РАЗРАБОТКИ

Другие модули


«Роль интернета в работе педагога»

«Роль интернета в работе педагога»
Следует поддержать развитие сетевых педагогических сообществ,
интерактивных методических кабинетов – словом, всего того,
что формирует профессиональную среду.
В. Путин

В настоящее время процесс обучения в образовательных учреждениях в условиях модернизации образования приобретает все более инновационный характер.

Должны измениться содержание и технологии школьного образования, условия образовательного процесса. Должен измениться и учитель как ключевая фигура в системе образования. Эти направления изменений очень точно сформулировал в своем Послании президент, и именно они получили свое развитие в Образовательной инициативе «НАША НОВАЯ ШКОЛА».

В России не первый год реализуется государственная программа информатизации образования - оснащение школ компьютерами, мультимедийными программами и доступом в Интернет.

На сегодняшний момент можно констатировать факт того, что система российского образования переживает период активного обучения учителей работе как самим ИКТ, так и собственно работе в Интернет. В то же время, прошедшие годы убедительно доказали, что успешное разрешение многих проблем, встающих перед современным учителем и любым другим работником образования в деле использования Интернет-технологий в управлении и учебно-воспитательном процессе, возможно лишь при тесном взаимодействии с коллегами. При этом происходит информационный обмен "удачами" и "просчетами" в этой области, ежедневно возникающими в школе; проводится совместная творческая работа учителей и учащихся над проектами - исследовательскими, творчески-продуктивными, способными обогатить и сделать значимой учебную деятельность школьников, повысить профессиональный уровень учителя.

Единственный способ помочь активизации взаимодействия всех участников образовательного процесса - создание общероссийского ресурса, способного объединить в масштабах страны в единое информационное поле учителей и учащихся в единой образовательной сетевой деятельности - "профессиональное сетевое сообщество".

Что такое профессиональное сетевое сообщество? Как создаются сетевые сообщества? Каковы цели сообществ? Что они дают учителю?


На эти и другие вопросы мы сегодня постараемся с вами ответить в ходе выступления.

Итак, что такое профессиональное сетевое сообщество.

Интенсивное развитие информационных технологий меняет современный мир, меняются формы общения людей. Электронная почта, факсимильная и сотовая связь позволяют в считанные секунды получить или отправить информацию с любой точки земного шара. Люди становятся ближе друг к другу, характер взаимоотношений меняется: ускоряется процесс обсуждения и принятия решений по многим вопросам, расширяется круг заинтересованных лиц. Интернет с его возможностями общения по электронной почте, участия в чатах, форумах, тематических видеоконференциях, семинарах способствует виртуальному объединению групп людей по интересам. В сети создаются профессиональные объединения и сообщества. Сетевое сообщество обозначает сообщество людей, общающихся между собой при помощи сети Интернет.

Сетевое педагогическое сообщество - это ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, педагогов, которые хотят поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, почерпнуть нужную информацию.

Цели сообщества:

  • обмен педагогическим опытом;
  • общение с коллегами различных регионов;
  • повышение квалификации;
  • получение новых знаний.

Признаки: коллектив единомышленников.

Виды:

  • Монопредметные;
  • Надпредметные;
  • Мультипредметные;
  • Федеральные, региональные, муниципальные, школьные

Формы деятельности:

  • дистанционное обучение в рамках сообщества;
  • общение в форумах, чатах;
  • создание веб-страниц, сайтов и т.д.

В сетевых педагогических сообществах используют следующие формы деятельности:

  • Обучающий семинар
  • Виртуальная конференция
  • Конкурс
  • Проект
  • Акция
  • Виртуальная вечеринка
  • "Мастерская"или мастер-класс
  • Опрос
  • Обсуждение в чате
  • Фестиваль проектов
  • Телеконференция
  • Проектировочный семинар

В сетевых педагогических сообществах, возможна поддержка активности, используя следующие средства:

  • Инструмент для создания дочернего сообщества, внутри основного;
  • Инструмент создания Вики страницы;
  • Блог;
  • Форум;
  • Форма обратной связи между членами сообщества (внутренняя переписка);
  • Фотогалерея;
  • Инструмент создания объявлений и сообщений;
  • и.т.д.

Задача сетевого сообщества - организовать дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса – администраторов образовательных учреждений, учителей-предметников, библиотекарей, а также учащихся. При создании необходимых условий все участники сетевого сообщества будут выступать в роли партнеров. Совместная деятельность в сетевых сообществах призвана приучить людей разного поколения думать и действовать при помощи сети.

Поговорим сегодня о профессиональных педагогических сетевых сообществах. Такие сообщества имеют определенное направление деятельности и конкретные задачи, такие как:

  • формирование личности, конкурентоспособной и успешной в электронной информационной среде;
  • совершенствование профессионального мастерства педагогических кадров различных уровней;
  • совершенствование системы учебно-методического обеспечения образования;
  • обеспечение широкому кругу заинтересованных лиц открытого доступа к информационным образовательным ресурсам и решению актуальных вопросов образования;
  • создание сетевого образовательного сообщества ученых, руководителей образования и педагогов, ведущих работу по формированию содержания образования и профессионального развития педагогов ;
  • создание модели многоуровневой адаптивной системы профессионального развития педагогов и их методической поддержки с помощью Интернет;
  • организация совместной деятельности педагогов, учащихся в единой образовательной информационной среде, развитие портальных технологий формирования информационно-образовательного пространства;
  • организация сетевых исследовательских лабораторий по надпредметным образовательным технологиям (информационная культура, библиотечное обслуживание педагогов и учащихся, самоорганизация педагога) и отражение результатов их деятельности в электронных изданиях и интернет-версиях средств массовой информации.


Что представляет собой профессиональная деятельность учителей в сети Интернет?


Важное направление профессиональной деятельности учителей в сети – это, прежде всего, деятельность, направленная на учащихся, на развитие интереса к предмету, на развитие их мышления, творчества, коллективизма. Роль учителя в организации учебной деятельности школьников в сети очень велика. Учитель организует своих учеников для участия в дистанционных олимпиадах, викторинах, конкурсах и направляет деятельность учащихся в телекоммуникационных проектах.

Среда современных сетевых сервисов дает возможность создавать учебные ситуации, в которых учащиеся могут естественным образом осваивать и компетентности, необходимые в XXI веке. В ходе сетевого взаимодействия возможно создание ЦОРов, их совершенствование, расширение спектра образовательных услуг. Существующие интернет-технологии позволяют учителю оперативно получать необходимую информацию, размещенную, в том числе и на сайтах образовательного назначения.

Не менее важное направление профессиональной деятельности учителей в сети – это деятельность, направленная на самих учителей, на их самообразование, деятельность, связанную с повышением квалификации.

В созданных в настоящее время сообществах педагогов отражены все сферы деятельности учителя в реальности – методическая подготовка к урокам, решение педагогических ситуаций, консультации профессионалов, самообразование, участие в Интернет – конкурсах, проведение методических семинаров.

Среда сетевых сообществ дает нам возможность обмениваться опытом с коллегами посредством электронной почты, web – конференции, форумов и чатов, помогает нам думать по-новому и воспитывать в себе толерантность, критическое и экологическое мышление. Здесь можно получить адекватную оценку своих материалов и своей профессиональной деятельности без предвзятостей, предубеждений. А это очень мощная психологическая поддержка, способствующая профессиональному росту. Ведь не секрет, учителю самому нужна мотивация. И работа в глобальной сети является мощным стимулом для творческого подхода к обучению, самосовершенствованию, повышению квалификации.

Идеи профессионального сетевого взаимодействия учителей как средства личностного роста, развития способностей, раскрытия индивидуальности, становления профессионализма педагога согласуются с идеями личностно-ориентированного подхода в образовании.

Сетевое взаимодействие проявляется в различных формах сетевой активности педагогов: создание образовательных сайтов в сети Интернет, совместная реализация программы повышения квалификации, представление инновационного опыта в сети, он-лайн общение и взаимодействие в профессиональных сетевых сообществах разного уровня. Учителя нашей школы освоили и такую возможность в Интернет, как дистанционное обучение и участие в педагогических творческих лабораториях в Вике-среде.

На страницах учителей, посвященных любому учебному предмету, можно найти:

  • минимумы или стандарты образования;
  • рекомендованные МО РФ или авторские программы;
  • примерные поурочные планы;
  • методические рекомендации по использованию компьютерных технологий и интернет-технологий на уроке;
  • методические рекомендации по преподаванию конкретных тем;
  • аннотации CD-ROM образовательного назначения и методики работы с ними;
  • интересные научные факты и открытия;
  • варианты контрольных, тестовых и лабораторных работ;
  • учебную и методическую литературу по предметам,
  • а также аннотации новых публикаций (как электронных, так и традиционной печатной продукции);
  • биографии ученых;
  • аннотированные ссылки на Интернет-ресурсы образовательного назначения;
  • интересные исследовательские работы учащихся;
  • информацию о конференциях, форумах, а также, новости сети; и многое-многое другое.

Таким образом, участие в сетевых сообществах дает нам возможность:

  • поделиться своим бесценным опытом в организации проектной деятельности детей (опубликовать и распространить его);
  • получить консультации по вопросам организации групповой работы детей в Интернете и использованию сетевых сервисов;
  • создать копилку профессиональных находок;
  • принять участие в семинарах, мастер-классах, дистанционных консультациях и тренингах по проблематике сообщества;
  • расширить круг профессионального общения;
  • обсудить возникающие профессиональные вопросы и проблемы;
  • поделиться своим мнением, интересными новостями, высказать пожелания, что не исключает горячих споров по интересующим собеседников вопросам;
  • повысить уровень самообразования, обучаясь в мастер-классах различного направления, в том числе изучение новейших ИКТ-технологий, для практического применения.

Профессиональные сообщества предполагают не просто пассивный просмотр материалов и ресурсов, а активное общение на профессиональной почве. Внутри сообщества единомышленников создана плодородная почва для профессионального самосовершенствования и роста педагога, для совместного, а значит, более объективного, обсуждения и решения возникающих ежедневно педагогических проблем. Начинающие педагоги могут получить квалифицированную практическую помощь, а опытные педагоги – поделиться своими наработками, идеями и широко проявить себя в различных проектах и конкурсах, инициированных сообществом.

Не смотря, что педагоги нашей школы находятся в самом начале пути участия в профессиональных сетевых сообществах, учителя уже имеют богатый опыт использования сети Интернет для поиска учебных материалов на сайтах образовательных учреждений, предметных сайтах учителей и, в свою очередь, пополняют информационную сеть своими материалами путём открытия личных страниц на сайте нашего образовательного учреждения.


Давно известна истина, что получение вузовского диплома не финиш, а старт. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Сегодня каждый педагог сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства.

На сегодняшний день еще существуют проблемы, стоящие на пути развития сетевого педагогического сообщества. Это в первую очередь пассивность, желание читать, получать информацию, но не публиковать свою. Зачастую людям есть что сказать, но они боятся сделать это. Или же просто они не видят смысла в обсуждении тех или иных проблем, возникает понимание того, что ничего нельзя изменить.

Еще одна проблема – занятость учителей и недостаточный уровень ИКТ-компетенции. Как показала практика, сетевые педагогические сообщества могут обеспечить методическую поддержку педагогов в области ИКТ. Создаются форумы, специальные рубрики, на которой учителя могут задать интересующие их вопросы по использованию ИКТ в учебном процессе вообще, и в частности о приемах работы в том или ином программном продукте.

Новые сервисы социального обеспечения, такие как блоги, форумы, сетевые конференции и мастер-классы и пр. радикально упрощают процесс сетевого творчества.

Итак, подводя итог моего выступления, хочу выразить, думаю, общее мнение о роли сетевого профессионального сообщества в системе повышения профессионального мастерства педагога: чем активнее каждый педагог будет работать в сети, чем быстрее он станет «сетевым учителем», тем дальше мы продвинемся по пути создания единого педагогического информационно-коммуникативного пространства. Создадим условия внедрения лучшего из достижений и находок коллег в повседневность обучения и воспитания. Это и есть самая реальная точка роста модернизируемого общества России на современном этапе.

Иняткина Алла Вячеславовна03.12.2012 54240 Вне урока
Всего комментариев: 0
avatar