РАЗРАБОТКИ

Другие модули


"Хирургия" А. П. Чехова - юмористический рассказ. Урок литературы в 5 классе.

Урок литературы в 5 классе «Хирургия» А. П. Чехова - юмористический рассказ.

Учитель русского языка
МОУ «СОШ №8» села Елизаветинского
Ковалева Л. П.

Урок литературы в 5 классе по теме «Хирургия» А. П. Чехова – юмористический рассказ" можно провести, не тратя много времени на подготовку. Анализируя произведение, делая выводы, ученики впервые знакомятся с героями, которые хотят в жизни сыграть роль выше той, что ему предназначена. Если такую работу продолжать далее, пусть даже эпизодически, то дети будут подготовлены к восприятию образа Хлестакова (произведение Н. В. Гоголя «Ревизор») и понятия хлестаковщины.

Тема урока – «Хирургия» А. П. Чехова – юмористический рассказ.

Цели урока

  1. Уяснить, почему «Хирургия» А. П. Чехова – юмористический рассказ.
  2. Формирование умений учащихся анализировать текст художественного произведения.
  3. Формирование умений заниматься исследовательской деятельностью.
  4. Воспитание культуры речи, культуры поведения.

Оборудование – плакаты с выписками из словаря С. И. Ожегова.

Фельдшер – лицо со средним медицинским образованием.

Доктор – лицо с высшим медицинским образованием.

Ход урока.

.Слово учителя.

На дом вам было задано прочитать рассказ А. П. Чехова «Хирургия». Сегодня на уроке мы будем доказывать, что «Хирургия» - юмористический рассказ. Вспомним, что такое юмор. Правильно, юмор – это изображение чего-нибудь в смешном виде. А что изображал А. П. Чехов в своем рассказе? (Ребята отвечают). Внимательно ли вы прочитали рассказ? Чтобы узнать это, проведем викторину.

  • Какими словами начинается рассказ?
  • Почему больных принимает фельдшер, а не доктор?
  • Как фамилия фельдшера?
  • Как зовут фельдшера?
  • Сколько лет Курятину?
  • Как фамилия дьячка?
  • Что советовал прикладывать Отец диакон Вонмигласову?
  • Как помогала лечить зуб Гликерия Анисимовна?
  • Какие инструменты называл Курятин?
  • Назовите тему рассказа.

Учитель. Вы хорошо выполнили домашнее задание. Некоторые из вас поучили дополнительное задание: подготовить инсценирование эпизода, в котором фельдшер удаляет зуб дьячку. (Ученики исполняют сценку).

Учитель. Спасибо, ребята. Определите основную мысль рассказа. Правильно, «Коли не умеешь… так не берись». Кто ее выразил? Как вы думаете, почему именно дьячок высказал ее? Вы затрудняетесь ответить. А ответ спрятан в значении фамилии Вонмигласов. Вонмигласов означает «услышь меня», то есть «услышь голос Божий». Дьячок выражает основную мысль, потому что он священник, а наша духовность берет начало из христианской религии. У А. П. Чехова все фамилии «говорящие». Что означает фамилия Курятин? Обратимся к фразеологическому словарю. Найдите фразеологизм со словом курица.

- Мокрая курица.
- Что означает «мокрая курица»?
- «Жалкий человек».
- Курятин – жалкий человек. А почему? Кто он?

Фельдшер. Обратите внимание на выписку из словаря С. И.Ожегова. Кто такой фельдшер? Лицо со средним медицинским образованием. А что означает слово доктор? Лицо с высшим медицинским образованием. Доктор, как вы правильно поняли, уехал жениться. Фельдшер во время его отсутствия захотел сыграть роль доктора. Получилось это у него? Нет. Мы сегодня должны выяснить, почему Курятин не смог сыграть роль врача.

- Найдите в тексте место, где говорится о том, как одет герой. («В поношенной жакетке, в истрепанных брюках»). Соответствует ли его одежда виду врача?
- Найдите в тексте портрет Курятина. («выражение чувства долга и приятности»).
- Как ведет себя фельдшер? («зевает, курит сигарету, распространяющую зловоние). Соответствует ли такое поведение поведению врача? Нет, не соответствует.
- Какова речь героя? Найдите в тексте его характерные слова и выражения. (А – а – а, мое вам», «хирургия – пустяки, «раз плюнуть»). Как речь Курятина характеризует его? (Речь глупого, необразованного человека, не соответствует речи врача). Во время аналитической беседы делаем с детьми записи на доске и в тетрадях.

Характеристика фельдшера Курятина.

Цитата. (Что сказано). Прием. О чем это говорит?

Курятин. Значение фамилии. Жалкий человек.

В поношенной жакетке, в истрепанных брюках» Одежда. Не соответствует внешнему виду врача..
«выражение чувства долга и приятности». Портрет. Хочет сыграть роль доктора.
«зевает, курит сигарету, распространяющую зловоние Поведение. Не соответствует виду врача.
А – а – а, мое вам», «хирургия – пустяки, «раз плюнуть») Речь. (Речь глупого, необразованного человека, не соответствует речи врача

Делаем вывод. Курятин – смешной, потому что хочет казаться культурным, образованным человеком, но его речь, поведение, одежда говорят о том, что он бескультурный, невежественный человек. Он смешон, потому что хочет сыграть роль выше той, которая ему назначена. (Фельдшер играет роль врача).

Путем аналитической беседы и поисковой деятельностью учащихся составляется характеристика Вонмигласова.

Характеристика Вонмигласова.
Цитата. (Что сказано). (Что сказано). О чем это говорит?
Вонмигласов. Значение фамилии. Служитель церкви.
«высокий, коренастый старик» Портрет. Внешний вид. Обыкновенный человек.
«правый глаз с бельмом и полузакрытый» Портрет. Больной, несчастный, жалкий.
«бородавка, издали похожая на большую муху» Деталь. Смешной человек.
Крестится на бутыль с карболкой. Поведение. Кощунственное поведение, не соответствующее поведению священника.
Доверяет фельдшеру удалить зуб. Поведение. Глупость.
Старославянские слова. Речь. Хочет казаться культурным.
Просторечные слова. Речь. Бескультурный, малообразованный человек.

Учитель. Делаем вывод о характере Вонмигласова, прочитав слова из третьей колонки. Вонмигласов – служитель церкви, Это обыкновенный человек, больной, несчастный и жалкий. Он смешон, потому что его кощунственное поведение не соответствует поведению священника. Кроме того, он глупый, бескультурный, малообразованный человек, но хочет казаться культурным, умным, образованным.
Как вы убедились, А. П. Чехов показывает своих героев смешными. Каким образом он это делает? Обратите внимание на то, что записано у нас во второй колонке. Прочитайте. Что из этого следует?
Вывод: писатель показывает своих героев смешными при помощи описания одежды, портрета, поведения героя, его речи. А также при помощи «говорящих» фамилий.
Итак, поработав с текстом (закрепление), ответим на вопросы:
- Смешные ли герои?
- Каким образом показал нам это А. П. Чехов?
- Над чем смеется писатель?
Ребята, бывает ли так, что мы выглядим смешными? Хотите ли вы, чтобы над вами смеялись? Что для этого надо делать? Что бы вы посоветовали Курятину? Вонмигласову? Какой должна быть речь грамотного человека? ( Учащиеся отвечают).
Групповое задание.
Карточка 1. (Задание 1 группе).
Замените фразу «_А- а – а…мое вам» на более удачную.
1. Заходите, пожалуйста. На что жалуетесь?
2. Приветствую вас. Рассказывайте, а я пока покурю.
3. Что скажешь, дружок? Где болит?

Карточка 2.
Замените фразу «Вырвать его нужно» на более удачную.
1.Его нужно выдернуть.
2. Его нужно вытащить.
3. Его нужно удалить.

Подведение итогов урока.
- Что мы сегодня узнали нового? (Значение некоторых слов, приемы юмористического рассказа, на примере рассказа А. П. Чехова).
- Чему мы учились? ( Работать с текстом, составлять таблицу и работать с ней).

- Если мы захотим написать юмористический рассказ, нам нужно:
1. Придумать фамилию.
2. Описать лицо, одежду, обувь героя.
3. Показать речь героя.
Сегодня мы работали в роли критиков. Попробуйте себя в роли писателя и сочините юмористический рассказ.
Литература.
Урок разработан несколько лет назад и проводится мною по данному конспекту. Готовясь к уроку, проштудировала все статьи об А. П. Чехове и конспекты уроков в журналах «Литература в школе» с 1993 года. Конспект урока я составляла сама, пользуясь некоторыми материалами своих коллег. За что я им очень благодарна.

Ковалева Любовь Петпрвна06.11.2011 559047 Я иду на урок...
Всего комментариев: 7
avatar
0
1

клаасс
avatar
0
2

Спасибо. Очень рада, что Вам понравилось.
avatar
0
3

Классно.
avatar
0
4

Спасибо.
avatar
0
5

СУПЕР
avatar
0
6

Спасибо,
avatar
0
7

Спасибо!
avatar