РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Роль домашних заданий в развитии творческих способностей учащихся и ликвидации учебной перегрузки

Роль домашних заданий в развитии творческих способностей учащихся и ликвидации учебной перегрузки

В последнее время в педагогике стало расхожим выражение: синдром хронической усталости учащихся от учебной нагрузки. Статистика гласит, что 85% учащихся заканчивают учебные заведения физически ослабленными. Это положение усугубляется экономической нестабильностью в стране и в семьях, дети не получают полноценного питания. Педагогическая нагрузка составляет 6-7 часов в учебных заведениях, плюс выполнение домашнего задания 3-4 часа. В итоге учащиеся приходят домой «выжатыми», а их еще ждет огромный объем домашней работы, обычно рутинной- повторить то что уже изучили.

Получается парадоксальная ситуация с умственным развитием учащихся. С одной стороны каждый преподаватель старается дать ребенку как можно больше знаний на своем предмете, применяет различные методы развивающего обучения, потому что каждый из нас «зажат» в рамки учебной программы. С другой стороны, давая многочисленные домашние задания, результат сводится к нулю, потому что ученики выполняют домашние задания поверхностно, не имея ни времени, ни сил вникнуть в суть вопроса, задания, а зачастую и вовсе не выполняют.

Человеческий мозг устроен так, что левое полушарие усваивает вербально-знаковую информацию, т.е. работа памяти, зрения, слуха. Именно эта часть головного мозга нагружается в процессе обучения на уроках. А вот правому полушарию, где находятся центры образного и творческого мышления, дается значительно меньшая нагрузка. Этот перекос обуславливает быстрое переутомление учащихся и низкий уровень работоспособности, апатичное настроение, равнодушие.

Для предотвращения подобной ситуации я на своих уроках стараюсь моделировать процесс активной личной деятельности учащихся, основанный на творческом процессе. Примером является эвристическая беседа при изучении нового материала, когда преподаватель помогает учащимся самим сделать вывод на основе изложенных фактов и причин, т.е. причинно-следственные выводы. При эвристической беседе стараюсь вопросы ставятся так, чтобы плавно «ввести» учащихся в новый материал и довести их размышления до нужной формулировки вывода- они сами разобрались в новом материале. Применение проблемного обучения, связь с современностью. Эти методы обучения способствуют приобретению положительного мотива к обучению у учащегося. Похвала, чуть завышенная оценка – это положительный опыт, который хочется повторить учащимся на следующем уроке и являются хорошим стимулом для выполнения домашнего задания.

Как на уроках, так и при домашних заданиях, применяю развивающие методы обучения, используя не стандартную схему, а творческое мышление учащихся, т.е. задаю интересные задания. В современный период дети много времени проводят у компьютера, я это использовать для приготовления сообщений об историческом факте, личности. Только не заставляю прочитать на уроке, а прошу сделать сообщение, что запомнил интересного, что понравилось, почему и обязательно стараюсь обсудить это сообщение с учащимися на уроке.

Наши учащиеся еще дети, поэтому широко применяю игровые формы при задании на дом, такие как, изготовление исторического лото по датам, историческим личностям и событиям. При изготовлении которых, учащиеся обязательно прочтут и конспект и заглянут в учебник. Такая деятельность учащихся снимает учебную нагрузку при выполнении домашнего задания и развивает творческие способности. Один из известных философов как-то заметил, что образование- это то, что остается в сознании ученика, когда все выученное забыто. А остаться должно творческое умение, необходимое для самостоятельной познавательной и практической деятельности. Каждый человек должен знать, прежде всего, где найти нужную литературу по теории и применить в своей практической деятельности это теоретическое знание. Именно этой точки зрения я стараюсь придерживаться в своей работе, не обязательно знать в каком году Петр-1 проводил реформы- наизусть, но надо знать где взять этот материал, если он понадобился.

Таким образом, при домашнем задании необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся и творческое мышление, сделать процесс приготовления домашнего задания интересным для самого учащегося, снять обязательность и тогда деятельность учащихся становится продуктивнее, чем при стандартном задании на дом. Процесс поиска нужной информации гораздо важнее, потому что это процесс познавательной деятельности учащихся с последующим применением его на практике.

Любимова Л.А.24.02.2016 4450 Вне урока
Всего комментариев: 0
avatar