РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Организация концертных выступлений

Организация концертных выступлений

Организация концертных выступлений

Хоровой концерт – это отчет о проделанной работе хора. Участие в концертах выявляет все возможности коллектива, демонстрирует его сплоченность, дисциплину, музыкальность, способность подчиняться воле руководителя, сценичность, эмоциональность, собранность и т. д.
Концертные выступления имеют большое воспитательное значение. Участникам хора должно быть не все равно, поймут ли, оценят ли их коллективный труд слушатели.
И, наконец, концерт – это пропаганда хорового искусства. Среди публики встречаются люди. которые попали на концерт случайно. и задача хора петь так. чтобы слушатели прониклись желанием снова услышать понравившиеся им хоровые произведения, заинтересовались репертуаром хора, его звучанием.
К каждому концертному выступлению хор готовится специально. Проводятся репетиции , завершает их генеральная репетиция, на которой устраивается «прогон» программы: отрабатывается построение, вход, выход, ведение программы.
Желательно, чтобы генеральная репетиция состоялась непосредственно там, где будет проходить концерт. Если нет возможности, провести генеральную репетицию за несколько дней или за день до концерта, ее нужно сделать в день концерта (скажем утром, если концерт вечером, или непосредственно перед концертом).Репетиция прежде всего преследует цель акустической настройки хора: нужно найти лучшее место на сцене, правильно расставить ребят по отношению к залу, дирижеру, концертмейс –теру. На репетиции необходимо учитывать разницу акустического эффекта при пении в пустом зале и заполненном слушателями.
Обычно на концерте хор выстраивается в несколько рядов, в зависимости от количества участников хорового коллектива и величины сцены. Наиболее распространенное построение – в четыре ряда. Если на сцене имеются станки, то нижний ряд стоит на полу, а три других ряда – на станках, соответственно на первой, второй, третьей ступеньках. Если нет специальных станков, то за первым рядом, который обычно состоит из детей небольшого роста, становятся дети более высокие, далее на стульях стоит еще один ряд, и для последнего ряда можно поставить столы.
Возможны и другие варианты построения хора. Например, первый ряд певцов садится на стулья, второй - встает за стульями, третий становится на задний ряд стульев, четвертый на столы.
Построения могут быть различными, но не следует забывать , что хор, расположенный в одной плоскости – в затылок друг другу,- теряет часть своего звучания, что не может не сказаться на качестве выступления.
Концерты должны проходить в хорошо проветренном нежарком помещении. При пении поглощение кислорода легкими происходит значительно активнее, чем обычно, а при высокой температуре воздуха в зале у хористов может наступить временное кислородное голодание. Следует предупредить детей, что если кто – то из них во время концерта почувствует себя плохо (головокружение, сухость во рту), пусть немедленно, но спокойно уйдет за кулисы, а если это невозможно, сядет на станок. Иногда дети боятся уйти со сцены, стараются превозмочь себя и в результате этих усилий теряют сознание.
При проведении концерта необходимо иметь в виду возраст аудитории. Часто концерт хора сопровождаются рассказом об авторах исполняемых песен, о самом хоровом коллективе.
Разговор с аудиторией облегчает контакт хора со слушателями, способствует восприятию услышанного. Конечно, беседа не должна быть утомительной, длинной, ее цель – пропаганда хоровой музыки. Вести беседы может сам руководитель, ему помогают (что очень желательно) дети хора – ведущие.
Частота проведения концертов зависит от ряда обстоятельств, например, от состояния хора, готовности его концертной программы и т. п.
Следует, однако, учесть, что слишком частые выступления стирают свежесть впечатлений, концерты превращаются в рядовое, будничное дело. И наоборот, редкие концерты расхолаживают коллектив, снижают ответственность за проделанную работу.
Хор также может выступать и с несколькими номерами в общей программе концерта художественной самодеятельности.
Полезно записывать выступление хора на магнитофон и даже создать специальную фонотеку, по которой можно в дальнейшем судить о творческом росте коллектива.
Хорошей традицией является обсуждение каждого выступления, и особенно сольных концертов, с подробным разбором успехов и недостатков.
В обсуждениях участвует весь хоровой коллектив, кроме того, приглашаются слушатели, учителя, родители. Цель таких обсуждений – воспитать в в хоровом коллективе желание совершенствоваться от концерта к концерту, повышать свой исполнительский уровень. Разбор всегда проходит в доброжелательном, дружеском тоне, и никто обычно не обижается на критические замечания.
Особое значение для хора имеют концертные поездки, которые могут стать стимулом активного творческого роста коллектива и одновременно проверкой его слаженности, «боеспособности». Хор тщательно готовится к каждой поездки – большому событию в его жизни.
В основу организации и проведения таких поездок должна быть положена дружба и совместное творчество «гостей» и «хозяев».
И вот наступает час концерта.… В зале представители общественных организаций, учителя, дирекция школы, родители, друзья выступающих. Руководитель представляет зрителям свой коллектив хора, рассказывает о хоре, и его делах, успехах, традициях. В своем репертуаре хор имеет и исполняет несколько несложных мелодичных песен, которые могут быть подхвачены залом. Дети – слушатели возбуждены, им хочется двигаться, смеяться, танцевать…
После концерта могут быть игры, танцы, коллективное чаепитие, которое готовят с помощью родителей хозяева.
Такие «концерты дружбы» надолго оставляют след в сердцах детей.
С удовольствием выступают ребята перед взрослой серьезной публикой, например, в воинских частях, где они встречаются с активной и доброжелательной аудиторией.
Кроме концерта, в программу каникулярных концертных поездок включаются экскурсии по городу, возложение венков к памятникам погибших героев.
Концертные поездки детского хора играют большую роль в жизни всего коллектива и каждого из его участников в отдельности. Они наглядно демонстрируют тесную взаимосвязь музыкального и общего воспитания школьников, способствуют формированию личности, характера человека.
Не случайно юные хористы в большинстве своем хорошо учатся и активно участвуют в общественной жизни школы.
Память о таких поездках остается у ребят надолго, а хоровой коллектив
обычно делает еще один шаг к высотам хорового искусства.

Л. А. Шупикова

Шупикова Лариса Анатольевна30.11.2010 31870 Я иду на урок...
Всего комментариев: 0
avatar