РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Рассылка портала

Рассылка для учителей

Развивающее обучение на уроках математики.

Развивающее обучение на уроках математики.
Развивающее обучение на уроках математики.
 
Учитель МБОУ Мешковской СОШ
Самсонова О.Л.


Я, Самсонова Ольга Леонтьевна, в школе работаю 23 года. В должности учителя математики 8 лет, имею 12 разряд преподаю в МБОУ Мешковской СОШ.

Наша школа работает над проблемой «Деятельный подход в обучении, как ресурс качественного образования». Работая над этой проблемой , знакомясь с опытом работы коллег, я на уроках стараюсь применять разные педтехнологии. Но технология развивающего обучения, при обучении учащихся 5-7 классов, мне близка и приносит результат в работе . Интерес к этой теме у меня возник давно, при написании целей и задач к уроку, мы всегда пишим обучающие задачи, развивающие и воспитательные. И если обучающие задачи на каждый урок были разные, то развивающие практически одни и те же «развивать память, мышление и речь». И только проработав в школе более 10 лет, я стала больше убеждаться, что обучение ребенка без его развития не может быть успешным.

Проблема развивающего обучения интересовала педагогов многих поколений: Я.А. Коменского и Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и И.Ф. Гербарта, К.Д. Ушинского и др. В советское время ее интенсивно разрабатывали психологи и педагоги Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Н.А. Менчинская, а также А.К. Дусавицкий, Н.Ф. Талызина, В.В. Репкин, С.Д. Максименко и др. Естественно, в разное историческое время исследователи неодинаково представляют и истолковывают само понятие развиваюшего обучения.Начиная экспериментальную работу (1957 г.), Л.В. Занков со своей лабораторией проанализировал и критически оценил содержание и традиционную методику обучения в начальных классах. Было выявлено, что учебный материал облегчен. В обучении преобладает вербализм, развитие памяти происходит в ущерб развитию мышления, слабо используются внутренние побуждения к учению

Работая над проблемой развивающего обучения , я изучила опыт многих педагогов. Л.С. Выготский выделил и обобщил следующие наиболее широко распространенные точки зрения на вопрос о соотношении обучения и развития:

  • обучение и развитие - два независимых друг от друга процесса; обучение "надстраивается" над созреванием; обучение чисто внешне использует возможности, которые возникают в процессе развития;
  • обучение может идти как вслед за развитием, так и впереди развития, продвигая его дальше (Выготский Л. С, Избранные психологические исследования. - М., 1956).

По мере обогащения психологической и педагогической теорий уточнялись представления о каждом из этих понятий. Постепенно понятия обучения и развития обретали статус междисциплинарных и базовых категорий. Общеупотребляемыми стали следующие трактовки этих понятий:
- развитие - это процесс количественных и качественных изменений организма, нервной системы, психики, личности;
- обучение - процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, организация усвоения знаний, умений и навыков.

З.И. Калмыкова выделяет следующие приемы мнемической деятельности: прямая установка на запоминание; сознательное применение таких приемов, как группировка, классификация, составление плана, выделение смысловых опор; "сжатие", "уплотнение" материала; наложение информации на наглядно представленные "опоры" - условные знаки, символы, отражающие не только отдельные элементы этих знаний, но и взаимосвязь между ними; многократный возврат к материалу и др.

Г.А. Цукерман выдвигает следующие:
1.Обеспечить душевное здоровье и эмоциональное благополучие школьников. И душевное здоровье, и эмоциональное благополучие являются необходимым условием успешности любой деятельности, в том числе и обучения. Ребенок с эмоциональными проблемами не способен ни усваивать знания, умения, навыки, ни полноценно творить, ни полноценно общаться. В школе он обречен попасть в разряд "трудных" учеников - неуспевающих и недисциплинированных.

Перед уроком мне всегда интересно узнать с каким настроением пришли дети на урок, от этого зависит, как пройдет урок. Рефлексия перед уроком помогает определить тех детей, которые чем- то обеспокоены( не выполнил домашнюю работу, не выучил правило , получил плохую отметку на предыдущем уроке и тд.) Достаточно 1 минуты, чтобы успокоить ученика и вовлечь его в работу. Мои ученики знают, что если не выполнил Д/З, то лучше об этом сказать сразу перед уроком (причины могут быть разные), не обманывая учителя , но они знают, что на следующем уроке я проверю это задание. Если ученики пришли уставшие или получили неудовлетворительную оценку на предыдущем уроке, то мне помогают небольшие стихотворения, смешные случаи из школьной жизни, смешные фотографии.

1.Учитель спрашивает учеников:
-Какая личность ,с которой вы столкнулись в течение учебного года, потрясла вас сильнее всего?
-Меня-Наполеон.
-Меня-Юлий Цезарь.
-А меня-мой отец, когда увидел дневник.
-Чтобы не возникли проблемы с родителями, мы сегодня обязательно должны получить хорошие оценки.

2.В камере хранения.
Приму от вас я на, на храненье
дурное ваше настроенье
уроки учить нехотенье,
хотенье болтать ерунду
и верьте новое ваше настроение
доставит вам наслаждение
И очень хорошие оценки.
Появятся у вас в дневнике.

3.Причины опозданий
Во вторник подвела постель –
Не смог я вовремя проснуться.
Позавчера забыл портфель
В нем был банан – пришлось вернуться.
В своих ошибках разобрался,
Сегодня в срок прийти хотел,
Но слишком сильно разогнался
И мимо школы пролетел.

В конце урока, я обязательно провожу рефлексию, стараюсь, чтобы дети уходили с хорошим настроением.
Проводя анкетирование в одном классе в начале года я увидела, что детей, идущих на мой урок с хорошим настроением увеличилось. Это меня очень радует и позволяет эффективно проводить уроки.

2 Научить самостоятельно учиться. Умение учиться входит в необходимую каждому человеку способность к самоизменению и саморазвитию.
При изучении новой темы( не сложной для учащихся) прошу прочитать самостоятельно параграф и сделать следующие пометки на полях карандашом над каждым абзацем !- мне все ясно
!?-помню, что учили, но забыла
?- не поняла.

Затем при коллективном разборе новой темы главную роль на уроке отвожу тем, у кого все !
И в нашей работе мы проводим самостоятельные работы. Я иногда не согласна с этим видом работы, вернее с названием. Ведь когда мы на уроке, объясняем материал, затем несколько уроков его закрепляем и в итоге дети решают подобные задание, то согласитесь, что самостоятельности здесь самая малость- решить подобное. Затем мы изучаем следующий материал, а то что они решали «самостоятельно» дети забывают и причем многие очень быстро.
Поэтому очень эффективно на уроке демонстрирую или мы создаем схематические алгоритмы решения. Такие пособия облегчают переход мысли ученика от конкретного к абстрактному, от явления к сущности и в конечном счете способствуют развитию абстрактного мышления. Наиболее совершенной разновидностью таких учебных пособий является таблицы, схемы.
На обобщающих уроках мы с учащимися составляем таблицу, схему по изученной теме. И самостоятельные работы проходят на уроках по темам уже изученным, я разрешаю пользоваться схемами, таблицами. Детям приходится самим вспомнить , с помощью подсказок, как правильно выполнить задание. Вот такую работу я могу назвать самостоятельной.
Выполняя требования реализации принципов развивающего обучения я всегда слежу за правильным соотношением на уроке устных и письменных, в частности практических работ. Есть мнение, что развитие мышления учащихся осуществляется главным образом во время различного вида бесед . Но беседа подразумевает только ответы учащихся ,учащееся стали отвыкать от логически целостных высказываний, которые, конечно, характеризует уровень их мышления. Иногда целенаправленный рассказ или проблемно построенная лекция учителя развивает мышление в большей мере, чем беседа. Поэтому в своей работе я использую и рассказ и мини лекции. Дети ,прослушав интересный материал, стараются сами найти что-то дополнительно и с удовольствием рассказывают на уроках.

Никакие упражнения или задачи не принесет успеха в развитии мышления , если они трудны и не соответствуют знаниям учащихся, если для решения их нет соответствующей базы.
И вот здесь не обойтись без индивидуальной работы с учеником.
Эта работа должна проводиться по двум направлениям;
а) работа со слабым учеником ;
б) работа с сильным учеником.
Для развивающего обучения большое значение имеет правильная организация индивидуальной и дифференцированной работы.
Я, войдя в класс ,часто вспоминаю слова Л.Н.Толстого: " Я не мог и не могу войти в школу, чтобы не испытать физического беспокойства, как бы не просмотреть Ломоносова, Пушкина, Глинку, Остроградского. Как бы узнать, кому, что нужно...” Конечно , не каждый рождается гением. Но талант есть в каждом. Когда-нибудь каждый будет приятно поражен, как много и хорошо он умеет, если будет честен перед самим собой и безжалостным к своим порокам. А ведь талант, помноженный на трудолюбие, рождает гениальность.
И очень мне близка по этому направлению концепция С.А. Смирнова. В этой концепции, отражающей методику совместного творчества, в качестве основной цели педагогического процесса рассматривается создание условий для максимально возможного развития способностей ребенка в сочетании с интенсивным накоплением социального опыта и формированием у него внутреннего психологического покоя и уверенности в своих силах.

Методика опирается на следующие принципы организации учебной деятельности учащихся в школе:
-Отношение к ребенку как к субъекту любого вида деятельности. Педагог должен полностью признать за ребенком право на существование собственного мнения и индивидуальной линии развития.
-Организация активного взаимодействия учащихся со сверстниками и создание ситуаций взаимообогащения.
-Включение учащихся в творческую деятельность и развитие на базе учебного материала их творческих способностей. Творческая деятельность является средством интенсивного развития интеллектуальных способностей и личностных качеств ребенка.( Составление кроссвордов по изученной теме, ребусов, стихов…)
Современный урок - это урок активного обучения, который призван решить три основные задачи - обучения, воспитания и развития.
Исходя их требований к современному уроку , мне пришлось изменить и свои подходы к обучению. Хорошо помогают курсы повышения квалификации. Я прошла курсы в 2008 году по теме «Эффективная реализация современного школьного математического образования на основе ИКТ». И курсы 2011 году «По внедрению электронных образовательных ресурсов в учебно- образовательный процесс».

Развивать ребенка нужно всегда и везде. В этом мне помогает и работа классного руководителя. Взяв 5 класс я посетила всех детей с целью узнать , чем они увлекаются дома. Результат был очень интересный. Мальчик, который в классе очень незаметный, ни с кем не дружил оказался очень увлекающимся человеком. У него были свои кролики, лошадь, за которыми он сам ухаживал, причем о этих животных он изучал все по научным книгам. Мы проводили личные выставки своих увлечений. Выставляли вышивки, вязания, коллекции насекомых, интересные книги, марки, коллекции денег …
В классе мы ведем дневник класса, в которой отмечаем успех каждого (в учебе, в каких мероприятиях участвовали, в каких спортивных соревнования участвовали, результаты) и «Книгу рекордов» (выбираем самого умного, самого быстрого, лучшего математика, руссиста и тд.)
Если дети активные во внеклассной работе, то эта активности переходит и в учебную деятельность. Результатом этой работы –это победы в конкурсах, участие в предметных олимпиадах.
(Грамоты)
Работая по этой теме , я стараюсь поделиться и своим опытом с другими коллегами. Я принимала участие в районном конкурсе «Лучший урок» .Хорошую возможность нам дает ИНТЕРНЕТ. Разработки моих уроков можно найти на сайте «Учительский портал». Это конечно для меня «непаханное поле», которое я начала с интересов осваивать.

И в заключении несколько советов:

  • Уйти от традиционной системы.
  • Учить детей без двоек и без принуждения.
  • Быть уверенным в силах и способностях каждого.
  • Заставлять учащихся и себя всё время думать, искать, творить.
  • Не бояться общаться с детьми на равных.
  • Делать учение радостным.
  • Развивать устойчивый интерес к знаниям.
  • Всё время быть готовыми к любым вопросам детей.
Самсонова Ольга Леонтьевна24.06.2012 82430 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar
Презентации на 23 февраля