РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Новые подходы в обучении

Новые подходы в обучении

Новые подходы в преподавании и обучении Название модуля «Обучение тому, как учиться» относится к процессу «саморегулирования», в котором ученики развивают способности к пониманию, контролю и отслеживанию опыта обучения посредством процесса метапознания.

Метапознание – способность отслеживать, оценивать, контролировать и изменять то, как индивид мыслит и учится. Часто большая часть урока тратится на устные сообщения учителя и на задания, при выполнении которых большую часть времени ведущую роль играет именно учитель, а не ученики.

Многие из учеников либо бездействуют, либо начинают нарушать правила поведения. КПД такого урока с точки зрения эффективности организации образовательного процесса составляет 1% .

Если учитель говорит 20 минут х 100 слов х 6 бит = 12000 бит информации За 45 минут в долговременную память ученика откладывается 135 бит информации Необходимыми особенностями уроков должны быть живость, исследовательские подходы, дающие учащимся время, место и мысли

Пирамида обучения демонстрирует средний процент удержания полученной информации учениками При организации на уроке взаимообучения учащимися усваивается по данным национальной учебной лаборатории 90% информации. При проведении практических занятий по закреплению теории 75%. При обсуждении и обучении в малых группах 50% .

Соответственно, на уроках ученикам необходимо активно участвовать во всех аспектах учебного процесса: формулировать свои собственные гипотезы и вопросы, консультировать друг друга, ставить цели для себя и отслеживать результаты, рисковать, понимая, что ошибки – неотъемлемая часть обучения. Большую роль в обучения играет постановка вопроса.

Зачастую вопрос строится по форме (ИОД) «инициатива-ответ-действие»

К примеру: Вопрос: Сколько костей в теле человека? Ответ: 206 Действие учителя: Отлично. То есть учитель инициирует и сам контролирует беседу, не давая возможность ученикам обучаться.

Вопросы делятся на вопросы низкого и высокого порядка.

  • Воспроизведение Простые Кто? Когда? Где? Как?
  • Понимание Уточняющие Правильно ли я понял..?
  • Применение Практические Как можно применить..?
  • Что можно сделать из..?
  • Анализ Интерпретационные Почему?
  • Синтез Творческие вопросы Что будет, если..?
  • Оценка Оценочные Как вы относитесь ?

Таксономия (от др. греч. – расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, достаточно популярна в мире современного образования. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.

Шесть лепестков – шесть типов вопросов.

  1. Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Их часто формулируют на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.
  2. Уточняющие вопросы . Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи человеку относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что...?».
  3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы . Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.
  4. Творческие вопросы . Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в мире, если бы у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»
  5. Оценочные вопросы . Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д.
  6. Практические вопросы. Всегда, когда вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы его будем называть практическим. «Где вы в обычной жизни могли наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».

Опыт использования этой стратегии показывает, что учащиеся всех возрастов (начиная с первого класса) понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры). Ромашка Блума Обсуждение

Некоторые из примеров. Оценка судить, ценить, выбирать, расценивать, определять, подсчитывать, измерять, осуждать Синтез формулировать, обучать, разрабатывать, развивать, переопределять, предлагать, создавать Анализ отличать, дифференцировать, рассчитывать, оспаривать, относить, сравнивать, экспериментировать, противопоставлять, изучать

Применение демонстрировать, назначать, выполнять, очерчивать, применять, использовать, заниматься Понимание пересматривать, идентифицировать, обсуждать, располагать, признавать, пересматривать, объяснять, рассказывать, прояснять Знание вспоминать, определять, утверждать, перечислять, повторять, называть, рассказывать, представлять, находить Уровень мышления

Примеры вопросов

Знания и понимание

  • Что? Кто? Когда? Какой пример для Х? Что имеется в виду …..? Как по-другому объяснить..? Является ли это примером для …? Могу ли я описать х своими словами?

Применение

Как это применяется? К чему это относится? В каких ситуациях …? Анализ Почему? Как? Какова причина для ... ? Какие факты подтверждают вывод? Каковы причины…? Насколько они подходят друг другу?

Синтез

  • Если встретится x, тогда что дальше ? О каких событиях (о чем) предсказывает теория? Каковы мои собственные выводы на базе доступной информации? Как x связан с y?

Оценивание

  • Это хорошо или нехорошо и почему? Это целесообразно или нет и почему?

Учитель использует вопросы не только для того, чтобы протестировать знания, но и для того, чтобы предоставить возможность ученикам размышлять. Мы часто сосредоточены на том, чтобы подвести ученика к заранее определенному ответу. Исследователи обнаружили, что в среднем учитель ждет около 2 секунд перед тем, как либо повторить ответ, либо задать его другому ученику, либо уточнить самому. Однако необходимо увеличить это время до 7 секунд – это позволяет ученикам размышлять, корректировать свой ответ.

Увеличение времени на ответ может привести к увеличению таких параметров:

  1. Количество добровольных ответов.
  2. Частота вопросов учеников.
  3. Количество ответов от менее способных учеников.
  4. Частота дискуссионных ответов. Основная мысль модуля заключается в том, что преподаватель создает образовательную среду, благодаря которой ученик активно участвует в учебном процессе, а не пассивно принимает информацию. Преподаватель оказывает помощь.
Муканова Алия Шигибаевна04.04.2014 42730 Я иду на урок...
Всего комментариев: 0
avatar