РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Безопасность учащихся в здании школы

Безопасность учащихся в здании школы

Введение

Проблемы обеспечения безопасности здоровья учеников в настоящее время приобретают наиболее актуальное значение и становятся приоритетными как в государственной, так и в региональной политике в сфере обеспечения жизнедеятельности.

Анализируя случаи травматизма в школах города за последний год, мы видим, что наряду с недостатками в работе учителей, просчетами администрации в контроле за соблюдением правил техники безопасности, основной причиной является личная недисциплинированность учащихся. Проявление личной недисциплинированности показывает не видение учащимися опасностей, которые подстерегают их в здании школы. Несмотря на то, что каждую неделю на классном часе проводится беседа по предупреждению различных видов детского травматизма, количество травм не уменьшается. В чем же причина? Я попробую разобраться в этом в своей работе. А также предложить вариант, как сделать так, чтобы учащиеся в школе знали наиболее опасные места и сами следили за своей безопасностью.

Таким образом, стабильное число случаев травматизма в зданиях школ и необходимость бороться с этим обусловили выбор темы работы «БЕЗОПАСНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ЗДАНИИ ШКОЛЫ».

Задачи исследования:

  • выявить путем статистического анализа травм в школах Харькова за прошедший год наиболее распространенные травмы, проанализировать их причины;
  • описать наиболее опасные места в здании школы;
  • предложить стенд по предупреждению травматизма в здании школы, созданный учащимися для учащихся;
  • разработать буклет по предупреждению травматизма в здании школы; создать занимательную книжечку для младших школьников, чтобы они могли познакомиться с правилами поведения в опасных местах школы.

РАЗДЕЛ І. Травматизм в школах как одна из проблем образовательных учреждений Харькова

1.1. Анализ статистических данных о травматизме в школах г.Харькова

Анализ данных по изучаемому вопросу показал, что в имеющихся работах по проблеме детского травматизма, в основном находит отражение дорожно-транспортный травматизм. Безусловно, данному аспекту необходимо уделять особое внимание, но, по мнению ряда исследователей, данный вид травм составляет в структуре травматизма всего 3-6%, а самыми распространенными среди детей являются бытовые , уличные и школьные травмы, которые занимают в структуре травм от 80% до 86%.

Наиболее неблагоприятная ситуация с травматизмом складывается в крупных городах, где доля детского населения среди пострадавших составляет свыше 40%.

Одновременно с ростом травм среди городского детского населения отмечается тенденция увеличения их тяжести.

Среди населения бытует мнение о том, что лечение повреждений у детей заканчивается благополучно. Это не так. Последствия ряда травм (послеожоговые рубцы, сужение пищевода после химических ожогов, повреждения глаз, повреждения ростковых зон кости) в 18—20% случаев приводят к инвалидности детей. Легкие травмы также нередко вызывают патологические изменения в организме и в той или иной степени ограничивают функциональные возможности ребенка.

Актуальность проблемы усиливает факт того, что высокие показатели распространенности детского травматизма сопровождаются отсутствием современных подходов к профилактике травм.

Я проживаю в Коминтерновском районе г. Харькова. Недалеко от меня находятся ГКБ № 17, № 2 и ГДП №1.

По данным статистического отдела поликлиники № 2 КП ХГКБ за последние 3 года в районе обслуживания зарегистрировано 2235 травм у детей и взрослых:

  • в 2011 году было зарегистрировано 642 случая травм;
  • в 2012 году их количество возросло на 17,4% и составило 754 случая травм различных локализаций и тяжести;
  • за 12 месяцев 2013 года произошло 839 травм, что на 85 случаев больше, чем за аналогичный период 2012 года. Бытовые травмы составили 99,8% от всех травм;

Рост травматизма по району за 2013 год составил 11,3%.
В структуре травматизма раны и ушибы различных локализаций составили 17,6% (148 случаев), переломы верхних конечностей - 41,2 % (346 случаев), переломы нижних конечностей – 25,3% (212 случаев), вывихи и растяжения связок - 14,5 % (122 случая).

Среди травм наиболее тяжелые повреждения получены в результате ДТП. На 2-м месте по тяжести стоят повреждения, полученные в быту и на улице. Значительно возрос травматизм, связанный с применением в быту мощных электроинструментов (перфораторы, дрели, пилы-«болгарки»).

Из основных причин травматизма медики выделили следующие: Нарушение правил техники безопасности при работе с механизмами. Это касается не только случаев производственных травм, но и травм, полученных в быту, в связи с распространенностью и доступностью бытовых приборов и силовых инструментов, представляющих опасность при работе с ними, в отсутствие должной квалификации и навыков;

  • несоблюдение мер «самобезопасности» при передвижении по улице в гололед, по пересеченной местности;
  • отсутствие должного порядка в содержании бытового хозяйства;
  • отсутствие воспитания у детей «травматической настороженности»;
  • низкий уровень физической подготовки у детей и подростков.
  • нарушения в организации учебно-тренировочных занятий и соревнований:
    • неудовлетворительное состояние мест занятий и соревнований;
    • неудовлетворительное состояние спортивного инвентаря и оборудования;
    • несоблюдение методик тренировок, форсирование нагрузок;
    • нарушение дисциплины во время тренировок и соревнований;
    • недостаточный медицинский контроль за спортсменами;
  • в случае ДТП все причины травм сводятся к нарушению правил дорожного движения, как со стороны водителей, так и со стороны пешеходов;
  • низкий культурный уровень среднестатистического жителя нашего города.

1.2. Виды, статистика и возрастная структура школьного травматизма

Известно, что любая травма у ребенка – это стресс (та же травма!) для его родителей. Если же ребенок был травмирован в школе, серьезным переживаниям подвергается педагог, на уроке которого произошло ЧП, администрация, а подчас и весь школьный коллектив.

Травмой (греч. trauma — повреждение, ранение) называют нарушение анатомической целостности или физиологических функций тканей или органов человека, вызванное внезапным внешним воздействием.
[3, с. 38].

В возрастном аспекте наиболее «травмируемым» является возраст от 6 до 14 лет, что связано с повышенной эмоциональностью и недостаточно развитой способностью к самоконтролю. Наибольшее количество травм падает на критические возрастные периоды (3, 7, 11–12 лет), когда дети становятся капризными, раздражительными, часто вступают в конфликт с окружающими, у них возникает отрицательное отношение к ранее выполняемым требованиям, доходящее до упрямства и негативизма.

Вместе с тем, помимо возраста, существует ряд повторяющихся особенностей, характеризующих часто травмируемых детей. По данным О.В. Воробьевой[ цит. по 5], это дети, имеющие высокую склонность к риску, двигательно расторможенные, возбудимые, эмоционально неустойчивые, склонные к частым переменам настроения, неадекватно ведущие себя в стрессовых ситуациях. Как правило, такие дети несамокритичны, часто переоценивают свои способности и возможности. Анализ источников, посвященных изучению травматизма, обнаружил некоторые общие показатели предрасположенности к опасности. К таким показателям следует отнести в первую очередь эмоциональные свойства и качества темперамента. Подверженности несчастным случаям способствуют низкий уровень внимания (концентрация, распределение и переключение), недостаточная сенсомоторная координация, малая наблюдательность (осмотрительность), низкая выносливость, а также чрезмерно высокая (или низкая) склонность к риску.

Для анализа психофизиологических особенностей травмированных детей школьного возраста важны частота повторных травм и их взаимосвязь с возрастом ребенка. Наиболее высокий процент повторных травм отмечается у детей в возрасте от 7 до 10 лет. [5, с. 8] Это, по-видимому, объясняется тем, что в первые годы обучения в школе дети менее приспособлены к новым условиям, в том числе относительно сложным физическим упражнениям.

Большинство исследователей считают, что личностные качества развиваются и формируются в деятельности, под непосредственным воздействием социальной среды. Поэтому показатель защищенности человека или, наоборот, его склонности к опасности является не столько врожденным качеством, сколько результатом развития этих личностных качеств.

С точки зрения В.П. Немсадзе, ситуации, в которых дети получают травмы, остаются неизменными, поэтому можно назвать несколько десятков типовых ситуаций, приводящих к наиболее тяжелой травме. [12,с. 5].
Я считаю, что необходимо всю работу организовать так, чтобы у целого поколения людей был выработан стойкий стереотип поведения в таких ситуациях, заниматься профилактикой главным образом тех видов травм, которые приводят к наиболее тяжелым последствиям, и тех механизмов, которые являются наиболее типичными.

1.3. Основные психологические причины травматизма (поведение самого ребенка, получившего травму). Способы их устранения

Причинами травм могут являться нарушения правил и инструкций по безопасности, нежелание выполнять требования безопасности, неспособность их выполнить. В основе этих причин травматизма лежат психологические причины.

Психологические причины возникновения опасных ситуаций можно подразделить на несколько типов:

  1. Нарушение мотивационной части действий человека, которое проявляется в нежелании действия, обеспечивающего безопасность. Эти нарушения возникают, если человек недооценивает опасность, склонен к риску, критически относится к техническим рекомендациям, обеспечивающим безопасность. Причины этих нарушений действуют, как правило, в течение длительного времени или постоянно, если не принять специальных мер для их устранения.
  2. Нарушения мотивационной части действий могут иметь временный характер, связанный, например, с состоянием депрессии.
  3. Нарушение ориентировочной части действий человека, которое проявляется в незнании норм и способов обеспечения безопасности, правил эксплуатации оборудования.
  4. Нарушение исполнительской части действий человека, которое проявляется в невыполнении правил и инструкций по безопасности из-за несоответствия психофизических возможностей человека (недостаточная координация движения и скорость двигательных реакций, плохое зрение, несоответствие роста габаритам оборудования и т. д.) требованиям данной работы.

Такое подразделение психофизиологических (психофизических) причин позволяет наметить основные способы их устранения.

Для устранения причин мотивационной части необходимо осуществлять пропаганду, воспитание и образование в области безопасности.

Для устранения причин ориентировочной части — обучение, выработку навыков и приемов безопасных действий.

В немалой степени психологической причиной повышенного травматизма является то обстоятельство, что в молодом возрасте люди склонны к недооценке опасности, повышенному риску, необдуманным поступкам.

Однако, несмотря на разнообразие психологических причин, следует акцентировать внимание на причинах осознанного нарушения правил безопасности.

  • Экономия сил — свойственное человеку желание достигать цели с наименьшей затратой сил, энергии.
  • Экономия времени — стремление быстрее выполнить порученную работу, а сэкономленное время использовать в личных целях.
  • Безнаказанность (экономическая и административная) нарушений требований и правил безопасности со стороны руководства.
  • Безнаказанность (физическая и социальная) — отсутствие у ребенка травм в течение длительного времени и осуждения нарушений правил безопасности со стороны остальных членов трудового коллектива приводит к осознанному пренебрежительному отношению к опасности.
  • Самоутверждение в глазах окружающих, желание нравиться им заставляют человека пренебрегать опасностью и даже бравировать этим. Такие расхожие фразы, как «риск — благородное дело», «кто не рискует, тот не живет», «кто не рискует, тот не пьет шампанского» способствуют пренебрежительному отношению к опасностям.
  • Стремление следовать групповым интересам и нормам. Это происходит, если в классном коллективе нарушение правил безопасности поощряется.
  • Ориентация на идеалы, причем идеалами могут быть и нарушители требований безопасности.
  • Привычка работать с нарушениями, которая может быть приобретена человеком вне школы.
  • Самоутверждение в собственных глазах, как правило, характерно для неуверенных в себе людей.
  • Переоценка собственного опыта приводит к тому, что человек пренебрегает правилами безопасности в надежде, что опыт поможет ему быстро принять меры для предотвращения аварии и несчастного случая, покинуть опасную зону.
  • Стрессовые состояния человека заставляют его умышленно делать рискованные действия, которые, как он считает, помогут снять стресс. Человеком в такие моменты в большей степени движут эмоции, а не разум.
  • Склонность к риску, потребность риска характерна психологической структуре некоторых людей. Они испытывают удовольствие от чувства риска.

Я считаю, что учащиеся должны знать об этих причинах и понимать, что ничего нового и необычного они не делают, если вдруг решат рискнуть и нарушить правила безопасного поведения в школе, что все их, как им кажется, необычные поступки давно описаны и даже классифицированы в научной литературе.

1.4. Другие причины травм. Их предупреждение

1.4.1. Травмы вследствие неправомерных действий сверстников

Вторая группа причин, обуславливающих треть всех детских травм, зависит от действий окружающих ребенка сверстников. Результаты исследования показали, что чаще дети травмируют сверстников во время игры (20% случаев) либо непреднамеренно вне игры (30%), как правило, не замечая их (например, наталкиваются на других, бегая).
Особое внимание, на мой взгляд, следует обратить на случаи, связанные с поведением, содержащим элемент физического насилия по отношению к окружающим, а иногда и с целенаправленным стремлением причинить боль и показать свое физическое превосходство (свыше 40% травм). Отмечена тревожная тенденция увеличения количества травм, полученных подростками в результате драк.

1.4.2. Травмы вследствие недосмотра взрослых

Третья группа причин возникновения травмоопасных ситуаций, а затем и травм детей (около 25% от их общего количества) связана с действиями либо бездействием взрослых.

В большинстве случаев такие травмы обусловлены недосмотром за детьми и отсутствием контроля за их поведением. Необеспечение безопасной среды – также относится к наиболее распространенным ошибкам, вследствие которой происходит 25% травм, относящихся к данной группе. Но полностью усмотреть за всеми детьми невозможно, это понятно каждому. Учитель не может одновременно находиться в классе, в коридоре, в туалете и в столовой, и даже будучи на своем посту, следя за детьми, учитель все равно не может предвидеть все травмы. Я сам видел, как младшие школьники падали на ровном месте возле учительницы и больно ударялись.

Поэтому, я считаю, что каждый ребенок должен осознанно заботиться о своей безопасности, оберегая свое здоровье и не подвергая стрессу своих родителей и учителей.

РАЗДЕЛ ІІ. Формы и методы профилактики детского травматизма в школе

2.1. Кто обеспечивает безопасность учебного процесса школьников?

Грамотная организация службы охраны труда в образовательном учреждении является обязательным условием эффективного образовательного процесса, способствует профилактики детского травматизма.
Основным условием грамотной, следовательно, и эффективной, организации службы охраны труда в образовательном учреждении является распределение обязанностей среди администрации и педагогического коллектива.

2.2 Обучение охране труда учащихся

В любой школе есть инструкции по охране труда.

С детьми проводятся различные виды инструктажа:

  • вводный;
  • первичный;
  • повторный;
  • внеплановый;
  • целевой.

Вводный инструктаж – самый первый. Цель этого инструктажа — ознакомление учащихся с общими правилами охраны труда и техники безопасности, пожарной безопасности, санитарии, с правилами внутреннего распорядка, поведения на территории учебного заведения, с вопросами профилактики производственного травматизма, организацией работы в учебном заведении по охране труда.

Первичный инструктаж проводится перед первым допуском к работе. Инструктаж проводится непосредственно на рабочем месте. Цель этого инструктажа — ознакомление учащихся, с требованиями безопасности при выполнении конкретной работы. Проводят инструктаж индивидуально с учащимся (студентом), сотрудником в виде беседы и с практическим показом безопасных приемов и методов работы. В школе первичный инструктаж проводится с учащимися, например, в начале урока труда.

Повторный инструктаж проводится не реже раза в полгода. Цель этого инструктажа — напоминание о безопасных приемах и методах работы, повторение и закрепление правил и инструктажей по охране труда.

Внеплановый инструктаж проводится в следующих случаях:

  • при введении в действие новых правил;
  • при изменении технологического процесса;
  • при перерывах в работе;

Целевой инструктаж с учащимися проводится при проведении экскурсии, организации массовых мероприятий (спортивные мероприятия, походы).

О проведении указанных инструктажей делают запись в журнал регистрации. При регистрации внепланового инструктажа указывают причину его проведения.
Проверка знаний является необходимой составляющей обучения и инструктажа. Проверка знаний осуществляется в виде тестов.

Итак, инструктаж является важным условием обеспечения безопасности учебного процесса и, следовательно, предупреждения травматизма. Его нужно внимательно слушать, а если что-то показалось непонятным, спросить, когда учитель закончит инструктаж.

2.3 Пропаганда безопасных методов обучения

Цель пропаганды безопасности в школе – внедрение в учебно-воспитательный процесс современных средств техники безопасности, создание условий для безопасного обучения.

Для этого разрабатывают памятки и инструкции по охране труда и технике безопасности, используют различные плакаты, предупредительные надписи, создают кабинеты и уголки по охране труда. Эффективность этой работы во многом зависит не только от учителя, но и от детей.

Инструкции и памятки бывают двух видов: одни предназначены для выдачи на руки учащимся, другие для ознакомления в учебных кабинетах, например, труда, физики, химии, биологии. В них кратко изложены требования правил труда и технике безопасности по отдельным видам работ.

Большое значение в борьбе с травматизмом имеют различные формы агитационно-массовой работы по охране труда: классные часы на различную тематику по предупреждению отдельных видов детского травматизма, конкурсы, лекции, беседы, взаимные проверки, экскурсии в другие учреждения и на специальные тематические выставки. Эти формы особенно эффективны тогда, когда школьники являются их инициаторами. Например, распределение учеников старших классов для дежурства на переменах, запрещение выхода обучающихся из стен школы во время учебных занятий без уважительной причины.

В нашей школе каждый класс, начиная с 7, дежурит в течение недели. Под наблюдением дежурных учеников и дежурного учителя находятся столовая, коридоры, лестничные пролеты, часть коридора возле санузлов, вестибюль школы; в конце уроков учителя организованно выводят детей и дети покидают школу; дежурные ученики приглашают учителей в вестибюль, если их кто-то спрашивает; посторонние, в том числе родители, перемещаются по школе с учителями, к которым пришли; в течение учебного дня школа закрыта и учащиеся не могут самостоятельно покинуть помещение школы.

Также с учащимися начальных классов на переменах проводятся подвижные игры, чтобы малыши могли выплеснуть свою энергию, также учащиеся начальной школы получают оценку за поведение в конце каждой недели.

В каждом учебном кабинете есть уголок здоровья, оформленный детьми по сезону, например, в феврале актуальной была тема «Предупреждение детского травматизма на водных объектах».

Поэтому я предложил повесить в школе интересный стенд о правилах поведения (приложение 1) (согласитесь, рассмотреть его намного интереснее, чем читать правила в конце дневника), вместо всем известных правил разработал буклет, который каждый учащийся может взять домой и обговорить вместе с родителями (приложение 2), а для малышей нашел в системе Интернет занимательные стихи, и составил книжечку-памятку (приложение 3).

Выводы

В данной работе я рассмотрел основные вопросы, касающиеся профилактики детского травматизма в школе. Проанализировал соответствующую литературу. Следует отметить, что литературы по вопросам охраны труда достаточно, а конкретно по предупреждению детского травматизма в школе очень мало. Но директор и его заместители, отвечающие за профилактику детского травматизма, самостоятельно разрабатывают систему мер, способствующих предупреждению детского травматизма.

Путем статистического анализа травм в школах Харькова за прошедший год были выявил наиболее распространенные травмы, проанализировал их причины, описал наиболее опасные места в здании школы;
Я предложил стенд по предупреждению травматизма в здании школы, созданный учащимися для учащихся; разработал буклет по предупреждению травматизма в здании школы; сделал для каждого класса начальной школы занимательную книжечку, чтобы младшие школьники в доступной форме могли познакомиться с правилами поведения в опасных местах школы.

Следовательно, задачи, обозначенные в начале работы, выполнены.
Но проблема детского травматизма будет актуальной всегда, значит необходимо регулярно проводить мероприятия по профилактике детского травматизма, разрабатывать новые формы и методы, интересные для учеников.

Список использованной литературы

  1. Безопасность жизнедеятельности. Учеб. Пособие. Часть 2. //Под ред. проф. Э.А. Арустамова. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999.
  2. Гейц И.В. Охрана труда: Учебно-практическое пособие. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004.
  3. Денисенко Г.Ф. Охрана труда: Учеб. пособие для инж.-экон. спец. вузов. – М.: Высш. шк., 1985.
  4. Сапронов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности. Учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Изд. Центр «Академия», 2003.
  5. Дик Н.Ф. Безопасность образовательного процесса и охрана труда в школе, лицее. – М.: Феникс, 2007. – 344 с.
  6. Масленников М.М. Организация работы по охране труда в образовательном учреждении. – М.: АРКСТИ, 2003.
  7. Огарков А.А. Инструкции по охране труда и технике безопасности в школе. – М., 2005.
  8. Охрана труда в образовательных учреждениях: Справочник. Кн.1. - М.: ИФ «Образование в документах», 2004.
  9. Цыганков С.Н. Охрана труда в школе. Система работы руководителя. – М.: Учитель, 2007. – 303 с.
  10. Выголова О.В. Травматизм детей школьного возраста и его профилактика. Медико-педагогические аспекты здоровья детского населения. – Вологда: Межвузовский сборник научных трудов, 1995.
  11. Горлов Н.Н. Система профилактики травматизма у детей: психологические аспекты // Педиатрия. – 1991, № 1.
  12. Немсадзе В.П., Шастин. О методических основах профилактики детского травматизма // Школа здоровья. – 1997, № 2.
  13. Ступницкая М.А. Травматизм у детей школьного возраста: причина и профилактика // Школа здоровья. – 2001, № 4.
  14. Трибуна Л. Формирование культуры безопасности в школе. // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2004. - №2.
Абазина Людмила Владимировна09.08.2014 73460 Безопасность детей
Всего комментариев: 0
avatar