РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Статья "Речевая агрессия детей и её корни"

Статья
«Речевая агрессия детей, её корни»

Подготовила
учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 27» г. о. Саранск
Терлецкая Наталья Владимировна

2010 год

Речевая агрессия детей, её корни.

Работая в школе, рано или поздно, наверное, каждый из нас задаётся вопросом: «Откуда в детях столько грубости и агрессии?». Агрессия все активнее участвует в детских играх и развлечениях подростков, проникает в их разговоры и, что особо ужасает, становится нормой для наших детей. Со всех сторон слышны оскорбления, угрозы, грубые требования, обвинения, насмешки. Вроде бы постоянно твердишь о добре, о взаимопонимании, о дружбе и чести, о моральных ценностях. И всё впустую.
Почему, на самом деле мы, столько говорим с нашими детьми об элементарном уважении друг к другу, а в ответ слышим обидные прозвища в адрес друг друга, оскорбления и насмешки? Должно же этому быть разумное объяснение.
И мы, естественно, его находим! Конечно, виновато во всех грехах телевидение! Именно оно разлагает нашу молодёжь!
Да, хорошо, когда есть на кого свалить! Так проще!
Однако, следует заметить, что телевидение несёт и много позитивной информации для подрастающего поколения. Почему же наши дети впитывают как губки только плохое, негативное? Может, всё-таки причина в нас, взрослых?
Задуматься над этим вопросом заставил меня мой сын. Вернувшись из детского сада, мой трёхлетний малыш, не желая слушать, что я ему говорю, вдруг серьёзно сказал мне: «Закрой свой рот!». Я опешила. Откуда эта фраза? Из детского сада! Видно воспитатель, желая наладить дисциплину в коллективе, не раз употребляла эти слова.
И тогда я поняла, оказывается, дети учатся речевой грубости у нас, взрослых! У родителей, у воспитателей в детском саду, у учителей!
Давайте попытаемся проанализировать поведение учителя с точки зрения речевой агрессии.
Сколько раз за урок приходиться повышать нам тон! Нам кажется, что это оправданно. Ведь мы должны научить их каждого, того, кто хочет учиться, и того, кому это вообще не интересно! Мы не задумываемся, что своим тоном приучаем детей к агрессивному речевому поведению.
Как часто мы употребляем повелительное наклонение глаголов: «Подай!», «Принеси!», «Открой!», «Выучи!».
Речевая агрессия проявляется в наших грубых замечаниях и язвительных насмешках: «Закрой рот!»; «Выйди вон из класса!»; «Считаю до трех…» и т.д.
Между тем именно речевая агрессия педагога может иметь наиболее опасные последствия. Добиваясь сиюминутных целей послушания в неэтичной форме, педагог невольно провоцирует ответную агрессию. Кроме того, школьники усваивают агрессивную модель речевого поведения и переносят ее на общение друг с другом.
Вряд ли можно говорить о полном устранении речевой агрессии из педагогического общения. Однако можно научиться успешно контролировать, сдерживать, преодолевать агрессию слова, не прибегая при этом к ответной грубости.
Поэтому наиболее общее направление предотвращения агрессии в школьной среде – самонаблюдение и самоконтроль учителя над собственным речевым поведением, анализ своей речи с точки зрения вежливости, корректности, эффективности воздействия. Задумаемся, например, всегда ли наши обращения к детям, выражения мнения, просьбы, отказы вежливы? Извиняемся ли мы за ошибку, несправедливую оценку?
Чтобы избежать резкости, часто достаточно просто попытаться встать на позицию ученика, «быть выше ссоры». Способность к эмпатии – сопереживанию проблемам собеседника, умение объективно оценить личностные особенности и эмоциональное состояние ребенка – очень важны для коммуникативной компетенции педагога. Наконец, толерантность – терпимость, снисходительность – тоже необходимое профессиональное качество учителя, которое предполагает корректность оценок, умение прощать, признание права ученика на собственное мнение.
Стараться избегать обидных высказываний в собственной речи и овладеть умением правильно реагировать на грубость собеседника – посильная задача для каждого цивилизованного человека, а для педагога особенно необходимая.
Необходимо всегда помнить, что зло порождает зло, а агрессия – агрессию. И, если в нашем классе дети агрессивны, грубы, невоспитанны, значит нам, дорогие коллеги, пора проанализировать своё поведение.

Список использованных источников:

1. Лютова Е.К. , Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., 2001
2. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. СПб., 1996
3. http://5ballov.qip.ru/referats/preview/72470/17
4. http://zakazdiplom.ru/show_work.php?work=38068
5. http://www.dissercat.com/content/vliyanie-ekspozitsii-sotsialnoi-agressii-na-agressivnost-mladshego-shkolnika
6. Щербинина Ю.В. "Если ребёнок грубиян..." М.: Ювента, 2006.

Терлецкая Наталья Владимировна28.12.2010 27531 Я иду на урок...
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

Уважаемая Наталья Владимировна! Частично согласна с вашими выводами. Не научились мы глубоко вздохнуть и медленно посчитать до пяти, как советуют психологи, прежде чем сделать замечание, иногда и не обоснованное. Единственное несогласие - я извиняюсь перед ребёнком в тактичной форме, если я знаю, что не права. Не каждый может в этом признаться, хотя зачастую, мы и небезгрешны. С уважением, Н.Н. Ишина
avatar