ruhig, streng, milde, hart, kreativ, stark das Kind als Person…

Чтобы новая тема была интересной ученику, бодрила его ум, находила отклик в душе начинаю урок с образа или ассоциаций. Например по теме « Deutsche gegen Deutsche?» даётся задание:

Поставьте себя на место берлинцев, чьи семьи были разделены.

Один из ответов учащихся: стать на их место очень сложно. Я не могу себе представить, что моя семья будет разделена. Это бесчеловечно.

Затем следующее задание: изобразите это разделение.

Таким образом, воплощение идеи в образ предполагает, прежде всего, мышление, заставляет думать образно, и как видите оригинально, нестандартно. Каждый образ аргументирован, доказан, ведь он родился в голове автора. Работа с этими образами вариативна:

  • образную мысль выражает автор;
  • у учащихся есть право согласиться или не согласиться;
  • эта работа предполагает коллективное обсуждение;
  • обсуждение в диалоге.

Творческие задания, использование образного мышления как бы запускают внутренние механизмы развития личности. Ребёнок сам включается в процесс развития. Развитие образного мышления на уроке направлено на подсознательное, непринуждённое усвоение лексико-грамматических структур и отличается тем, что это не простая передача знаний, умений и навыков, а процесс, развивающий образное мышление. Учитель умело направляет действия учащихся в соответствии с целями и ожидаемым результатом.

Таким образом ученик будет чувствовать себя комфортно на уроках и осознавать, что изучение иностранного языка связано с его личностью и интересами. А это позволит всем участникам учебного процесса полноценно осмыслить и освоить учебный материал, дополнительную информацию, расширить кругозор, а самое главное совершенствовать умения в устной и письменной речи. Каждый ребёнок учится высказывать и отстаивать свою точку зрения, элементы поисковой деятельности, творчества создают условия для общения, как на иностранном, так и на родном языке.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены